Елена Полуказакова
Выразительно-изобразительные средства лексики и синтаксиса и их роль в речи
▼ Скачать + Заказать документы
Выразительно-изобразительные средства лексики и синтаксиса и их роль в речи
Лексические явления для аргументации
Лексическое явление Роль (функция) в речи Примеры
Антонимы *Средство создания контраста, резкого противопоставления; создавая контраст, ярче подчеркивают мысль, позволяют обратить внимание на самое главное, способствуют краткости и выразительности высказывания.
Публикация «Выразительно-изобразительные средства лексики и синтаксиса и их роль в речи» размещена в разделах
*Создают стилистическую фигуру антитез, которая позволяет добиться афористической точности в выражении мысли; лежит в основе многих пословиц, поговорок, образных выражений, крылатых фраз -Дома новы, а предрассудки стары. (Грибоедов)
-Мне грустно потому, что весело тебе (Лермонтов)
-Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок (Есенин)
-То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть
(Некрасов)
-Старый друг лучше новых двух ; Маленькое дело лучше большого безделья; Ученье - свет, а неученье – тьма;
-Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь (Грибоедов)
Диалектизмы *помогают передать местный колорит;
*средство речевой характеристики героя -Встречавшиеся казаки кланялись, с азов и из куреней из-под ладоней глядели бабы (Шолохов)
Жаргонизмы *средство речевой характеристики героя
*придают речи особую экспрессивность -«Хреново ты с мамашей говоришь», - сказал Мишка своему другу
-Чего ты лыбишься? Ты не смейся, я верняк говорю (Каледин)
Книжная лексика *придает речи возвышенную окраску, экспрессивность, патетику;
*средство речевой характеристики героя;
*средство выражения авторской оценки -Эта встреча с великим Львом Николаевичем незабвенна, это лучшая минута моей жизни (Гиляровский)
-Прочти сей манускрипт, - посоветовал мне Гошка
Лексические повторы *помогают выделить в тексте важное понятие, глубже вникнуть в содержание высказывания;
*однокоренные слова часто противопоставляются в контексте и усиливают последующую градацию, придавая тексту особую значимость, афористичность
*придают речи эмоционально – экспрессивную окраску, усиливают выразительность речи -Герой-защитник, герой-победитель, герой-носитель высоких качеств, в которые его одевает народное воображение (А. Толстой)
-Невечный для времён, я вечен для себя (Баратынский)
-Служить бы рад – прислуживаться тошно (Грибоедов)
-Она была прелестна в своем простом черном платье, прелестны был её полные руки с браслетами, прелестна твёрдая шея с ниткой жемчуга… (Л. Толстой)
Метафоры *основываясь на ярких ассоциациях, создают ёмкий образ;
*наглядно и образно описывают предметы и действия, представляют мысль;
*являются ярким средством речевой выразительности, придают речи эмоциональный характер -Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму (Паустовский)
-Хмель запеленал избушку так, что напоминала она косматую одноглазую голову (Астафьев)
-Зеленые бороды мха липнут к одежде (Песков)
Разговорная и просторечная лексика * средство речевой характеристики героя;
*средство выражения авторской оценки;
*придаёт речи эмоциональную и экспрессивную окраску -В отделение, родимый, м завсегда с тобой успеем (Паустовский)
-Колька впервые тогда шкваркул жену по загривку. Она, ни слова не говоря, умотала к своим (Шукшин)
-А моя дурёха-то никак замуж не выйдет
Синонимы *позволяют обратить снимание на ту или иную деталь, выразить определенное отношение к названному предмету или явлению, дать его оценку;
*усиливают выразительность речи (особенно при нанизывании синонимов);
*служат для сопоставления обозначаемых ими понятий _Кудрин засмеялся. Всё происшедшее показалось ему диким бредом, нелепостью, сумбурной чепухой…которая рассыплется, развеется, как мираж (Лавренев)
_Она была там, во враждебном мире, который он не признавал, презирал, ненавидел (Бондарев)
-Никитину хотелось…не просто думать, а размышлять (Бондарев)
Сравнения *позволяют наглядно объяснить какое-либо явление;
*являются средством речевой экспрессии -Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка (Лермонтов)
-Багряное солнце, пронизав листву сада, светило в окна снопами острых красных лучей (Горький)
Устаревшие слова *создают колорит эпохи;
*придают речи оттенок торжественности, патетической взволнованности;
*создают комический эффект, выражают иронию -Скачут офицеры в железных латах, коротких епанчах (А. Толстой)
-У жены твоей – очи, и не губы-уста (Казакова)
-Попытки превратить своё чадо в «чудо» катастрофически часто заканчиваются неудачей
Фразеологизмы *афористично, кратко и ёмко выражают мысль;
*выражают авторскую оценку изображаемого -Никто ничего не промолвил, точно все в рот воды набрали (Тургенев)
-Это был карьерист не до мозга костей, а глубже, до последней капли крови, и притом карьерист мелкий, неуверенный в себе (Чехов)
Эпитеты *характеризуя предмет и образно описывая действия, придают речи красочность и выразительность -Сквозь волнистые туман пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она (Пушкин)
Вводные слова и словосочетания *в зависимости от значения могут указывать на последовательность изложения мыслей, выражать степень достоверности изображаемого, отношение автора к изображаемому и проч. ;
*выражают оценочные значения -Героиней этого романа, само собой разумеется, была Маша (Л. Толстой)
-Он, стало быть, бережёт себя;
-Вдруг, к моему изумлению, из ящика донёсся слабый писк;
-А ты, кроме шуток, хорош был!;
-Не правда ль, он хорош?
Вопросно-ответная форма изложения *диалогизирует речь, делает адресата собеседником говорящего, активизирует его внимание;
*оживляет повествование, придаёт ему динамику и выразительность;
*позволяет автору привлечь читателя к совместному размышлению -«Но что я такое сделал?-спрашивал он себя с тоской. – Продал старую, совершенно ненужную мне черепаху». – «Да, она тебе не нужна, - прозвучал ответ, - но ты ей нужен. Всё, что есть хорошего на свете, было для тебя, а ты для кого был?» - «Я кормлю птиц и рыб, я меняю им воду». – «Да, пока тебе с ними весело, а не будет весело, т делаешь с ними то же, что и с Машкой» - «А почему же нельзя так сделать?» (Нагибин)
Восклицательные предложения *дают эмоциональную оценку сообщаемому
*выражают эмоциональное состояние героя -Каким прекрасным мог быть мир, земля, со всей её природой, если бы человек лелеял её! (Гранин)
-Вечер такой славный! (Чехов)
-И каких только не бывает чудес на свете»
Градация *создает нарастание эмоциональной напряженности речи -Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид (Аксаков)
Инверсия *способствует выражению мысли, акцентируя внимание на важных, с точки зрения говорящего, словах фраз
*усиливает действенность речи;
*усиливает экспрессивность речи -Улица пустая вообще производит ужасное впечатление (Булгаков);
-Скука меня томила страшная (Тургенев)
-Ранний перепадал снежок (Шолохов)
-Невидимый звенел жаворонок (Нагибин)
Обращения *называя того, к кому обращаются с речью, выполняют информативную роль (являются средством речевого этикета);
*организуют текст;
*выражают характер общения (официальный, доверительный, дружеский, грубый и пр.);
*выражают отношение говорящего к собеседнику;
*являются средством речевой характеристики говорящего;
*риторически обращения усиливают выразительность текста -Старик! Я слышал много раз, сто ты меня от смерти спас (Лермонтов)
-Что же ты,
Моя старушка, приумолкла у окна? (Пушкин)
-Соседка, перестань срамиться (Крылов)
-Откуда, умная, бредёшь ты, голова? (Крылов)
-Что же ты, рыжая бестия, наделала?
-Приятель дорогой, здорово! (Крыло)
-Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ… (Лермонтов)
-О Волга, колыбель моя, любил ли кто тебя, как я? (Некрасов)
Однородные члены *важнейшее средство подробного описания предметов, из свойств, а также различных явлений, процессов;
*конкретизируют изображаемое;
*придают динамику и экспрессивность сообщаемому;
*лежат в основе такого средства изобразительности, как градация -За всё я отвечаю в этом мире - за вздохи, слёзы, горе и потери (Мартынов)
-Есть период в судьбе страны, когда возникает потребность сверять свою личную жизнь, свою работу, своё творчество с тем временем, в котором живёшь (Михалков)
*Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю (Паустовский)
-Не дай остыть душе поэта, ожесточиться, очерстветь, наконец, окаменеть (Пушкин)
Парцелляция *повышает коммуникативную значимость отделенной части высказывания;
*создаёт экспрессивность текста -Этот человек сникал себе всеобщее уважение не только умением побеждать. Благородством. Скромностью. Своей удивительной волей
Риторические вопросы *способствует привлечению внимания адресата и усилению воздействия речи на его чувства
*усиливают выразительность речи -Разве нет у нас творчества, бьющего через край? Разве у нас нет умного, богатого, гибкого, роскошного языка, более богатого и гибкого, чем какой-либо из европейских языков?