Получи документы

Выразительно-изобразительные средства лексики и синтаксиса и их роль в речи

Елена Полуказакова
Выразительно-изобразительные средства лексики и синтаксиса и их роль в речи
▼ Скачать + Заказать документы

Выразительно-изобразительные средства лексики и синтаксиса и их роль в речи

Лексические явления для аргументации

Лексическое явление Роль (функция) в речи Примеры

Антонимы *Средство создания контраста, резкого противопоставления; создавая контраст, ярче подчеркивают мысль, позволяют обратить внимание на самое главное, способствуют краткости и выразительности высказывания.

Публикация «Выразительно-изобразительные средства лексики и синтаксиса и их роль в речи» размещена в разделах

*Создают стилистическую фигуру антитез, которая позволяет добиться афористической точности в выражении мысли; лежит в основе многих пословиц, поговорок, образных выражений, крылатых фраз -Дома новы, а предрассудки стары. (Грибоедов)

-Мне грустно потому, что весело тебе (Лермонтов)

-Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок (Есенин)

-То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть

(Некрасов)

-Старый друг лучше новых двух ; Маленькое дело лучше большого безделья; Ученье - свет, а неученье – тьма;

-Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь (Грибоедов)

Диалектизмы *помогают передать местный колорит;

*средство речевой характеристики героя -Встречавшиеся казаки кланялись, с азов и из куреней из-под ладоней глядели бабы (Шолохов)

Жаргонизмы *средство речевой характеристики героя

*придают речи особую экспрессивность -«Хреново ты с мамашей говоришь», - сказал Мишка своему другу

-Чего ты лыбишься? Ты не смейся, я верняк говорю (Каледин)

Книжная лексика *придает речи возвышенную окраску, экспрессивность, патетику;

*средство речевой характеристики героя;

*средство выражения авторской оценки -Эта встреча с великим Львом Николаевичем незабвенна, это лучшая минута моей жизни (Гиляровский)

-Прочти сей манускрипт, - посоветовал мне Гошка

Лексические повторы *помогают выделить в тексте важное понятие, глубже вникнуть в содержание высказывания;

*однокоренные слова часто противопоставляются в контексте и усиливают последующую градацию, придавая тексту особую значимость, афористичность

*придают речи эмоционально – экспрессивную окраску, усиливают выразительность речи -Герой-защитник, герой-победитель, герой-носитель высоких качеств, в которые его одевает народное воображение (А. Толстой)

-Невечный для времён, я вечен для себя (Баратынский)

-Служить бы рад – прислуживаться тошно (Грибоедов)

-Она была прелестна в своем простом черном платье, прелестны был её полные руки с браслетами, прелестна твёрдая шея с ниткой жемчуга… (Л. Толстой)

Метафоры *основываясь на ярких ассоциациях, создают ёмкий образ;

*наглядно и образно описывают предметы и действия, представляют мысль;

*являются ярким средством речевой выразительности, придают речи эмоциональный характер -Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму (Паустовский)

-Хмель запеленал избушку так, что напоминала она косматую одноглазую голову (Астафьев)

-Зеленые бороды мха липнут к одежде (Песков)

Разговорная и просторечная лексика * средство речевой характеристики героя;

*средство выражения авторской оценки;

*придаёт речи эмоциональную и экспрессивную окраску -В отделение, родимый, м завсегда с тобой успеем (Паустовский)

-Колька впервые тогда шкваркул жену по загривку. Она, ни слова не говоря, умотала к своим (Шукшин)

-А моя дурёха-то никак замуж не выйдет

Синонимы *позволяют обратить снимание на ту или иную деталь, выразить определенное отношение к названному предмету или явлению, дать его оценку;

*усиливают выразительность речи (особенно при нанизывании синонимов);

*служат для сопоставления обозначаемых ими понятий _Кудрин засмеялся. Всё происшедшее показалось ему диким бредом, нелепостью, сумбурной чепухой…которая рассыплется, развеется, как мираж (Лавренев)

_Она была там, во враждебном мире, который он не признавал, презирал, ненавидел (Бондарев)

-Никитину хотелось…не просто думать, а размышлять (Бондарев)

Сравнения *позволяют наглядно объяснить какое-либо явление;

*являются средством речевой экспрессии -Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка (Лермонтов)

-Багряное солнце, пронизав листву сада, светило в окна снопами острых красных лучей (Горький)

Устаревшие слова *создают колорит эпохи;

*придают речи оттенок торжественности, патетической взволнованности;

*создают комический эффект, выражают иронию -Скачут офицеры в железных латах, коротких епанчах (А. Толстой)

-У жены твоей – очи, и не губы-уста (Казакова)

-Попытки превратить своё чадо в «чудо» катастрофически часто заканчиваются неудачей

Фразеологизмы *афористично, кратко и ёмко выражают мысль;

*выражают авторскую оценку изображаемого -Никто ничего не промолвил, точно все в рот воды набрали (Тургенев)

-Это был карьерист не до мозга костей, а глубже, до последней капли крови, и притом карьерист мелкий, неуверенный в себе (Чехов)

Эпитеты *характеризуя предмет и образно описывая действия, придают речи красочность и выразительность -Сквозь волнистые туман пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она (Пушкин)

Вводные слова и словосочетания *в зависимости от значения могут указывать на последовательность изложения мыслей, выражать степень достоверности изображаемого, отношение автора к изображаемому и проч. ;

*выражают оценочные значения -Героиней этого романа, само собой разумеется, была Маша (Л. Толстой)

-Он, стало быть, бережёт себя;

-Вдруг, к моему изумлению, из ящика донёсся слабый писк;

-А ты, кроме шуток, хорош был!;

-Не правда ль, он хорош?

Вопросно-ответная форма изложения *диалогизирует речь, делает адресата собеседником говорящего, активизирует его внимание;

*оживляет повествование, придаёт ему динамику и выразительность;

*позволяет автору привлечь читателя к совместному размышлению -«Но что я такое сделал?-спрашивал он себя с тоской. – Продал старую, совершенно ненужную мне черепаху». – «Да, она тебе не нужна, - прозвучал ответ, - но ты ей нужен. Всё, что есть хорошего на свете, было для тебя, а ты для кого был?» - «Я кормлю птиц и рыб, я меняю им воду». – «Да, пока тебе с ними весело, а не будет весело, т делаешь с ними то же, что и с Машкой» - «А почему же нельзя так сделать?» (Нагибин)

Восклицательные предложения *дают эмоциональную оценку сообщаемому

*выражают эмоциональное состояние героя -Каким прекрасным мог быть мир, земля, со всей её природой, если бы человек лелеял её! (Гранин)

-Вечер такой славный! (Чехов)

-И каких только не бывает чудес на свете»

Градация *создает нарастание эмоциональной напряженности речи -Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид (Аксаков)

Инверсия *способствует выражению мысли, акцентируя внимание на важных, с точки зрения говорящего, словах фраз

*усиливает действенность речи;

*усиливает экспрессивность речи -Улица пустая вообще производит ужасное впечатление (Булгаков);

-Скука меня томила страшная (Тургенев)

-Ранний перепадал снежок (Шолохов)

-Невидимый звенел жаворонок (Нагибин)

Обращения *называя того, к кому обращаются с речью, выполняют информативную роль (являются средством речевого этикета);

*организуют текст;

*выражают характер общения (официальный, доверительный, дружеский, грубый и пр.);

*выражают отношение говорящего к собеседнику;

*являются средством речевой характеристики говорящего;

*риторически обращения усиливают выразительность текста -Старик! Я слышал много раз, сто ты меня от смерти спас (Лермонтов)

-Что же ты,

Моя старушка, приумолкла у окна? (Пушкин)

-Соседка, перестань срамиться (Крылов)

-Откуда, умная, бредёшь ты, голова? (Крылов)

-Что же ты, рыжая бестия, наделала?

-Приятель дорогой, здорово! (Крыло)

-Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ… (Лермонтов)

-О Волга, колыбель моя, любил ли кто тебя, как я? (Некрасов)

Однородные члены *важнейшее средство подробного описания предметов, из свойств, а также различных явлений, процессов;

*конкретизируют изображаемое;

*придают динамику и экспрессивность сообщаемому;

*лежат в основе такого средства изобразительности, как градация -За всё я отвечаю в этом мире - за вздохи, слёзы, горе и потери (Мартынов)

-Есть период в судьбе страны, когда возникает потребность сверять свою личную жизнь, свою работу, своё творчество с тем временем, в котором живёшь (Михалков)

*Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю (Паустовский)

-Не дай остыть душе поэта, ожесточиться, очерстветь, наконец, окаменеть (Пушкин)

Парцелляция *повышает коммуникативную значимость отделенной части высказывания;

*создаёт экспрессивность текста -Этот человек сникал себе всеобщее уважение не только умением побеждать. Благородством. Скромностью. Своей удивительной волей

Риторические вопросы *способствует привлечению внимания адресата и усилению воздействия речи на его чувства

*усиливают выразительность речи -Разве нет у нас творчества, бьющего через край? Разве у нас нет умного, богатого, гибкого, роскошного языка, более богатого и гибкого, чем какой-либо из европейских языков?

Публикации по теме:

Дидактические игры и пособия как средства развития речиДидактические игры и пособия как средства развития речи Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, которая в дошкольном образовательном учреждении может выступать как форма,.

Использование наглядного моделирования как средства развития речи с неговорящими детьми Работа с неговорящими детьми носит долгий и кропотливый труд. Прежде чем начать работать с ребенком, нужно четко представлять и понимать.

Использование дидактических игр как средства развития речи детей младшего дошкольного возрастаИспользование дидактических игр как средства развития речи детей младшего дошкольного возраста Начиная с младшего дошкольного возраста, дети проявляют большой интерес к языковой деятельности, «экспериментируют» со словами, создают.

Использование моделирования как средства развития связной речи детей дошкольного возраста Дошкольный возраст – сензитивный период в обучении ребенка родному языку. От того насколько у ребенка развито умение говорить, насколько.

Изобразительные техники арт-терапии Занятия с детьми внимание не должны собрания ограничиваться обычным суток набором изобразительных материалы средств (бумага, кисти, Она.

Консультации для воспитателей «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи» У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень.

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи. Консультация для родителей У большинства детей дошкольного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не.

Приемы работы: изобразительные техники Марания В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить». В нашем случае, в условиях арт-сессии, речь идет о спонтанных рисунках.

Средства математического развития, роль развивающей среды Слайд 2 В теории обучения (дидактике) особое место отводится средствам обучения и влиянию их на результат этого процесса. Под средствами.

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи Консультации для воспитателей старшей группы №8 Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи. Рекомендации для воспитателей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выразительно-изобразительные средства лексики и синтаксиса и их роль в речи
Опубликовано: 4 декабря 2018 в 21:33
+29Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Выразительно-изобразительные средства лексики и синтаксиса и их роль в речи» (включая файлы) размещена пользователем Елена Полуказакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД