Хлебникова Татьяна Николаевна
Средства математического развития, роль развивающей среды
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 2
В теории обучения (дидактике) особое место отводится средствам обучения и влиянию их на результат этого процесса. Под средствами обучения понимаются : совокупности предметов, явлений, знаки, (модели,действия, а также слово, участвующие непосредственно в учебно-воспитательном процессе и обеспечивающие усвоение новых знаний и развитие умственных способностей.
Слайд 3
Основные функции средств обучения
1. реализует принцип наглядности;
Публикация «Средства математического развития, роль развивающей среды» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
2. репрезентирует сложные абстрактные математические понятия в доступные;
3. ведут к овладению способами действий;
4. способствуют накоплению чувственного опыта;
5. дают возможность педагогу управлять познавательной деятельностью ребенка;
6. увеличивают объем самостоятельной познавательной деятельностью детей;
7. рационализирует, интенсифицирует процесс обучения
Слайд 4
Обучение математике основывается на конкретных образах и представлениях
Эти конкретные представления подготавливают фундамент для формирования на их основе математических понятий. Без обогащения чувственного познавательного опыта невозможно полноценное владение математическими знаниями и умениями.
Эти конкретные представления подготавливают фундамент для формирования на их основе математических понятий. Без обогащения чувственного познавательного опыта невозможно полноценное владение математическими знаниями и умениями.
Слайд 5
Значение раздаточного материала заключается прежде всего В том, что он дает возможность придать процессу обучения действенный характер, включить ребенка непосредственно в практическую деятельность.
Слайд 6
Формирование у детей представлений и понятий о величине и форме просто невозможно без наглядности. В связи с этим используются разнообразные фигуры как эталоны формы, графические и модельные изображения формы. Одной из наиболее распространенных форм наглядностей являются учебные таблицы. Использование таблиц имеет педагогический эффект лишь в том случае, если демонстрация их связана не только с пояснением воспитателя во время изложения нового материала, но и с организацией самостоятельной работы детей. Геометрические плоскостные фигуры и объемные формы, различные по размеру и цвету.
Слайд 7
Наглядный материал должен соответствоватьопределенным требованиям:
- предметы для счета и их изображения должны быть известны детям, они берутся из окружающей жизни;
- чтобы научить детей сравнивать количества в разных совокупностях, необходимо разнообразить дидактический материал, который можно было бы воспринимать разными органами чувств (на слух, зрительно, на ощупь);
- наглядный материал должен быть динамичным и в достаточном количестве; отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Слайд 8
Развивающая математическая среда
1. Целенаправленное формирование интереса к элементарной математической деятельности;
2. Формирование качеств и свойств личности ребенка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность и целесообразность действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность;
3. Воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
Слайд 9
Развивающая предметная среда - это совокупность природных, социальных и культурных предметных средств, удовлетворяющих потребности актуального, ближайшего перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности.
Основной неотъемлемой частью развивающей среды являются игры, способствующие развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития». Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений понятий.
В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Работая по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста важным условием в организации развивающей среды является отбор педагогом игр,игрушек, игрового оборудования, оптимальных с точки зрения количества и качества
Слайд 10
Насыщение предметно-развивающей средыдолжно быть разумным
Игры должны соответствовать возрасту детей и задачам, которые решаются на данном этапе. Педагогу необходимо своевременно изменять предметно-развивающую среду за счёт новых атрибутов, игрушек, игрового оборудования в соответствии с новым содержанием игр. Конечно же, важна и доступность предметно - развивающей среды для детей: игры, игрушки, различные игровые атрибуты должны располагаться не выше вытянутой руки ребенка. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребёнка.
Для формирования элементарных математических представлений детей важно создать такую среду и такую систему отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его умственную деятельность и развивали бы в ребенке именно то, что
в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
Слайд 11
Развивающие игры
-«Танграм» способствует наглядно-образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей.
-«Чудо-крестики» - это головоломка, конструктор и пособие для решения логико-математических задач. Ребенок решает головоломку, знакомится с цветами и геометрическими фигурами, из частей головоломки складывает различные фигуры, развивая логическое мышление, моторику рук, конструкторские способности и воображение
-"Уникуб»-это развивающая
головоломка, представляющая из себя несколько элементов куба разной конфигурации и цвета. Способствует развитию произвольности (умения играть по правилам и выполнять инструкции, наглядно-образного мышления, сформированности сенсорных эталонов цвета, величины и формы, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных способностей
Слайд 12
[b]Логико-математические игры:[/b]
- «Чудо-цветик» совмещает в себе функции головоломки, пространственного конструктора, а также игровой платформы для решения логико-математических задач. Эта яркая, красочная игрушка представляет собой базу-вкладыш с двумя цветками, поделенными на разноцветные сегменты-дольки.
- «Числовозик». С помощью этой игры ребенок познакомится с порядковым и количественным счетом, научится составлять и решать примеры.
Слайд 13
Игры на установление последовательности по степени возрастания
Слайд 14
Игры на установление отношений «часть-целое»
Слайд 15
Игры на сравнение предметов по нескольким признакам (цвет и форма)
Слайд 16
Игры на составление целого из частей (пазлы)
Слайд 17
Игры на поиск недостающего объекта
Слайд 18
Игры на формирование временных представлений
Слайд 19
Игровые упражнения, направленные на развитие мышления, памяти, внимания, восприятия
Для формирования элементарных математических представлений детей важно создать такую среду и такую систему отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его умственную деятельность и развивали бы в ребенке именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
Слайд 20
Спасибо за внимание!