Татьяна Чернова
Выявление и развитие у малышей способностей к творческой деятельности и социально — коммуникативной адаптации
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Младший дошкольный возраст - этап психического развития ребенка в
возрастном диапазоне от 3 до 4 лет.
Преодоление кризиса трех лет ведет к дальнейшему развитию игры.
Социальная ситуация развития характеризуется тем, что ребенок выходит за
круг своего семейного общения и устанавливает отношения с более широким
миром взрослых и детей.
Публикация «Выявление и развитие у малышей способностей к творческой деятельности и социально — коммуникативной адаптации» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Ведущая деятельность - особое значение приобретает сюжетно-ролевая
игра.
Именно через сюжетно-ролевую игру ребенок усваивает всю систему
человеческих отношений (разыгрываются сюжеты взаимоотношений людей,
которые он наблюдает в повседневной жизни). Именно через игру можно
увидеть, что восприятие взрослых в этот период происходит прежде всего, как
носителей общественных функций, определенных ролей (дети перенимают
роли взрослых). Усвоение социального опыта взаимоотношений людей в 3-4
года идет на эмоциональном уровне.
Изобразительная деятельность начинает играть большую роль в этот
период. Она позволяет более глубоко познавать мир и с помощью образов, на
чувственном уровне, отразить свое отношение к нему, которое еще не
осознается, а не выделяется в словах. Об этом свидетельствуют тематика
изображаемого и цвета, которые выбирает ребенок. Другое значение
изобразительной деятельности заключается в том, что в ней формируется
внутренний план действий.
Ребенок может увидеть в одном и том же материале,
формах и линиях различные образы и называть их. Так, в белом круге, что
изображено на сером круге, одна и та же ребенок может «увидеть» миску, мяч,
глаз человека, часы, яблоко и тому подобное. Воображение продолжает быть
все таким же неустойчивым, как и раньше, образы быстро меняются под
влиянием внешних впечатлений. Внимание - самопроизвольное. Чувства ярко выражены и ситуативны. Дети легко проникаются
чувствами других. Они не только бессознательно занимаются чувствами
других, но и могут их заметить, особенно в близких людей, обратить на них
внимание. Характерна повышенная чувствительность к тону, настроения и
отношения к себе окружающих.
Формируются нравственные и интеллектуальные эмоции детей. Дети
переживают гордость за выполненное поручение, за действия, одобряемые
взрослыми. Начинают понимать, что красиво, а что некрасиво делать.
Характерно, что трехлетние дети стесняются только взрослых и стыд возникает
только в конкретной реальной ситуации
Актуальность: В настоящее время проблема развития коммуникативных способностей стоит особенно остро: многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто - либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют согласовывать свои действия с партнёрами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей.
Цель: создание условий для раскрытия и развития творческих способностей и задатков, социально-коммуникативных навыков, заложенных в ребенке, через игру и занятия изобразительным искусством.
Задачи:
1. Развитие творческого мышления, его свойств: легкости быстроты, гибкости, оригинальности.
2. Развитие творческого воображения, создание возможности самовыражения.
3. Совершенствование познавательной сферы детей: процессов памяти, внимания, восприятия, речи.
4. Способствовать развитию коммуникативных навыков, сплочению коллектива, умению работать в группе.
5. Развитие эмоционального мира детей,
6. Обучение приемам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения.
7. Устранение негативных личностных проблем детей, формирование адекватной самооценки.
План работы:
Заучивание стихотворений и рассказывание их по цепочке, по строчке.
Инсценировка простых русских народных сказок.
Подвижные игры на прогулке.
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Семья», «Парикмахерская», «Больница» - каждый день.
1. Сентябрь: Социально-коммуникативные игры : «Нос к носу», «Липучка», «Ласковое приветствие». Рисование: «Ягода-малинка», «Морковка».
2. Октябрь: Социально-коммуникативные игры : «Паровозик», «Дотронься до…», «Змея». Рисование: «Мишка», «Яблоко»
3. Ноябрь: Социально-коммуникативные игры : «Дружба начинается с улыбки», «Поварята», «Комплименты». Рисование: «Неваляшка», «Виноград»
4. Декабрь: Социально-коммуникативные игры : «Ветер дует на…», «Солнце», «Змея». Рисование: «Снегопад», «Елочная игрушка»
5. Январь: Социально-коммуникативные игры : «Лужок с цветами», «Поиск», «Что случилось?». Рисование «Снеговик», «Укрась тарелочку»
6. Февраль: Социально-коммуникативные игры : «Пантомимические этюды», «Собери чемодан», «Эхо». Рисование: «Подарок моему другу», «Укрась галстук»
7. Март: Социально-коммуникативные игры : «Почта», «Что в сундучке?», «Я начну, а вы продолжаете». Рисование: «Подарок маме», «Дождик»
8. Апрель: Социально-коммуникативные игры : «Опиши друга», «Пум-пум-пум», «Почему? А потому!». Рисование: «Пасхальное яйцо», «»Солнышко»
9. Май: Социально-коммуникативные игры : «Кто ты?», «Путешествия Незнайки», «Что было бы, если бы я…». Рисование: «Салют», «Цветы»
10. Июнь: Социально-коммуникативные игры : «Художник слова», «Садовник», «Дотронься до…». Рисование: «Радуга», «Ромашки»
11. Июль: Социально-коммуникативные игры : «Ветер дует на…», «Паровозик», «Нос к носу»
12. Август: Социально-коммуникативные игры : «Лужок с цветами», «Автомобильчики», «Комплименты»