Наталья Ривняк
Опыт работы учителя начальных классов «Применение ИКТ в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями»
▼ Скачать + Заказать документы
Всероссийская конференция «ИКТ-компетенция педагогических работников в условиях реализации ФГОС». Доклад.
Применение ИКТ в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.
Опыт работы Ривняк Натальи Павловны,
учителя начальных классов
Публикация «Опыт работы учителя начальных классов „Применение ИКТ в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Начальная школа. 1-4 классы
- Опыт работы, практика
- Темочки
Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств. Учитель-профессия творческая. Применение информационных технологий на уроках позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность обучающихся, даёт возможность повысить эффективность образовательно деятельности учителя.
Убеждена, что применение компьютера позволяет учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные интересы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию, вносит новые элементы в процесс обучения, позволяет удачно сочетать коллективную работу с индивидуальной. Компьютер помогает сделать уроки более насыщенными, облегчает усвоение материала, интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Основная задача заключается в том, чтобы занимательность не заслоняла собственно учебные цели.
Внедрение информационных технологий основано на учё те следующих возрастных особенностей учащихся: в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную.
Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими, позволяет сделать этот процесс более плавным. Большая часть знаний, умений и навыков, полученных на уроках, еще не используется младшими школьниками во внеурочной деятельности; их практическая ценность утрачивается, а прочность-существенно снижается. Применение же полученных знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации их приобретения. Высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоционально напряженность, и оживляет учебный процесс.
Чаще всего провожу 2 вида уроков с использованием ИКТ.
1. Урок с мультимедийной поддержкой.
На таком уроке используется только один компьютер в качестве «электронной доски». На этапе подготовки анализируются электронные и информационные ресурсы, отбирается необходимый материал.
Иногда бывает очень сложно подобрать необходимые материалы для объяснения темы урока, поэтому создаются презентационные материалы с помощью программы Power Point или других мультимедийных программ.
Для проведения таких уроков необходим один персональный компьютер (ноутбук, мультимедийный проектор, колонки, экран).
Использование мультимедийных презентаций позволяет сделать урок эмоционально окрашенными, интересными. Мультимедийные презентации являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности урока.
С помощью мультимедийных презентаций разучиваю с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления, физминутки. На экране монитора появляются картинки – символы различных упражнений. Дети любят и упражнения, и мультимедиа.
Однако, хочется отметить, что использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и его наставника; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и ассоциативном виде в память детей.
Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:
• Осуществление полисенсорного восприятия материала;
• Возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
• Объединение аудио-, видео - и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
• Возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
• Активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
• Компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала.
Например :
Использование мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности обучения.
2. Практическое использование ИКТ на уроках
Использование ИКТ для реализации интеграции образовательных областей обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов.
Использую информационные технологии на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.
Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Я часто применяю видеоролики, фотографии (репродукции) электронной энциклопедии, различные тесты, задания, развивающего характера.
При разработке образовательной деятельности с использованием ИКТ уделяю особое внимание здоровью детей. Обязательно включаю физические и динамические паузы, зарядку для глаз, смену поз.
Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал обучающихся.
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:
• повышает качество знаний
• продвигает ребенка в общем развитии
• помогает преодолеть трудности
• вносит радость в жизнь ребенка
• позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
• создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и обучающихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Кроме того, фрагменты занятий, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активнее включаться в работу.
Мною накоплен опыт использования ИКТ в формировании математических представлений детей. ИКТ включаю в организацию по формированию математических представлений обучающихся с интеллектуальными нарушениями. При использовании ИКТ опираюсь на то, что у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление, поэтому они активно используют в работе принцип наглядности. Для реализации этого принципа использую разнообразный статичный и динамичный иллюстративный материал. Также использую ресурсы Интернета, что позволяет сделать процесс формирования математических представлений детей дошкольного возраста наглядным, информационно насыщенным и комфортным в формировании математических представлений. В практике работы использую компьютерные игровые программа «Уроки мудрой Совы» и «Учимся с Логошей».
Их цель: содействовать решению задач развития детей младшего школьного возраста, а именно: внимания, мышления (классификация, сериация, пространственных представлений, развитие речи, активизация словаря, закрепление понятия величины (большой, маленький, длинный, короткий, высокий, низкий, закрепление цветов спектра, геометрических фигур, упражнение в прямом счете в пределах 10 и умения соотносить число с цифрой, развитие мелкой моторики руки). Мудрая Сова и Логоша в веселой и доступной детям форме помогают работать над формированием у детей математических преставлений, а также рассказывают им много интересной и полезной информации. Особенностью этих программ являются яркость и доступность, простота управления, а веселые игры и интересные задания ожидают детей на каждом из этапов работы.
Отдаю предпочтение использованию программы PowerPoint для создания иллюстративного материала для показа с экрана. Обоснование: необходимость использования ИКТ по формированию математических представлений детей младшего школьного возраста потребностями в использовании большого количества наглядного материала, который не всегда отвечает современным требованиям.
Использую презентацию как часть урока, например, для проведения дидактической игры, ознакомления с новым материалом, для проверки знаний и т. п. Но основное назначение ИКТ вижу в выполнении отдельных заданий, а также в демонстрация иллюстративного материала. Кроме того, уроки с применением программы PowerPoint позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка, стимулировать внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике).
ИКТ могут быть органично вписаны в любой этап образовательной деятельности по формированию математических представлений у детей. Все зависит от темы урока, поставленных целей и задач, а также от общего уровня группы обучаемых детей. Так, детей можно подвести к компьютеру в начале урока. Это вызовет интерес к теме. Элементы ИКТ могут использоваться в середине урока, что позволит сменить виды деятельности. Применение ИКТ возможно и уместно в заключительной части урока на этапе оценки работы детей, тогда использование ИКТ выступает наградой за хорошую работу.
На занятиях по математическому развитию при помощи компьютера решаю проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под моим руководством на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, повторяют прямой и обратный счет, состав числа, выполняют действия с множествами, пишут цифры. Уроки включают в себя все виды игровой деятельности: игры на развитие математических способностей, игры на развитие внимания и мышления, подвижные игры, игры, совмещающие в себе речь и движение, игры на развитие моторики рук.
Для развития интереса к занятиям по развитию речи использую в работе материалы сайта https://games-for-kids.ru.
Материал сайта позволяет в интересной форме провести артикуляционную гимнастику, развивать физический слух, а также в букваре содержатся занимательные упражнения на знакомство с буквами.
Игровая компьютерная программа “Уроки Живой природы. Окружающий мир”.
С помощью игровой компьютерной программы “Уроки Живой природы. Окружающий мир” я помогаю детям не только познакомиться с окружающим миром, но знакомлю с правилами безопасного взаимодействия с ним. Учебный материал представлен в игровой форме, наиболее подходящей для детского восприятия. Многочисленные задания, которые ребенок выполняет, общаясь с анимированным персонажем, позволяют ему не только легко и прочно усвоить материал программы, но и развить внимание и логическое мышление.
Дети не только знакомятся с дикими животными, но и помогают им в разных проблемных ситуациях, взамен животные играют с детьми в различные развивающие игры.
Эти методические пособия помогают мне активизировать познавательную деятельность воспитанников, обеспечивают высокую степень визуализации образовательного процесса, повышают мотивацию к обучению.
Основа занятия - это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видео фильмами.
У школьников с интеллектуальными нарушениями небогатая жизненная практика и поэтому для них многие образы окружающего мира незнакомы. А при помощи ИКТ мы имеем возможность подобрать богатый иллюстративный материал. Ознакомление детей с окружающим миром является именно той областью, где использование визуальных и аудио эффектов создает наиболее полную картину для восприятия и использования в жизни преподносимого материала.
Однако, даже большое количество наглядных пособий и демонстрационных плакатов не смогут в аналогичной степени охватить весь объем информации доступный для мультимедиа технологий, объединяющих текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении, позволяя создать наиболее точное представление у детей об окружающем мире.
Достоинства использования ИКТ в своей практике я отношу к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных уроков – создание эффекта присутствия ("Я это видел!", у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.
Использование мультимедийных средств в школе не меняет методов работы (использование наглядного и пояснительного материалов, но значительно углубляет и расширяет качество и объем информации, преподносимой детям.