Марина Головнина
Всеобуч «Финансовая грамотность дошкольников». Фотоотчет
▼ Скачать + Заказать документы
Всеобуч «Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности» с родителями старшей и подготовительной групп.
Воспитатель Ю. Н. : Добрый день, уважаемые родители!
Мы рады и благодарны, что вы уделили время для сегодняшней встречи.
Воспитатель М. В. : Здравствуйте уважаемые родители!
Воспитатель Ю. Н. : Нашу встречу хотелось бы начать с замечательного стихотворения и небольшой сценки.
«С уважением» И. Тютюкин
Каждый мечтает с детства
Публикация «Всеобуч „Финансовая грамотность дошкольников“, Фотоотчет» размещена в разделах
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Педагогическая находка» январь 2024
Богатство иметь свое.
Но деньги – для жизни СРЕДСТВО.
А вовсе не цель ее. И каждый лишь то имеет,
С точностью до гроша,
Чем пользоваться умеет,
Чего достойна душа.
Частенько нас губит жадность.
И вот парадокс возник –
Мы вроде бы денег жаждем,
А к нам не идут они.
Не будем впадать в раздражение,
Завидуя богачам.
А будем всегда с уважением
К любым относиться деньгам.
Воспитатель Ю. Н. : Как вы уже поняли,мы сегодня будем разговаривать о деньгах, экономике. А точнее о финансовой грамотности наших детей. Мы сегодня расскажем вам,как формируется финансовая грамотность в дошкольном учреждении и дадим советы, рекомендации как это делать в семье.
Сценка «Семейная»[/i]
Воспитатель М. В: Итак, тема нашего всеобуча – это финансовая грамотность дошкольников. Вы скажите, почему и зачем такая тема и в детском саду… Поясним.
В данное время в образовании внедряется новая программа ФОП. ДО. И в соответствии с 18.6 ФОП ДО в области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности с детьми 5-6 лет являются в сфере трудового воспитания знакомство детей с элементарными экономическими знаниями, формирование первоначальных представлений о финансовой грамотности.
С детьми 6 -7 лет педагог создает игровые и проблемные ситуации для расширения представлений детей об обмене ценностями в процессе производства и потребления товаров и услуг, о денежных отношениях в сфере обмена товаров и услуг, развития умений бережливости, рационального поведения в процессе реализации обменных операций: деньги - товар (продажа - покупка, формирует представления о реальной стоимости и цене отдельных продуктов питания, игрушек, детских книг. В процессе обсуждения с детьми основ финансовой грамотности педагог формирует элементы культуры потребления: бережного отношения к ресурсам потребления: воде, электричеству, продуктам питания, одежде, обуви, жилищу.
Что такое финансовая грамотность?
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.
Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.
Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне. Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Поэтому необходимо формировать умение отличать желания от потребностей. Оттого, что желание детей часто не совпадают с возможностями их родителей, возникают конфликты, огорчения, разочарования и как следствие – комплекс несостоятельности будущих граждан общества. Нужно подвести детей к пониманию ограниченности денежных средств, что всегда приходится выбирать. На что их потратить, как правильно осуществить свой выбор. Очень много зависит от того как ребенку с детства дадут правильное понятие о финансах.
В целях обучения дошкольников финансово – экономической грамотности в нашем детском саду используем дидактические игры, худож литературу, тематические и сюжетные картинки, беседы, загадки и пословицы о труде и деньгах. Главной особенностью игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Ребята знакомятся с такими понятиями как экономика, калькулятор, доходы, расходы, бюджет, сбережения, накопления, бизнес. В дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи. Они узнают о магазинах (маленькие: продуктовый, цветочный, хозяйственный, книжный, аптека, булочная; большие: гастроном, супермаркет, торговые центры, делают вывод, что в магазинах можно купить все – все (продукты, одежду, обувь, компьютеры, мебель, автомобили и т. д.) – это то, что можно купить за деньги. А также учатся ценить свой и чужой труд, беречь результаты. Знакомятся с профессиями — традиционными и новыми (продавец, кассир, рекламный агент, товаровед, менеджер, значимостью различных видов труда для человека. Мы стараемся донести до сознания детей, что нет плохих или хороших, нужных или ненужных профессий, все необходимы. Неважно, кто человек по профессии, важно, как он выполняет свою работу, какую пользу приносит людям. Результат труда людей оплачивается деньгами. Совместно с детьми читаем художественную литературу, обучающую детей основам экономики: русские народные сказки :«Лисичка со скалочкой», авторские сказки и стихи: К. И. Чуковский «Муха-цокотуха», В. Катаев «Цветик-семицветик» А. Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» Ш. Перро «Кот в сапогах». Раскрашиваем раскраски, рисуем деньги. Ребята уже имеют некоторые представление о деньгах и о возможности их потратить, понимают, что все те игрушки, которые у них есть, а также одежда и еда – все это покупается. Они усвоили, что деньги можно накопить или потратить, а также о том, что потраченные деньги никогда не вернешь.
Сейчас мы с детьми можем посмотреть эволюцию развития счетных машин:
-палочки; -счеты; - калькулятор электрический; -ноутбук, планшет.
Экономическое воспитание дошкольников невозможно без участия вас родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье.
- создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях;
- организация семейных игр с ребенком, бесед, экскурсий.
Мы продолжаем поиск новых и интересных средств воспитания у детей экономической культуры, основ финансовой грамотности. В ходе занятий и игр дети приобретут представления о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, поможем ребенку осознать, что достичь экономических благ можно лишь трудом.
Малыши, так или иначе, сталкиваются с миром финансов. Ведь дошкольник вырастет, а знания, полученные в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущих экономических навыков.
Понятия, с которыми знакомят в детском саду на занятиях,
в режимных моментах. [/i]
Работать и зарабатывать. Работать означает трудиться за вознаграждение. Зарабатывать – получать вознаграждение за выполненную работу (также можно заработать наказание за провинность, проступок и т. п.).
Потребность, виды потребности. Что такое потребность? Товары первой необходимости: в пище, жилище, одежде, разнообразных услугах – медицинская помощь, образование, путешествия и экскурсии, стрижка в парикмахерской и пр.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин». Уточнить и расширить словарь и речевой материал по теме: «Магазин»; формировать у детей умение обращаться к продавцу, воспитывать культуру общения, совершенствовать диалогическую форму речи; совершенствовать навыки счета.
Как придумали деньги. Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу,универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг).
Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда они берутся Путешествие «Деньги разных стран мира». Виды денег (монеты, банкноты). Система финансирования (карманные деньги). Изготовление денег: печать, чеканка. Рассмотреть на иллюстрациях деньги разных стран, сходство, разница. Как деньги попадают к нам в дом. Трудовая денежка всегда крепка.
Труд и доходы. [/i] Вознаграждение за честный труд, заработная плата родителей, пенсия дедушек и бабушек. Считайте деньги в своем кармане, а не в чужом.
В гостях у сказок. [/i] По страницам сказки. «Цветик- семицветик»
Показать какое большое значение имеет в нашей жизни. Чтение художественной бережное отношение к вещам, деньгам, объяснить термин «бартер» на основе сказочных героев.
Потребности и желания. [/i] Домашнее хозяйство, главные потребности человека, желания и капризы. Соотносим потребности, желания и возможности. Различаем разницу между желаниями и потребностями. Учимся задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли мне нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность это купить.
Стоимость и цена товара. [/i] Разбираем цепочку товар-стоимость-цена. Определяем стоимость товара (сделанных поделок: затраченные материалы, наше время и наш труд) и формируем цену.
Реклама вокруг нас: хорошо или плохо?[/i] Раскрыть смысл Рекламируем хорошо или плохо? Предназначения рекламы, механизм её создания; формируем правильное отношение к рекламе. (Мультфильм «Как старик корову продавал?»)
Тратим разумно, экономим. Деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо. Бережливый человек всегда богаче. Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам.
Копим и сберегаем. Зачем надо копить и сберегать, как можно копить, копить непросто, но полезно, ответственно и важно.
Долги. [/i] Знакомимся с рассказом Валентины Осеевой «Долг» и русской поговоркой «Долги к земле придавили». Выясняем, что долг может быть не только денежным, невыполненные обещания – это тоже долг. Заплатить долг скорее, так будет веселее. Осознаем, что если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). Обсуждаем русские пословицы: - Умей взять, умей и отдать! - В долг брать легко, а отдавать тяжело.
Семейный бюджет:[/i] доходы и расходы семьи. Вводим понятие семейный бюджет, расходы и доходы семьи (обучение, медицина, питание, одежда, ЖКХ, бензин, проезд, отдых и т. д.). Находим ответы на вопросы: в каких случаях есть необходимые расходы, а в каких случаях стоит подождать с покупками? Кто такой друг? Для чего нужны друзья? Когда друзья помогают в беде? Что такое личные деньги, принцип накопления. Что такое копилка?
Наше богатство. Выясняем, что не все продается и покупается, что главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь. Формируем представление об истинных ценностях и богатстве человека. Беседа, ситуационные задачи, игра «Что нельзя купить?», читаем и обсуждаем рассказ «Как Валюша бабушке сон покупала». Читаем и обсуждаем сказки «Бедные богатые», «Ум и богатство».
Щедрость и жадность. Разбираемся, что такое корысть, жадность и почему это плохо. Обсуждаем такое качество человека, как щедрость, изображаем при помощи художественных приемов. В. Сухомлинского «Жадный мальчик», обсуждаем поговорки, пословицы.
Бережливость. Осознаем, что бережливый человек всегда умеет трудиться, мастерить своими руками и радоваться от того, что сделал что-то самостоятельно. Бережливость, трудолюбие, благородство, честность – качества человека с правильным отношением к деньгам.
Где покупают и продают разные товары? Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки.
Чтение художественной литературы. Знакомство с термином «Ярмарка». Инсценированные ярмарки, игра-праздник «Русская ярмарка»: покупаем и продаем свои поделки, торгуемся, обмениваемся, заключаем торговые соглашения, веселимся.
Дети старшей группы приготовили музыкальную композицию «Калинка», которую используют на народных гуляниях, ярмарках.
Танец «Калинка»
ВоспитательЮ. Н: Дети и финансовая грамотность
Как и когда стоит начинать прививать детям финансовую грамотность?
Это очень важная тема, потому что деньги, это часть нашей реальности. Чем раньше ребенок научится планировать свои доходы и расходы, управлять личным бюджетом, преумножать и сохранять свои сбережения, тем меньше финансовых ошибок он совершит в своей жизни.
Все знания о деньгах мы получаем из семьи. Именно та модель, которая использовалась родителями, то, как они распоряжались, как относились и что чувствовали к деньгам, будет заимствована ребенком.
Особенно важным моментом формирования будущего отношения ребенка к деньгам будет то, что чувствуют сами родители по отношению к деньгам. Хватает ли им денег, как они зарабатываются – легко или с усилием, на каком месте находятся деньги в семье, приходится ли жертвовать чем-то ради денег, используются ли деньги как язык власти? Если тема денег в семье стоит остро, раз за разом оборачиваясь в тему власти, то у ребенка может сформироваться дефицитарная модель Мира, при которой Мир видится как место, где «на меня не хватит», мне надо всегда добывать, где просто так ничего не будет. В этом состоянии ребенку сложно расслабиться и довериться миру, он постоянно будет напряжен, будет контролировать, проверять, отмечать, что у других больше и лучше. Таким образом, понаблюдайте за собой, за своим отношением и чувствами, проанализируйте их и выясните, какая модель используется в вашей семье.
Следующий момент – как же начать прививать ребенку финансовую грамотность?
Первое, с чего необходимо начать, это рассказать, что такое деньги и их историю, показать какие бывают монеты и купюры. Рассказать ребенку, кем вы работаете и зачем, чтобы у него сформировалось представление о том, что деньги не берутся из воздуха, а зарабатываются, и их количество ограничено. Кроме того, ребенка можно привлекать к принятию небольших финансовых решений. Например, позволить ему выбрать хлеб в магазине или вместе сравнить цены на товары.
Второе, это личные деньги ребенка. Если это совсем маленький ребенок – то это может быть копилка, а уже с 6 лет может быть кошелек. Очень важно, уже на этом этапе, позволить ребенку самостоятельно выбрать «банк» для денег. Каким он будет – прозрачным, твердым, мягким, большим, маленьким – главное, чтобы он нравился ребенку, даже если вы считаете выбранную вещь крайне непрактичной.
После того, как у ребенка появился «банк» для денег – это копилка или кошелек, проговорите с ребенком правила пополнения баланса. Здесь вы уже можете опираться на свой семейный бюджет и устанавливать ту сумму, которая будет для вас комфортной. Я рекомендую определить конкретную сумму, период, на который она устанавливается и периодичность пополнения. Например, 300 рублей в неделю, начиная с этого учебного года и до его окончания. Правила должны быть ясными и понятными для ребенка. По мере его взросления, можно увеличить частоту пополнения денежного банка до двух раз в месяц. Этот навык поможет ребенку освоить понятие «лимита» времени и денег, а также баланса этого всего.
Третье. Ребенок сам принимает решение, на что он может потратить деньги. Таким образом он учится делать выбор и нести за него ответственность — потратить всё сейчас либо подождать и купить то, что давно хотел. Пусть он сам принимает финансовые решения. Подросткам можно объяснить, что такое планирование денег. Совместно подсчитать доходы и расходы, сколько карманных денег дают родители, какая сумма уходит на повседневные траты и на чем из этого списка можно сэкономить, сколько денег можно отложить на покупку желаемой вещи.
Вот так, шаг за шагом, обучая своего ребенка финансовой грамотности, вы привьете ему такие качества, как ответственность, дисциплинированность, умение правильно расставлять приоритеты, находить баланс, накапливать капитал и не тратить больше того, что заработал.
Каких ошибок избегать при обучении финансовой грамотности
• Не покупайте все, что просит ребенок. Перед тем как зайти в магазин, заранее обсудите план покупок. Составьте список, попросите ребенка запомнить, какие товары необходимо приобрести, — тем самым вы еще и поможете ему развивать слухоречевую память, советует психолог. Можно разрешить ребенку выбрать что-то для себя, но не дороже, к примеру, 100 руб. Так вы познакомите ребенка с тем, что у каждого товара своя цена, отработаете понимание «больше/меньше».
• Выдерживайте паузу. Если ребенок разом потратил все карманные деньги, не торопитесь выдавать ему еще. Объясните, что нужно было распределить деньги на всю неделю, но если он решил поступить иначе, то этого его выбор и ответственность.
• Не платите за хорошие оценки-поведение. Учатся для того, чтобы получить знания и рано или поздно определиться с собственным будущим. В качестве альтернативы можно установить вознаграждение за домашние дела и другой труд.
• Наказание и поощрение должны быть соизмеримыми. Лишать карманных денег имеет смысл за серьезные проступки или, например, порчу семейного имущества — в этом случае ремонт или замена будут частично оплачены «за счет» ребенка.
Рекомендации: «Как и за что давать ребёнку деньги"
Ярко выраженная потребность вашего любимого чада иметь собственные деньги – это похвальное стремление стать взрослее и казаться более самостоятельным.
Никогда явно не контролируйте ребёнка и не навязывайте ему своего мнения по поводу траты сэкономленных или накопленных денег.
Отказываясь, что – либо купить ребёнку, лучше не объяснять это отсутствием денег, особенно если он прекрасно видел у вас в кошельке крупные купюры. Объясните, что на сегодняшний день у вас все покупки запланированы и на желанную ему вещь денег не предусмотрено. Учите ребёнка планировать траты. Например, собираетесь гулять, обсудите с ним, сколько денег и на что вы их потратите;
Если вы предложили ребёнку накопить денег, то давайте возможность ему пополнять копилку. Пусть он, например, оставит себе сдачу после похода в магазин. Иначе для пополнения своих средств, он может найти другой источник, не всегда законный;
Если ребёнок, копивший деньги на определённую вещь вдруг передумал её покупать, и решил потратить деньги на что – то другое, не следует ему препятствовать. Но он должен понимать, что вы ему этой вещи тоже не купите.
С ребенком, взявшим деньги без спросу, следует серьезно поговорить. Ни в коем случае не следует называть этот поступок воровством или угрожать ему тюрьмой. Скажите ему: «Мы привыкли тебе доверять, и нас очень огорчает то, что ты не спросил у нас, прежде чем взять эти деньги. А вдруг они были отложены на что- то важное, например, на твою новую куртку, и нам не хватает именно той суммы, которую ты взял?».
«Упражнения» по финансовой грамотности для дошкольников:
• задействовать деньги в играх, например, купить игрушечную кассу и «открыть» магазин (это помогает сформировать ценность финансовых ресурсов);
• изучить различные монеты и купюры, чтобы запомнить названия и номиналы;
• подарить копилку, куда можно складывать монетки (чтобы с детства появилась привычка копить на что-то).
Воспитатель М. В: "Игры и мультфильмы о финансовой грамотности
для дошкольников"
Когда ребенок, приходя в сад плачет, не хочет расставаться с мамой, я говорю. Маму нужно отпустить на работу. Ей нужно зарабатывать деньги на игрушки, игры и вкусняшки.
Ребенок должен осознавать, что деньги не появляются из ниоткуда – родителям нужно ходить на работу.
Дома в распоряжении родителей могут быть всевозможные игры:
• детская касса или магазин;
• сюжетно-ролевые игры на любую тему, связанную с финансами: «папа и мама пошли на работу», «что такое профессия», «собираем и считаем нужное количество монеток»;
• игра «большой или маленький» тренирует навык выбора — ведь какой-то большой предмет не всегда лучше и полезнее маленького.
Включайте детям мультфильмы, в которых доступно проигрываются ситуации бережного отношения к деньгам. Например, «Азбука финансовой грамотности» из «Смешариков», обучающий сборник мультфильмов «Уроки тетушки Совы» серии «Азбука денег».
Необходимо донести до детей, что:
- Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!
Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.
- Сначала зарабатываем – потом тратим.
Рассказываем, что «из кошелька можно взять только то, что в него положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить. - Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.
- Деньги любят счет.
Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.
- Не все покупается.
Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.
- Финансы – это интересно и увлекательно!
Приобщая дошкольника к экономике, родители помогут ему стать самостоятельным, научат ценить свой и чужой труд, отличать истинные ценности от мнимых. А самое главное: наши воспитанники научатся правильно обращаться с деньгами в будущем, вырастут социально адаптированными, успешными людьми.
Игры по финансовой грамотности дома и в саду.
1. «Монополия»
2. Денежное лото
3. «Фиксиномика»
4. «Думай и богатей»
Уважаемые родители! Знакомя детей с тем, что такое услуги и товары, мы показываем детям, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Тем самым воспитываем уважение к любой работе. С помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.
Давайте посмотрим на сколько хорошо Вы знаете сказки и экономику?
«Экономика в сказках»
-в какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка).
-кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря. (Колосок).
-в какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? (Кот в сапогах).
-в какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем? (Как старик корову продавал)
-в какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? (Колобок).
-в какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (лисичка со скалочкой).
-герои, какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном сосуществовании? (Теремок)
-в какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получать доход? (вершки и корешки).
-в каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход? (Морозко, Крошечка-Хаврошечка, Царевна-лягушка).
Воспитатель Ю. Н. : финансы через пословицы и поговорки.
Воспитатель М. В. На этом наш всеобуч подошел к завершению. Будем надеяться, что информация была для вас полезной. Будем рады новым встречам с вами.
Буклеты с информацией тоже для вас.