Ирина Александровна Евтеева
Консультация «Все профессии важны»
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. Именно в это время происходит активная социализация детей, накапливаются представления о мире профессий. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Трудно выбрать профессию своей жизни. Очень часто не только дошкольники, но и школьники имеют весьма смутные представления о мире профессий взрослых. Даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности.
Публикация «Консультация „Все профессии важны“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Консультации
- Темочки
Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость.
Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если ещё 10 - 15 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, то на современном этапе этого недостаточно. Современная действительность нам диктует новые требования.
За последние время появились профессии, содержание которых дошкольникам сложно понять. В результате педагоги отмечают у них недостаточность знаний, низкий словарный запас по данной теме. В настоящее время перед педагогами стоит очень сложная задача. С одной стороны, заинтересовать детей и познакомить с профессиями, которые будут востребованы в будущем, а с другой стороны, привить детям желание стать профессионалами в своём деле. Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.
Работая по данному направлению с детьми своей группы, важным считаем познакомить детей с трудом взрослых, воспитать интерес, уважение к нему, результатам труда и для дальнейшей социальной адаптации детей с ОВЗ.
Поэтому поставили перед собой цель: формирование у детей уважения к труду и людям труда.
Определили задачи:
-обогащать и конкретизировать представления детей о профессиональной деятельности жителей города Полевского, воспитывать интерес к предприятиям нашего города;
-формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
-закреплять умения детей выражать в игровой деятельности свои впечатления;
-воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам;
-помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии;
-привлечь социальных партнеров к совместной работе по формированию у детей первичных представлений о труде взрослых;
- взаимодействовать с семьями воспитанников по ранней профориентации;
Для того чтобы работа по ранней профориентации наших воспитанников была эффективной, в образовательный процесс по ознакомлению дошкольников с миром профессий осуществляется с помощью традиционных и инновационных приемов и технологий.
Среди традиционных можно выделить:
-использование дидактических, настольно - печатных, словесных, сюжетно-ролевых игр;
-библиотечка с подборкой книг о профессиях, которую дополнила картотека пословиц, поговорок о труде, загадок, скороговорок, считалок, стихов о профессиях и орудиях труда;
-изобразительная, театрализованная деятельность (выставки рисунков, поделки из разных видов материалов и театрализованные представления о профессиях);
-экскурсии на разрешенные для дошкольников предприятия и организации (пожарная часть, библиотека, школа, пекарня);
- встречи с интересными людьми (знакомство с профессиями родителей);
-организация трудовой деятельности с дошкольниками в группе и на территории детского сада (самообслуживание, труд на участке, хозяйственно-бытовой труд);
-видеотека (подборка мультфильмов, видеофильмов, презентаций, связанных с темой «Профессии»).
Среди инновационных методов и приемов можно выделить:
-использование интерактивных игр (на интерактивной доске и сенсорной панели);
-виртуальные экскурсии
В настоящее время в детском саду создана электронная база виртуальных экскурсий для виртуального музея «В мире профессий» (Полевского городского округа, которая включает экскурсии в недоступные для дошкольников места
-анимационная деятельность
Уже более 3лет мы вместе с детьми создаем мультфильмы. В апреле 2019 года нашим детским садом был организован городской фестиваль авторской анимации «В мире профессии». Дети и воспитатели нашей группы представили на фестиваль мультфильм «Все профессии важны…«Моя мама - краномашинист»», дети строили из легоконструктора цех трубного завода, мостовой кран, людей лепили из пластилина, сами снимали на фотокамеру, озвучивали мультфильм, а воспитатели смонтировали его и в номинации «Полевской промышленный» мы получили диплом 2 степени.
Все мультфильмы, которые создаются в детском саду, интересны и познавательны, сделаны в разной технике (пластилиновые, предметные, из конструктора «Лего», у каждого свой захватывающий сюжет о той или иной профессии.
- издание легокомиксов («Где работают мои родители», «Отважные пожарные»,«Рода войск»)
и книг для детей о профессиях взрослых из серии «Кем быть?».
Данное направление связано с недостаточным обеспечением и полным отсутствием детской литературы по ознакомлению детей с профессиями взрослых.
В течение 2-х лет были созданы такие книги как: «Электрик», «Строитель», «Учитель», «Врач», «Профессии детского сада», «Крановщик», «Повар», готовится к выпуску книга «Металлург». В помощь педагогам и родителям представлены скриншоты и ссылки на книги сери «Детям о профессиях». В книгах очень много картинок и мало текста, но данной информации будет достаточно для ознакомления ребенка дошкольного возраста с конкретной профессией.
А также был создан журнал «Трудовые «Веснушки»» о трудовой деятельности детей старшей группы комбинированной направленности для родителей и педагогов;
-использование конструктивно-модельной деятельности для ознакомления с инженерными (техническими) профессиями.
Формирование у детей интереса к труду, трудолюбию через использование современных игровых технологий: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, тико-конструктор, лего и роботоконструирование, 3д ручки, набор для творчества квикселс (3д принтер, детская цифровая лаборатория).
Дети нашей группы постоянно принимали участие в квест-играх с использованием лего и робото-конструирования.
Наиболее действенные способы ознакомления с трудом взрослых – наблюдения за трудовым процессом, экскурсии, беседы и встречи с представителями профессий, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. Для этого мы привлекаем социальных партнеров (школа, детская библиотека, детская школа искусств, пожарная часть, пекарня, магазин, детская поликлиника и др.) к совместной работе по формированию у детей первичных представлений о труде взрослых.
Однако наглядное восприятие требует интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений за трудом взрослых.
Важная роль в процессе ознакомления с профессиями и трудом людей отводится семье. Информационное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, т. к. на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии. Это, прежде всего доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведение художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, т. е. всего увиденного и услышанного.
Одной из форм работы может быть проведение досуга «Встреча с интересными людьми», где дети познакомились с мамой Кати, Еленой Витальевной, которая работает на Северском трубном заводе, машинистом мостового крана, она рассказала о своей профессии, подарила фотографии своего крана, дети посмотрели презентацию «Машинист крана». А позднее, вместе с воспитателями создали мультфильм «Все профессии важны… «Моя мама – краномашинист!»». Самое главное в этих встречах, живое общение с мамой или папой вызывают неподдельный интерес дошкольников.
Совместно с родителями мы организуем фотовыставки, выставки рисунков, выставки поделок из легоконструкторов «Где работают мои родители». Оформляем книгу «Кем быть?» из фотографий родителей с места их работы, со стихами, сочиненными детьми и воспитателями о профессиях родителей.
Задача воспитания положительного отношения к труду взрослых может быть успешно решена при правильно организованной совместной работе семьи и детского сада.
Таким образом, формирование трудовых умений и навыков, связанных с разными видами труда (самообслуживание и формирование культурно-гигиенических навыков, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а самое главное - формирования у детей первичных представлений о труде взрослых) благотворно влияет на уровень развития детей с ОВЗ, позволяет эффективно решать задачи их социальной адаптации.
Ознакомление детей с трудом взрослых относится к важным задачам дошкольного образования. Наш успех в данном направлении был достигнут только при условии использования системно-деятельностного подхода. Мы создали для детей максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, теперь дети на основе этого материала могут анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.
Ссылка на видео https://youtu.be/a860RD4bbkQ