Мария Тябляшкина
Возрождение мордовских национальных традиций через приобщение детей дошкольного возраста к родным истокам
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях, когда происходят серьезные изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится этнокультурное воспитание. Дошкольный период является самым благоприятным для погружения ребенка в истоки национальной культуры, традиции, национальные особенности своего народа. О важности изучения родного края в воспитании детей дошкольного возраста писал великий педагог Ян Амос Коменский, он отмечал: «до шести лет ребенок должен познать то место, где он родился и где живет»
Публикация «Возрождение мордовских национальных традиций через приобщение детей дошкольного возраста к родным истокам» размещена в разделах
В связи с этим одной из главных задач, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание чувства любви к своей малой Родине.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из основных принципов является учет национальных ценностей и традиций, которые восполняют недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. В основе этого принципа лежат идеи народной педагогики и этнопедагогики, которые являются составной частью общей духовной культуры народа.
В нашем детском саду функционирует 11 групп, которые посещают более 200 детей. Созданы оптимальные условия для самореализации личности ребенка. Современная мебель, игровые комплексы, достаточное количество игрушек и развивающих игр делает пребывание детей не только комфортным, но и благоприятным для развития.
В нашем детском саду этнокультурное образование играет важную роль при разработке регионального содержания в образовательной деятельности. В педагогической практике используется примерный региональный модуль «Мы в Мордовии живем», программа «Обучение детей мордовскому языку в дошкольном образовательном учреждении РМ» А. И. Исайкиной, «Маленькие бубенчики» Сураевой-Королевой и др. Ознакомление с национальной культурой осуществляется через все виды деятельности ребенка-дошкольника.
Работа ведется по нескольким направлениям:
-в историко-культурном образовании дошкольников;
-художественно-эстетическом развитии;
- физическом развитии детей (через использование национальных подвижных игр)
Первым шагом на пути к приобщению к мордовской народной культуре является расширение знаний о своей малой родине, изучение обычаев и традиций своего поселка, района. Знакомство гораздо эффективнее проводится через ознакомление с краеведческим материалом. В детском саду имеется мини-музей «Мордовская изба» с подлинными предметами быта мордовской семьи, национальным костюмом. Детям нравиться увидеть в действии люльку-качалку, маслобойку и другие предметы. Посещая районный краеведческий музей, дети реально представляют конкретные исторические события, знакомятся с культурно-бытовыми, хозяйственными особенностями народа, с произведениями местных художников и изделиями народных умельцев. Из многочисленных рассказов, экскурсий в музей Боевой славы дети узнают о подвигах, совершенных нашими земляками в годы войны. Итогом этих мероприятий стали вечера «Беседа о родном поселке», «Милое Атяшево мое». Свои впечатления дети отражают в рисунках, играх. Для самых маленьких проводим экскурсии-путешествия в мир отдельных вещей и традиционного быта в целом (история утюга, лампы, сундука). Мы стараемся зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время к его культуре, а также к природе родного края.
В ходе прогулок по улицам поселка, к архитектурным памятникам, обращаем внимание на то, как много делается в нашем поселке по его благоустройству. Дети лучше узнают историю улиц, памятные места. Эти мероприятия помогают нам привить детям чувство гордости за свой поселок. Знакомство детей с историческими достопримечательностями мордовского края происходит благодаря замечательным книгам: «Природа мордовского края», «Храмы Мордовии», «Мы- мордва» и др. Их яркость и красочность вызывает у детей большой интерес. В уголках национальной культуры собран материал о заводах своего района и Мордовии, полезных ископаемых, сельском хозяйстве. Объясняем, что выращиваем и для чего. Мы знаем, для того чтобы дети полюбили свой поселок, край, страну, нам нужно показать их с привлекательной стороны.
В методическом кабинете детского сада собран материал по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством Мордовии : вышивка, резьба по дереву, глиняная игрушка, народный костюм, пособия по искусству, дидактические куклы. Имеются предметы, изготовленные руками наших педагогов: резные доски, матрешки, декоративные тарелки, самовар с чайником, салфетки.
Разработаны тематические планы и конспекты занятий по ознакомлению с родным краем, поселком. На рисовании и аппликации дети оформляют народным орнаментом свои работы, к ним в гости приходит кукла в национальном костюме. Они с удовольствием создают мордовские узоры из геометрических фигур. Элементы национального мордовского орнамента творчески применяются в оформлении детского сада, папок-передвижек, различных стендов. Организованные педагогами уголки творчества позволяют детям в свободное время рассмотреть народные игрушки, предметы декоративно- прикладного искусства.
Используя материал устно-поэтического и музыкального фольклора, произведения поэтов, писателей и композиторов Мордовии происходит художественно-творческое развитие детей. Музыкальный руководитель знакомит детей не только с народными песнями, но и с произведениями наших современных композиторов. Дети поют мордовские песни, танцуют, играют в оркестре на народных и музыкальных инструментах, занимаются в фольклорной студии «Баягине». Организована работа кружка по изучению эрзянского языка «Лисьмаприне». Кружок посещают дети русской и мордовской национальности. Все занятия проводятся в игровой форме, что позволяет детям легко усвоить новые слова, выражения, предложения, с использованием наглядного и дидактического материала. Затем знания эрзянского языка применяют в самостоятельной деятельности, в повседневной жизни, вовлекая в творческую языковую деятельность и других, не посещающих кружок.
Педагоги активно внедряют в образовательную деятельность информационно-коммуникационные технологии. Использование презентаций, проектов позволяют повысить качество и эффективность воспитательно-образовательного процесса. Нами были внедрены проекты: «Моя большая и малая Родина», «Мои родники», «Подвижные игры народов Поволжья» и др. Вопросы регионального направления рассматриваются на педсоветах, проводимых в детском саду. В практику вошли семинары по ознакомлению детей с родным краем, организации предметно-развивающей среды, об устном народном творчестве. В декабре 2015 года на базе нашего детского сада прошло районное методическое объединение воспитателей, где был представлен опыт работы по художественно-эстетическому развитию детей и показана совместная деятельность с детьми по росписи глиняной игрушки куклы - мордовочки.
Знакомство детей с народными традициями происходит и через участие детей в календарных праздниках. На Святках они ходят со «звездой» - славят Христа, поздравляют соседей колядкой, встречают и провожают Масленицу, угощаются блинами, играют в народные игры, зазывают Весну. Радостно и весело проходит праздник светлой Пасхи. Педагоги знакомят детей с обычаями праздника, организуют совместные творческие конкурсы для родителей и детей. Ежегодно проводятся творческие вечера по национальной культуре. Дети в играх и песнях в ходе мероприятия знакомятся с мордовским фольклором и демонстрируют свои артистические способности и знание эрзянского языка. Ребята получают не только незабываемые эмоции, но и соприкасаются к истокам культуры своего народа, его традициям. Большое значение для воспитания духовной культуры детей, педагогов и родителей имеет тесная связь детского сада с епископом Ардатовским и Атяшевским Вениамином и настоятелем храма апостола Андрея Первозванного отцом Сергием.
Воспитанники и педагоги нашего детского сада являются активными участника различных районных мероприятий: день эрзянского языка, 6 съезд мордовского народа, 9 мая, 8 Марта, день муниципального работника, открытие храма апостола Андрея Первозванного, день Семьи, Любви и Верности, день Жен-Мироносиц, «Шумбрат, Мордовия!» и др.
Конечно же, вся эта работа немыслима без помощи родителей, которые являются носителями традиций.
Знакомим родителей с целями и задачами работы, показываем фрагменты деятельности с детьми, организуем совместные творческие выставки. Родители активно принимают участие в праздниках и досугах: разучивают считалки, стихи, песни, читают мордовские сказки. В мероприятии «Я талантлив!» родители наших воспитанников показали мастер- класс по рисованию.
Свое выступление хочется закончить словами Сергея Михалкова: «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующими поколениями, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом». Мы уверены, что наша работа по этому направлению позволит воспитать свободную, творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, способную ориентироваться в современном мире, в согласии со всеми народами.