Марина Чашкина
Приобщение к истокам русской народной культуры детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения
▼ Скачать + Заказать документы
ПРИОБЩЕНИЕ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ.
Детский сад №41 город Орел
Воспитатель М. Н. Чашкина
В наше время на воспитание и формирование личности ребенка очень большое влияние оказывает культура стран ближнего и дальнего зарубежья. Уходят в прошлое некоторые известные праздники, появляются новые, основанные на традициях и обычаях других стран. Родители, занятые постоянным добыванием денег, очень мало уделяют внимания детям. Изобилие иностранных передач на телеэкране, не могут обеспечить духовное развитие, дети обеспечены лишь материально.
Публикация «Приобщение к истокам русской народной культуры детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения» размещена в разделах
Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. Забыты и не используются в разговорной речи старославянские слова и изречения, достаточно редко используются потешки, поговорки, пословицы, а ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. Поэтому многие педагоги, опрометчиво считая, что некоторые слова и выражения фольклорных произведений недоступны детям, или сами не понимая и не умея их объяснить, упускают в них очень важные смысловые оттенки или пересказывают русские народные сказки на современном языке.
Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому своей Родины. Сейчас русский народ знает очень поверхностно обычаи, нравы, традиции своей культуры.
Детство - период расцвета в жизни человека. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми, и поэтому задача воспитателя, родителей - привить детям любовь к прекрасному, развить такие качества, как доброта, благородство, товарищество. Важно с ранних лет научить ребенка постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особо актуальная сегодня, не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни и т. п. – это неоценимое богатство народа, громаднейший пласт культуры как национальной, так и мировой, показатель способностей и таланта народа.
Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней.
Говоря о народном искусстве, Н. П. Сакулина писала: «Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений».
Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщить детей к духовной культуре своего народа, частью которого он является.
Говоря о ценности народного искусства в воспитании детей дошкольного возраста, Т. С. Комарова отмечает его терапевтический эффект. В силу своих художественных особенностей народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, что создает эмоционально-благоприятную обстановку для детей. Занимаясь художественно-творческой деятельностью, особенно фольклорного характера, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий. Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение.
Мир, в котором живет современный ребенок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, оказывающие негативное влияние на большинство семей, ухудшение экологической ситуации в стране, порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей. Особую тревогу вызывает весьма значительное количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в речевом развитии. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, снижение вербальной памяти, продуктивности запоминания, отмечается отставание в развитии двигательной сферы, недоразвитие мелкой моторики.
На протяжении дошкольного детства огромное значение в развитии личности ребенка с речевыми нарушениями имеет приобщение его к истокам русской народной культуры, которая нами понимается не только как процесс усвоения нравственных ценностей, традиций, особенностей культуры, но и, как богатейший источник комплексного решения речевых задач и психического развития детей-логопатов.
Через анализ разных подходов, изучение различных психолого-педагогических источников по заявленной теме, учитывая специфику работы с детьми-логопатами, пришли к выводу о необходимости внедрения в коррекционно-воспитательную работу с детьми нетрадиционных методов и приемов, способствующих повышению уровня коррекции речи детей через приобщение к истокам русской народной культуры.
Проведя мониторинг и интервьюирование детей своей группы, анкетирование родителей, совместно со всеми специалистами разработали и начали внедрять в педагогический процесс перспективный план работы с детьми. Провели подготовительную работу: оформили методические пособия и дидактические игры, определили наиболее эффективные методы и приемы работы.
Взяв за основу программу О. Л. Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», методические разработки Т. А. Будариной «Знакомство детей с русским народным творчеством», М. Б. Тихоновой, Н. С. Смирновой «Красна изба углами», Т. С. Комаровой «Народное искусство в воспитании детей», выделили основные направления работы:
-создание атмосферы национального быта;
-широкое использование фольклора;
-знакомство с народным искусством;
-знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками;
-знакомство с русскими народными играми;
-знакомство с народной тряпичной куклой.
Одним из направлений в работе является воссоздание неповторимой среды «Русская изба». Здесь впервые дети видят национальный костюм, старинную посуду, предметы быта и труда. Некоторые элементы русского народного быта присутствуют в оформлении интерьера группы: в уголке природы огород украшен «плетнем», за которым круглый год «цветут подсолнухи», стенд «Для Вас, родители» оформлен в виде избы с окошками, стенд «Наша дружная семья» сделан в виде окна со ставнями, одна из стен украшена «штакетником», цветами и птицами.
Строя свою работу с детьми-логопатами на основе народного искусства, мы исходили из того, что оно должно быть широко включено в быт и деятельность детей. Народное искусство использовалось нами в педагогическом процессе в трех направлениях:
1. - для оформления интерьера группы.
2. – с целью ознакомления детей с народным искусством
3. – для развития детского творчества в качестве образцов – эталонов сначала для прямого воспроизведения, а затем и для творческого осмыслении
. Народное искусство и устное народное творчество в воспитательно-образовательной работе с детьми-логопатами использовалось в интегрированной форме как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности детей
Проводимая таким образом работа позволила существенно повысить интерес детей к историческому прошлому России, обогатить круг представлений о жизни своего народа, повысить словарный запас, совершенствовать речь, развить творческие способности детей.
Работа по приобщению детей, имеющих речевые нарушения, к русской народной культуре – это путь развития нравственных и умственных способностей ребенка, это способ развития воображения, логического мышления, способ воплощения замысла ребенка и, конечно, источник развития речи.