Приложение МААМ

Приобщение к истокам русской народной культуры детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения

Марина Чашкина
Приобщение к истокам русской народной культуры детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения
▼ Скачать + Заказать документы

ПРИОБЩЕНИЕ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ.

Детский сад №41 город Орел

Воспитатель М. Н. Чашкина

В наше время на воспитание и формирование личности ребенка очень большое влияние оказывает культура стран ближнего и дальнего зарубежья. Уходят в прошлое некоторые известные праздники, появляются новые, основанные на традициях и обычаях других стран. Родители, занятые постоянным добыванием денег, очень мало уделяют внимания детям. Изобилие иностранных передач на телеэкране, не могут обеспечить духовное развитие, дети обеспечены лишь материально.

Публикация «Приобщение к истокам русской народной культуры детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения» размещена в разделах

Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. Забыты и не используются в разговорной речи старославянские слова и изречения, достаточно редко используются потешки, поговорки, пословицы, а ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. Поэтому многие педагоги, опрометчиво считая, что некоторые слова и выражения фольклорных произведений недоступны детям, или сами не понимая и не умея их объяснить, упускают в них очень важные смысловые оттенки или пересказывают русские народные сказки на современном языке.

Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому своей Родины. Сейчас русский народ знает очень поверхностно обычаи, нравы, традиции своей культуры.

Детство - период расцвета в жизни человека. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми, и поэтому задача воспитателя, родителей - привить детям любовь к прекрасному, развить такие качества, как доброта, благородство, товарищество. Важно с ранних лет научить ребенка постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особо актуальная сегодня, не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни и т. п. – это неоценимое богатство народа, громаднейший пласт культуры как национальной, так и мировой, показатель способностей и таланта народа.

Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней.

Говоря о народном искусстве, Н. П. Сакулина писала: «Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений».

Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщить детей к духовной культуре своего народа, частью которого он является.

Говоря о ценности народного искусства в воспитании детей дошкольного возраста, Т. С. Комарова отмечает его терапевтический эффект. В силу своих художественных особенностей народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, что создает эмоционально-благоприятную обстановку для детей. Занимаясь художественно-творческой деятельностью, особенно фольклорного характера, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий. Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение.

Мир, в котором живет современный ребенок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, оказывающие негативное влияние на большинство семей, ухудшение экологической ситуации в стране, порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей. Особую тревогу вызывает весьма значительное количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в речевом развитии. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, снижение вербальной памяти, продуктивности запоминания, отмечается отставание в развитии двигательной сферы, недоразвитие мелкой моторики.

На протяжении дошкольного детства огромное значение в развитии личности ребенка с речевыми нарушениями имеет приобщение его к истокам русской народной культуры, которая нами понимается не только как процесс усвоения нравственных ценностей, традиций, особенностей культуры, но и, как богатейший источник комплексного решения речевых задач и психического развития детей-логопатов.

Через анализ разных подходов, изучение различных психолого-педагогических источников по заявленной теме, учитывая специфику работы с детьми-логопатами, пришли к выводу о необходимости внедрения в коррекционно-воспитательную работу с детьми нетрадиционных методов и приемов, способствующих повышению уровня коррекции речи детей через приобщение к истокам русской народной культуры.

Проведя мониторинг и интервьюирование детей своей группы, анкетирование родителей, совместно со всеми специалистами разработали и начали внедрять в педагогический процесс перспективный план работы с детьми. Провели подготовительную работу: оформили методические пособия и дидактические игры, определили наиболее эффективные методы и приемы работы.

Взяв за основу программу О. Л. Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», методические разработки Т. А. Будариной «Знакомство детей с русским народным творчеством», М. Б. Тихоновой, Н. С. Смирновой «Красна изба углами», Т. С. Комаровой «Народное искусство в воспитании детей», выделили основные направления работы:

-создание атмосферы национального быта;

-широкое использование фольклора;

-знакомство с народным искусством;

-знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками;

-знакомство с русскими народными играми;

-знакомство с народной тряпичной куклой.

Одним из направлений в работе является воссоздание неповторимой среды «Русская изба». Здесь впервые дети видят национальный костюм, старинную посуду, предметы быта и труда. Некоторые элементы русского народного быта присутствуют в оформлении интерьера группы: в уголке природы огород украшен «плетнем», за которым круглый год «цветут подсолнухи», стенд «Для Вас, родители» оформлен в виде избы с окошками, стенд «Наша дружная семья» сделан в виде окна со ставнями, одна из стен украшена «штакетником», цветами и птицами.

Строя свою работу с детьми-логопатами на основе народного искусства, мы исходили из того, что оно должно быть широко включено в быт и деятельность детей. Народное искусство использовалось нами в педагогическом процессе в трех направлениях:

1. - для оформления интерьера группы.

2. – с целью ознакомления детей с народным искусством

3. – для развития детского творчества в качестве образцов – эталонов сначала для прямого воспроизведения, а затем и для творческого осмыслении

. Народное искусство и устное народное творчество в воспитательно-образовательной работе с детьми-логопатами использовалось в интегрированной форме как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности детей

Проводимая таким образом работа позволила существенно повысить интерес детей к историческому прошлому России, обогатить круг представлений о жизни своего народа, повысить словарный запас, совершенствовать речь, развить творческие способности детей.

Работа по приобщению детей, имеющих речевые нарушения, к русской народной культуре – это путь развития нравственных и умственных способностей ребенка, это способ развития воображения, логического мышления, способ воплощения замысла ребенка и, конечно, источник развития речи.

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Конспект занятия в средней группе «Весёлые ложки» Тема. «Весёлые ложки» Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры. Задачи: Знакомить с предметами обихода – деревянными ложками,.

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры «Красота родного края, открывающая благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине… пусть ребенок чувствует красоту.

Музыкальный проект для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие к истокам русской народной культуры» ПРОЕКТ «Путешествие к истокам русской народной культуры» Вид: информационно-практико-творческий, групповой Участники: музыкальный руководитель,.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры Дошкольные образовательные учреждения получили возможность свободно обращаться ко всему ценному, накопленному национальной культурой. Традиции.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры Введение Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в «Программе обучения и воспитания в детском саду» является.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Гляжу в озера синие, в полях ромашки рву. Зову тебя Россиею - единственной зову. Не знаю счастья большего, чем жить одной судьбой. Грустить.

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Направление проекта: познавательно-творческий. Тип проекта: Среднесрочный. Руководитель проекта: Дюба Марина Владимировна, воспитатель,.

Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как в это время закладываются базовые качества личности.

Развлечение «Ярмарка». Приобщение детей к истокам русской народной культуры Воспитатель Щербакова Татьяна Леонидовна МБДОУ д/с № 23 «Радуга» общеразвивающего вида город Щелково Московская область подготовительная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение к истокам русской народной культуры детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения
Опубликовано: 17 апреля 2016 в 11:01
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение к истокам русской народной культуры детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения» (включая файлы) размещена пользователем Марина Чашкина (УИ 440757) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД