Александр Владимирович Гришин
Возрастные особенности восприятия учащихся в образовательных процессах
▼ Скачать + Заказать документы
Младшие школьники. Восприятие отличается ярко выраженной эмоциональностью, неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время «созерцательной любознательностью» (младший школьник может путать цифры «9» и «6», «ь» и «ъ» с буквой «р», но в то же время с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь). Слабая дифференцированность восприятия и слабость анализа при восприятии в начале младшего школьного возраста проявляется в том, что дети, также как и дошкольники, выделяют при рассматривании предметов наиболее яркие, бросающиеся в глаза свойства. Однако к 9-10 годам дети намного лучше исследуют фигуры, устанавливают связи между частями изображения и в целом производят рассматривание более точно и адекватно. Восприятие постепенно становится произвольным, более дифференцированным, приобретает организованный характер, что способствует переходу к целенаправленному произвольному наблюдению, формированию и развитию наблюдательности. Более высокая целенаправленность, управляемость восприятия в этом возрасте обусловлена тем, что под влиянием развивающегося мышления «восприятие становится думающим» (по Л. С. Выготскому) – именно это позволяет ребенку успешно анализировать различные свойства предметов и сопоставлять их друг с другом.
Публикация «Возрастные особенности восприятия учащихся в образовательных процессах» размещена в разделах
Для того, чтобы младшие школьники более точно анализировали качества воспринимаемых объектов, их необходимо обучать наблюдению. Как отмечает Л. Ф. Обухова, взрослые часто недооценивают те трудности, которые испытывает ребенок при восприятии нового объекта. Нужно учить детей рассматривать объект, нужно руководить восприятием. Для этого у ребенка необходимо создавать предварительное представление, предварительный поисковый образ для того, чтобы ребенок смог увидеть то, что нужно. Примеры этого просты, они вырабатываются тысячелетиями: необходимо указкой вести взор ребенка за собой. Мало иметь наглядный материал, нужно научить его видеть.
При соответствующем обучении к концу младшего школьного возраста появляется синтезирующее восприятие, позволяющее (с опорой на интеллект) устанавливать связи между элементами воспринимаемого. На этом этапе развития восприятия ребенок способен не только дать точное, целостное описание изображения, но и дополнить его объяснением изображенного события или явления.
Подростковый возраст. Восприятие подростка более содержательно, последовательно, планомерно, чем у младшего школьника. Оно становится избирательным, анализирующим и противоречивым (иногда оно отличается тонкостью и глубиной, иногда поражает своей поверхностью); постепенно формируется целенаправленность и интеллектуализация процессов восприятия, развивается способность выделять главное, существенное. В этом возрасте возникает категориальное восприятие : подросток не только осознает и осмысливает воспринимаемую им действительность, но и упорядочивает ее с помощью выработанных в мышлении понятий, и наоборот, подросток мыслит, соотнося воспринимаемое с системой связей, скрытой за словом. Именно поэтому подросток способен к тонкому анализу воспринимаемых объектов. Вместе с тем, у подростка формируется система отношений с окружающим миром и выражен эмоционально-оценочный компонент восприятия, поэтому важное значение имеет его отношение к воспринимаемому объекту; характерная особенность – неумение связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом.
Юношеский возраст. Восприятие в этом возрасте характеризуется целенаправленностью и избирательностью, так как потребность в значимых для жизненного успеха знаниях – одна из самых характерных черт юношей. Им присуще чувство нового, любознательность, широта интересов, быстрое восприятие всего яркого и необычного. Поэтому занятия с ними должны проводиться живо, интересно, в полемических формах, убедительно, вооружать новыми впечатлениями и знаниями.