Татьяна Ничкасова
Возрастные особенности развития детей 2–3 лет, теория и реальность
▼ Скачать + Заказать документы
Семья и ДОУ – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. С введением федерального государственного образовательного стандарта система дошкольного образования, как одного из института социализации подрастающего поколения, на сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют, как позитивные тенденции дошкольного образования, так и проблемные моменты, требующие решения.
Публикация «Возрастные особенности развития детей 2–3 лет, теория и реальность» размещена в разделах
Главной проблемой при поступлении малышей 2-3 лет в детский сад является вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ, которые часто отстранены от воспитания своего ребёнка из-за проблем экономического характера. Не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, родители порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило не приносит положительных результатов.
Одним из решений данной проблемы является повышение педагогической культуры родителей.
Родители должны знать, что на 2-3 году жизни дети становятся более самостоятельными, манипулируют с предметами, например машинку катает, куклу укачивает, пирамидку собирает-разбирает. Но в этом возрасте малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большей частью непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое.
Активно развивается речь ребенка, поэтому увеличивается потребность в общении. Общение носит ситуативно-деловой характер: «хочу пить», «дай машинку», «устал», «почитай» и т. д. Но, к сожалению, в реальности общение малыша со взрослым сводиться к жестикулированию, капризам или даже истерикам, так как речь, как таковая, полностью отсутствует у половины детей, находящихся в группе детского сада. Зачастую даже внутренний словарный запас настолько беден, что ребёнок не понимает воспитателя, который просит его сесть на стул или зовёт пойти и помыть руки.
Да, я согласна, что имеется большое количество факторов, повлиявших на внутриутробное развитие детей. Но в большем случае родители сами затормаживают развитие речи своих детей. Они по инерции, думая, что перед ними всё ещё младенец мало с ребёнком разговаривают, не объясняют свои действия, не читают и не рассматривают книжки, не объясняют, что нарисовано на картинках. Во время прогулок и походов куда-либо не объясняют какие предметы и объекты живой и неживой природы встречаются им на пути и т. д.
Родители предугадывают желания своих детей. Дают им в руки то на то указал пальчиком. А зачем тогда ребёнку говорить? Он и без речи получает всё необходимое. Нет со стороны родителей побуждения к возникновению речи, не заставляют произносить и повторять за собой звуки и слова.
Именно в этом возрасте развивается подражательная деятельность. Малыши, как маленькие обезьянки, повторяют всё за мамой, за папой, за воспитателем, что и позволяет успешно вести процесс обучения через игровую деятельность. Именно в игре начинают активно развиваться важные психические функции: восприятие, воображение, мышление, память. Через игру малыш осваивает окружающий мир, познает законы взаимодействия.
Продолжается физическое развитие малышей. Это не только прыгать, бегать, катать мяч, подлезать и перелезать. Не только развитие мелкой моторики через игры с мелкими предметами. Но и самостоятельно раздеваться и одеваться в определённой последовательности при небольшой помощи взрослого. Самостоятельно есть, держа ложку. Самостоятельно мыть руки, используя мыло и вытирая их потом полотенцем и т. д. Зачастую в детский сад приводят детей не умеющих делать ничего.
Родители не понимают, то сами провоцируют задержку в развитии своего ребёнка. Так как физическое развитие в этом возрасте напрямую связано с умственным развитием детей. Поэтому и не разговаривают, поэтому и писаются в трусики.
Мышление у детей данного возраста наглядно-действенное. Увидел, запомнил, сделал. Все проблемные ситуации разрешаются путём реального действия с предметами. Манипулируют с конструктором пока деталька не наденется или не войдёт в свой пазл. При этом ребёнок очень зависим от взрослого. Он ждёт непосредственного участия во всех его делах и совместного решения почти любой стоящей перед ним задачи. Помощь взрослого должна подоспеть тогда, когда у малыша что-то не получается, так как эмоциональная сфера ещё очень неустойчива и могут возникнуть плачь, нежелание дальше играть. Даже может проявиться агрессия, при которой ребёнок может разрушить всю постройку или сбросить всё на пол.
Конечно же сейчас написано много книг и статей на эту тему. Но родители часто считают себя достаточно осведомлёнными в вопросах воспитания своих детей. Поэтому очень важно, чтобы рядом с родителями был человек, который всегда подскажет и поможет решить возникшую проблемную ситуацию. Таким человеком всегда становится воспитатель, который и проконсультирует, и поможет. Поможет понять, что слепая, неразумная любовь и опека могут навредить. А соблюдение безопасности и родительская тревога не должны лишать малыша возможности открытия нового и интересного.