Екатерина Дорофеева
Возрастные характеристики речевого развития детей раннего дошкольного возраста и рекомендации для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование и становление речевого развития в первые годы жизни ребенка влияет на всю его последующую жизнь. Своевременное и полноценное овладение слухом и речью является первым важным условием становления у ребенка здоровой психики и дальнейшего его правильного развития. Своевременное, то есть начатое с первых минут жизни ребенка, полноценное – значит достаточное по объему речевого материала, которое побуждает ребенка к овладению речью в полной мере его возможностей на каждом возрастном периоде. Понимание речи окружающих и личная активная речи сопровождает все деятельности ребенка. От уровня развития речи ребенка зависит успешность обеспечения целей его коммуникации с другими участниками взаимодействия.
Публикация «Возрастные характеристики речевого развития детей раннего дошкольного возраста и рекомендации для воспитателей» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Способность к речи и к общению формируется у ребенка, развивается нормально, в процессе речевого опыта, под влиянием речи взрослых и зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
В статье «Речевой портрет пятилетнего ребенка» А. Богуш в помощь педагогам-практикам и родителям сегодняшних дошкольников дает исчерпывающий ответ на то, каким должен быть уровень речевого развития 5-летнего ребенка, который характеризует нормативные требования речи: звуковую культуру речи, лексическое развитие, семантическое, морфологическое, синтаксическое, формирование грамматического строя речи. Также автор конкретизирует, что означает «речевая личность ребенка». Речевая личность – это ребенок, у которого «сформирована фонетическая, лексическая, грамматическая, разговорно-диалогическая и коммуникативная компетентность, который умеет адекватно и уместно общаться на родном языке в различных жизненных ситуациях: рассказывать, объяснять, рассуждать, оценивать, пользоваться при этом как языковыми, так и внеязыковыми, интонационными средствами выразительности, этикетными формами общения, следит за собственной речью и речью других, способен творчески реализоваться средствами речи».
Т. О. Пироженко в учебно-методическом пособии «Коммуникативно-речевое развитие дошкольника» дает характеристику коммуникативно-речевому генезису ребенка, в свете которого речь ребенка является «комплексной системообразующей характеристикой, которая проявляется через эмоциональные, когнитивные, лингвистические достижения, которые в свою очередь позволяют отобразить целостный подход к оценке развития самого ребенка».
Автор предлагает поиск педагогической модели, которая бы давала возможность развивать способности детей и помогала реализовать свое «Я» через организацию деятельности, заданной извне, от взрослого, при этом обязательно учитывая активность каждого отдельно взятого ребенка. В статье отмечено, что речевые достижения ребенка отражают опыт межличностных отношений и отражают личностно значимые психологические феномены: статус ребенка в семье и в группе детей, отношение окружающих к ребенку и ребенка к самому себе.
В предлагаемой Т. О. Пироженко технологии речевого общения процесс обучения по отраслям знаний (математика, природа, язык) не разграничивается, а базируется на главном принципе – деятельностного подхода к развитию личности, при этом общение не только помогает ребенку брать, получать, приобретать опыт, но и создает условия для того, чтобы реализовать свою индивидуальность в общем деле, а также учит дошкольника делиться собственным опытом, уделять внимание людям, уважать их и т. д.
Именно достижения в речевом общении дают возможность характеризовать становление личности дошкольника как целостность, в единстве проявления его эмоций, сознания и поведения. Т. Пироженко определила задачи в сфере коммуникативно-речевого развития ребенка, которые в свою очередь позволяют сделать выводы о характере развивающих воздействий и стиле отношений взрослых с детьми.
Формирование эмоциональных представлений о речи в течение первых трех лет жизни ребенка является не просто накоплением словаря, а представляет собой сложный нервно-психологический процесс, который проходит в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и в ситуации общения со взрослыми. Главным условием полноценного развития речи малыша является то, какой именно речи он подражает. И поэтому речь взрослых должна быть «правильной, разборчивой, простой, повторяющейся, разноцветной, живой». Для того, чтобы развитие понимания речи происходило эффективно, важно создать такие условия, как постоянное общение с ребенком, наличие единых требований к речевому общению с малышом всех близких взрослых, организация специальных игр и упражнений, постепенное усложнение речевого общения. Также целесообразно использовать для общения с малышом все привычные режимные моменты (одевание, прогулки, кормление, подготовка ко сну и т. д.).
Семейное общение является главным фактором коммуникативно-речевого развития малыша. Особое значение в период раннего детства для развития ребенка имеют его взаимоотношения с мамой, как с самым близким и важным человеком в его жизни. Мать, воспитывающая ребенка, должна обладать достаточной зрелостью и позитивным отношением к себе и окружающим. Особенности речи матери, то есть то, как она строит свое общение с ребенком, - все это не может не сказаться на языковом и личностном развитии ребенка. Особенности именно семейного общения играют основную роль в становлении психических функций, эмоционального развития и познавательной активности ребенка.
Трудности вхождения в детское сообщество, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнера приводят к обеднению коммуникативного и речевого опыта ребенка, оказывают негативное влияние на межличностные отношения, определяют его невысокий социальный статус в группе сверстников.
Сложные отношения ребенка-дошкольника с ровесниками, которые выражаются в повышенной конфликтности, неумении договариваться о совместных делах и играх, беспокоят сегодня взрослых. Также, несмотря на желание играть вместе с другими детьми, сегодня наблюдаем детей, которые вынуждены играть в одиночку или с близкими взрослыми. Взрослые видят причину этому в особенностях характера ребенка. Хотя, на самом деле, причина кроется в несформированности коммуникативной и речевой деятельности самого ребенка, а возникновение на этой основе характерологических особенностей носит не причинный, а скорее следственный характер.
Для повышения эффективности развития речи детей раннего возраста, нами были разработаны рекомендации для воспитателей и педагогов детского сада.
Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления. Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение. Таким близким человеком, с которым непосредственно связан ребёнок в детском саду, является воспитатель. Поведение, речь воспитателя, его внешний облик - всё является образцом для детей. Своеобразие мышления и восприятия детей, связанное с подражательностью, должно быть использовано в воспитании и обучении детей, и, в частности, при обучении детей родному языку. Поэтому Н. В. Волькова выдвигает следующие требования к речи воспитателя :
Монотонная, невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций, а вместе с этим и не повышает их речевой культуры.
Эмоциональная сторона образца повышает культуру слушания, воспитывает у детей желание самим что-нибудь рассказать.
Для дошкольников представление о стиле речи соотносится прежде всего с представлением о речевом этикете, требующем и определенного поведения говорящих (такие качества личности, как вежливость, уважительность, скромность, предупредительность, доброжелательность, собственное достоинство проявляются в определенном речевом поведении); кроме того, совершенствование стилистического чутья ребенка является основным средством его эстетического воспитания. Следовательно, обучение стилю речи включает в себя определенные воспитательные задачи.
Воспитатель обязан не только интуитивно владеть чувством стиля, но и уметь осознанно анализировать языковые средства, с помощью которых создается определенный стиль, т. е. он должен иметь соответствующие знания в области лингвистики.
Воспитатель, работая над совершенствованием собственной культуры речи, прежде всего должен позаботиться о синонимическом богатстве ее компонентов - лексики, грамматики, фонетики. Он должен уяснить, для чего существует в языке такое множество лексических дублей, какие смысловые и эмоциональные оттенки их отличают, когда уместно пользоваться ими в собственной речи. Нужно развить в себе потребность постоянно обращаться к словарям.
Воспитатель, старающийся повысить культуру речи, должен помнить и о выразительных средствах морфологии - аффиксах-синонимах, а также использовать в своей речи все богатство синонимов-флексий, синонимов-предлогов, синонимов-союзов, синонимов - конструкций простых и сложных предложений.
Знание синонимии родного языка поможет будущему педагогу не только улучшить собственную речь, но и даст ему легкий и очень эффективный прием обучения речи детей : если ребенок не понимает какого-то слова или какой-то грамматической формы, достаточно бывает (конечно, в средней и старших группах) предложить соответствующий синоним, чтобы он все понял.
В практике работы с детьми раннего возраста выработались многочисленные приемы, при помощи которых взрослые помогают ребенку быстрее и совершеннее овладеть речью, обогатить словарный запас, развить правильную речь. К сожалению, воспитатель иногда не придает значения организации общения, поэтому часто оно протекает стихийно. Воспитатели учат ребенка играть, учиться, трудиться и очень редко учат его общаться.
Как отмечалось, деятельность общения имеет свое содержание и этапы развития. Однако в процессе привыкания определяющее значение имеет не возраст, а развитие форм общения. Так, дети, независимо от возраста, непременно нуждаются в непосредственно-эмоциональном общении, и только затем - в ситуативно-действенном. Поэтому воспитателем должны быть выбраны и соответствующие средства общения: улыбка, ласка, внимание, жест, мимика, показ действия, упражнение в нем, совместные действия с ребенком, поручение и т. п.
Расширение содержания общения тесно связано с развитием предметно-игровой деятельности у детей. В процессе сотрудничества со взрослым ребенок овладевает сначала отдельными действиями с предметами, а в дальнейшем, при многократном упражнении в них под руководством взрослого, формируется самостоятельная предметная деятельность. Таким образом, воспитатель должен учитывать уровень сформированности предметно-игровых действий детей, как и их готовность к общению в действии со взрослыми и с детьми в группе.
Пребывание ребенка в детском коллективе, в группе своеобразно влияет на развитие речи детей. Ребенок на занятиях общается с детьми, делится с ними своими впечатлениями и находит у них соответствующее понимание его речи, сочувствие его интересам, содействие его активности. Все это мобилизует ребенка на дальнейшее развитие его речи. Влияние детского коллектива на развитие речи можно отнести к тому, что называется самообучением языку.
Для успешного развития речи детей надо воздействовать не только на слух, но и на зрение, и на осязание. Ребенок должен не только слышать взрослого, но и видеть лицо говорящего. Дети как бы считывают с лица речь и, подражая взрослым, начинают сами произносить слова. Для развития понимания желательно, чтобы ребенок не только видел предмет, о котором идет речь, но и получил его в руки.
Рассказывание - один из приемов развития детской речи, он очень нравится детям. Рассказывают детям небольшие произведения, простые и доступные для понимания, рассказывают и сказки, читают стихотворения.
Стихи, рассказы и сказки для лучшего восприятия их детьми рекомендуется говорить наизусть. Необходим, чтобы дети, слушая рассказчика, удобно сидели вокруг него и хорошо видели его лицо. Да и сам рассказывающий должен видеть детей, наблюдать за впечатлением от рассказа, за реакцией детей. Ничто не должно мешать детям слушать.
Рассматривание картинок - хороший прием развития речи, так как речь при этом делается наглядной и более доступной для понимания. Вот почему рассказ хорошо сопровождать показом картинок, беседой по картинке.
Игра - одно из лучших средств развития речи и мышления детей. Игра доставляет ребенку удовольствие, радость, а эти чувства являются сильным средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую активность.
Интересно, что, играя даже в одиночку, младшие дети нередко говорят, высказывая вслух свои мысли, которые у детей более старших возрастов протекают молча, про себя.
Обыгрывание игрушек - очень помогает развитию речи и мышления маленьких детей, когда им не только даются игрушки для самостоятельной игры, но и показывается, как в них играть. Такие организованные игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли, так занимающие детей и так много дающие для их развития.
Многократное повторение речевого материала. Дети, со слов взрослых, способны запомнить и воспроизвести наизусть слышимое ими. Для этого необходимо многократное повторение речевого материала.
Декламация и пение, сопровождаемые музыкой, также важный способ развития детской речи. Особенно успешно они запоминают стихи и песенки, которые потом декламируют, поют.
Чтение детям книжек, также является средством развития речи и мышления детей. Это увлекает детей, нравится им, и довольно рано, подражая взрослым, дети сами начинают рассматривать книгу, "читать" ее, пересказывая часто наизусть то, что им было прочитано. Интересную книжку дети иногда запоминают наизусть целиком.
Ознакомление детей с окружающим миром - также способствует развитию речи и мышления детей. Важно обращать внимание малышей на предметы и окружающую их жизнь, беседовать с ними об этом.
Дети третьего года жизни склонны к подражанию (и воспитателю, и сверстникам). Они легко "заражаются" настроением товарищей и с удовольствием подражают как желательным, так и нежелательным действиям. Стоит одному ребенку начать заглядывать под стул, как через 1-2 минуты, если воспитатель не сумеет переключить внимание детей, половина группы будет подражать малышу. В этом случае не следует прибегать к дисциплинарным замечаниям ("Не раскачивайся, сиди тихо!"). Целесообразнее прибегнуть к игрушке, принесенной на занятие. Например, сказать ей: "Не пугайся, мышка, это не кот пришел. Это Вова нечаянно стулом загремел". Или обратиться к ребенку, начавшему шалить: "На, Вова, подержи мышку. Да сиди тихо, не пугай (не урони) ее".
У детей этого возраста яркие красивые предметы и картинки вызывают желание подольше рассматривать их, поэтому демонстрируемый на занятиях иллюстративный материал должен быть в хорошем состоянии, со вкусом оформленным и привлекательным для малышей. Пособия следует размещать так, чтобы на их поиски не тратилось время. Если картинки будут падать с фланелеграфа или батарейка электрической игрушки окажется непригодной для употребления, то нормальный ход занятия нарушится, восприятие материала детьми будет затруднено.
Большое значение имеет речь воспитателя, его умение разговаривать с детьми. Речь педагога должна быть четкой, выразительной, неторопливой. Слова и фразы, сказанные детям, не должны быть случайными. По возможности их следует продумать заранее. Особенно это касается тех оборотов речи, которые педагог стремится сделать достоянием собственных высказываний ребенка: слова, обозначающие качества предметов, синтаксические конструкции, в частности предложения с однородными членами и т. п. Используя их на занятии, одобряя попытки того или иного ребенка воспроизвести слово или предложение, воспитатель тем самым обогащает активную речь детей.
В первой младшей группе педагог учит детей понимать вопрос и отвечать на него. Но если ребенок почему-то молчит и пауза затягивается, целесообразнее подсказать ответ, повторить его с детьми, а через какое-то время вновь задать малышу тот же вопрос.
Известно, что ребенку третьего года жизни очень легко что-либо внушить. Об этой особенности стоит помнить, обучая детей. ("У Ани получится. Вова сумеет. Алеша сейчас подумает и непременно найдет нужную картинку (игрушку). " и т. п).
Любой разговор с детьми должен быть деловым, обстоятельным, а интерес воспитателя к тому, что говорит и делает ребенок, должен быть "интересом всерьез". Дети безошибочно реагируют на настроение педагога, его интонацию, жесты. И если воспитатель искренне, с удовольствием "дует на горячие блины и съедает их", показывает, как бодаются козлики, ребенок не просто заражается желанием сделать так же, а стремится сделать это очень хорошо, с настроением.
В свою очередь, удачный ответ, хорошо выполненное действие усиливают радость малыша и его стремление неоднократно воспроизвести увиденное, услышанное. Все это обеспечивает работоспособность детей и их контакт с воспитателем.
Кроме того, существует еще несколько факторов, повышающих эффективность обучения.
Чередование различных приемов обучения и, прежде всего, пояснений, указаний и показов (образца, способа действия) с игровыми заданиями. Приведем пример. Воспитатель говорит детям : "Ав-ав-ав - лает собачка. - Как она лает?" После того как дети произнесут звукоподражание, педагог продолжает: "Сейчас мы поиграем в заводных собачек. Собачка, которую я заведу ключом (делает имитационное движение, должна лаять: ав-ав-ав".
Сочетание хоровых ответов детей с индивидуальными. Обычно один хоровой ответ сочетается с 3-4 и более индивидуальными ответами. Это значительно повышает плотность занятия, помогает вовлечь в работу всех детей, а также выяснить, кто из малышей не овладел осваиваемым навыком, с тем чтобы дополнительно что-то объяснить, показать (на занятии).
Использование разнообразных демонстрационных материалов (предметы, игрушки, картинки, фигурки настольного театра и т. ?п). Рассматривание их поддерживает внимание детей, повышает речевую активность, формирует способность к обобщению.
Использование заданий, направленных на то, чтобы дать детям возможность сменить позу, подвигаться (например, подойти к воспитателю, чтобы вместе с ним что-то рассмотреть; заглянуть под стулья, чтобы найти, куда спряталась кисонька-мурысенька; изобразить бодающихся козлят, клюющих зернышки цыплят и т. п.). В ряде случаев эти задания одновременно преследуют цель обучить детей умению принимать воображаемую ситуацию: испечь оладушки, поймать снежинку и сдуть ее. При выполнении подобных заданий дети учатся игровым действиям, необходимым для развертывания самостоятельных сюжетно-ролевых игр, появление которых на третьем году жизни ребенка свидетельствует о новой ступени в его развитии.
Таким образом, развитию речи ребенка раннего возраста способствует выполнение следующих условий:
1. Постоянное доброе общение с ребенком и как следствие - доверие его к взрослому и желание с ним говорить.
2. Удовлетворение потребности ребенка в общении со сверстниками и детьми разного возраста.
3. Культура речи всех взрослых, окружающих ребенка! Не забывайте, что дети этого возраста схватывают сразу все, что вы говорите и делаете.
4. Предоставление детям в достаточном количестве образовательного материала; книг, картинок, игрушек и др. Помните: главное не в красоте оформления (хотя и это важно, а в содержании того, что написано, нарисовано, сделано.
5. Проведение специальных игр и упражнений по развитию речи.
Доверие малыша и его родителей к воспитателю само по себе не приходит: воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем хорошее, великодушием и милосердием. Прибавим к этому культуру общения, тактичность и взаимопонимание - и картина психологии доверия будет достаточно полной.
Список используемой литературы:
1. Богуш А. М. Речевой портрет пятилетнего ребенка / А. Н. Богуш // Дошкольное воспитание, 2013. №7. - С. 6 - 10.
2. Богуш А. М., Гавриш Н. Оптимизация речевой работы с детьми в развивающей среде детского сада / А. Н. Богуш, Н. Гавриш // Дошкольное воспитание, 2012. №10. С. 5 - 9.
3. Мухина В. С. Детская психология. М. : НОРМА-ИНФРА, 2012. –
544 с.
4. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. /Художники М. Душин, В. Куров. Ярославль: Академия развития, 1998. — 240 с.
5. Пироженко Т. А. Коммуникативно-речевое развитие дошкольника / т А. Пироженко. - Тернополь: Странник, 2010. - 152 с.