Ирина Дунихина
Цель, основные направления речевого развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Основные цели и задачи развития речи у дошкольников
Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Задачи:
развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими;
Публикация «Цель, основные направления речевого развития детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи, диалогической и монологической форм;
формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи;
развитие литературной речи;
воспитание желания и умения слушать художественные произведения; воспитание интереса и любви к чтению.
Основные направления работы по развитию речи у дошкольников:
формирование словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение;
воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения;
формирование грамматического строя речи: морфология (изменение слов по родам, числам, падежам, синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений, словообразование;
развитие связной речи: диалогическая (разговорная) речь, монологическая речь (рассказывание);
подготовка к обучению грамоте (подготовительная к школе группа): различение звука и слова, нахождение места звука в слове;
приобщение к художественной литературе (все группы): воспитание любви и интереса к художественному слову.
В раннем возрасте прослеживаются не все перечисленные направления развития речи. Рассмотрим каждое из направлений развития речи у детей раннего возраста.
Формирование словаря.
Обогащение, уточнение и активизация словаря осуществляются практически во всех видах детской деятельности: бытовой, игровой, учебной.
К приемам обогащения и уточнения словаря, помогающим ребенку услышать в речи взрослых новое слово, понять его значение и запомнить, относятся следующие.
Показ с называнием. Развивая речь ребенка, нужно заботиться не столько о том, чтобы он произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слова, которые он слышит и произносит, были наполнены живыми образами, конкретным содержанием. Поэтому, знакомя детей с новым объектом, необходимо вместе с ними внимательно рассмотреть его, сообщить название, а если возможно, и обследовать.
Многократное повторение нового слова или фразы. («Это помидор. Что это?» – говорит педагог, показывая овощ. «Помидор», – хором и индивидуально отвечают дети. «У меня в правой руке… (помидор). И в левой руке тоже помидор.»)
Объяснение происхождения слова. Прием побуждает детей вслушаться в звучание слова и радоваться догадке. («Лягушка-квакушка. Почему квакушка? А почему мышка-норушка?»)
Использование взрослым нового слова в сочетании со знакомыми детям словами. («Клюет. Курочка клюет. У нее клюв. И у цыпляток – клювики. И цыплята клюют. Клюют зернышки. Курочка быстро клюет, и цыплятки стараются клевать быстро»)
Поручения, предполагающие ответ действием. ("Найди…", «Принеси…», «Покажи…», «Дай…», «Сделай…») Двигательные ответы могут показать, что малыш начал осваивать материал, хотя в активной речи это еще не нашло отражения.
К приемам активизации словаря можно отнести следующие.
Вопросы. О предметах детям задают вопросы как в простой форме: «Кто?», «Что?», так и в более сложной: «Во что одет?», «Что везет?», «Кому и что шьет?», «Чем чистит?» и т. п.
Детям следует задавать вопросы не только о действиях, совершающихся в данный момент (Что ты делаешь? Что делает персонаж, изображенный на картинке, но и о действиях, совершенных ранее или которые будут совершены. Это помогает малышам усвоить взаимосвязь и последовательность действий, характеризующих ситуацию в целом.
Дети начинают активнее пользоваться фразовой речью, когда пытаются задуматься над вопросами причинно-следственного характера: «Почему?», «Зачем?», «Когда?», «Как?». Необходимость ответить на эти вопросы активизирует в речи детей большое число синтаксических конструкций, среди которых встречаются простые распространенные предложения, а у некоторых малышей старше двух с половиной лет – и сложные.
Дидактические игры и упражнения, предполагающие употребление слов, относящихся к разным частям речи. Например, дети объясняют, кто и как подает голос (квакает, крякает, мяукает, что можно делать ножницами, сачком, кисточкой; угадывают, что изменилось. («Катя спряталась за домик»; «Выросло много грибов»; «Убежал далеко» и т. д.) При проведении подобных упражнений используются разнообразные картинки, предметы, игрушки.
Договаривание детьми слов. Этот прием используется при повторении знакомых сказок, потешек. Употребляется он и при совместном с детьми составлении рассказов на бытовые и другие темы.
Сочетание показа и объяснений с игрой детей. В первой части занятия педагог показывает инсценировку, используя игрушки. Затем предлагает детям поиграть с ними (каждому ребенку дает набор игрушек или одну из них). Играя, ребенок употребляет слова и фразы, которые слышал от взрослого.
Поручения, требующие от ребенка развернутого высказывания. Этот прием используется в разнообразных инсценировках. («Кисонька, не уходи от нас. Мы тебя любим. Будем молочком поить, сосиску дадим».) Поручения должны широко использоваться и вне занятий. («Саша, попроси Анну Ивановну: «Анна Ивановна, достаньте, пожалуйста, матрешку. Сам я не могу – высоко стоит»; Женя, скажи Кате: «Катенька, я принес тебе интересную книжку»; Ира, предложи Оле: «Оля, давай катать мяч». И так далее.)
Воспитание звуковой культуры речи.
У детей целенаправленно развивают слуховое восприятие, являющееся важной предпосылкой для формирования звуковой стороны речи. Благодаря хорошо развитому слуховому восприятию ребенок овладевает умением слышать и дифференцировать звуки и звукоподражания, различать громкость и скорость их произнесения.
Большая часть игр и упражнений посвящена уточнению и закреплению правильного произношения звуков.
Работа над уточнением и закреплением правильного звукопроизношения начинается с гласных звуков (а, у, и, о) и простых в артикуляционном отношении согласных (м, п, б, ф, в и т. д., несмотря на то, что большинство малышей этого возраста могут правильно произносить их. Это необходимо не только для уточнения правильного произношения данных звуков, но и для развития артикуляционного аппарата, подготовки к усвоению и произнесению более сложных звуков.
Необходимо учить детей пользоваться умеренным темпом речи. Это достигается, прежде всего, путем личного примера воспитателя, напоминания малышам о том, что говорить надо не спеша.
Проводя игры и упражнения, следует учить детей говорить в разном темпе. Например, воспитатель произносит звукосочетания или отдельные слова с различной скоростью (быстро, медленно, умеренно, а затем предлагает детям воспроизводить их в том же темпе. В ходе таких упражнений малыши приучаются не только на слух дифференцировать скорость произнесения слов, но и говорить в различном темпе.
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слитное и плавное произнесение слов и фраз. Так, для произношения ряда звуков (с, з, ш, ж, р) требуется не только правильное прохождение воздушной струи через рот, но и достаточной силы выдох.
Для того чтобы выработать у ребенка относительно плавный и продолжительный выдох, следует предлагать ему дуть на какой-нибудь легкий предмет, например, на ватку, бумажную лодочку, полоски папиросной бумаги, прикрепленные к палочке (султанчик).
Существуют также задания на протяжное и длительное произнесение звуков (например, детям предлагают спеть "длинную" песенку: у-у-у-у, на слитное произнесение двух гласных звуков в звукоподражаниях (ау, уа, ио, иа и др.).
Умение правильно пользоваться интонационными средствами выразительности речи отрабатывается при проговаривании детьми потешек, при драматизации отрывков из сказок.
Развитие диалогической речи.
Особое место занимают игры-инсценировки. На начальных этапах обучения преобладает репродуктивная речь. Дети, обучая зверушек, неоднократно проговаривают одни и те же фразы. (Например, «До свидания, мамочка. Я не буду плакать», «Добрый вечер, мамочка. Я по тебе соскучилась» и т. п.)
Постепенно репродуктивная речь уступает место инициативным высказываниям (см. занятия «Не уходи от нас, киска!» Чтение стихотворения Г. Сапгира «Кошка», «Как можно медвежонка порадовать», на которых дети с помощью речи учатся успокаивать игрушку, объясняют ей, как будут заботиться о ней и играть с нею).
С детьми рассматривают сюжетные картины из серий, специально предназначенных для развития речи.
Знакомя детей с картиной, следует дать им возможность рассмотреть ее. Затем педагог должен кратко рассказать о ее содержании. Такой рассказ облегчает малышам рассматривание; повышает качество восприятия, активизирует речь, помогает понять смысл картины, заметить и узнать изображенные предметы, охарактеризовать деятельность персонажей.
Приобщение детей к художественной литературе.
Развитие речи интегрируется с художественной литературой, поэтому работа по развитию речи часто строится на материале художественных произведений.
Особое место занимают народные песенки, потешки, стихи. И это закономерно. Литературным миниатюрам присущи четкость, ритмичность, выразительность. Они передают народный опыт и мудрость, обладают богатой мелодикой звучания, огромными возможностями для фиксированных диалогов (вопрос – ответ).
Многие народные песенки и авторские стихотворения (в том числе и переводные) отвечают потребностям маленьких детей в игре. В этих играх могут участвовать одновременно все малыши («Наши уточки с утра…», «Заяц Егорка» – русские народные песенки; «Три веселых братца», пер. с немецкого Л. Яхнина; «Бу-бу, я рогатый…», литовская песенка, литературная обработка Ю. Григорьева и др.). Используя стихотворение, воспитатель может играть с желающими детьми (по очереди, например, педагог читает стихотворение, а дети повторяют звукоподражания, сопровождая их соответствующими движениями.
Короткие сказки лучше рассказывать два раза подряд. Это не утомляет детей, поскольку воспитатель обеспечивает их активность во время слушания: помогает выполнять имитационные движения, использует разнообразные наглядные пособия.
Наибольший эффект достигается, если воспитатель сочетает рассказ с показом фигурок настольного театра, а при повторном рассказывании либо оперирует с этими же фигурками, либо прибегает к инсценированию сказки (при помощи фланелеграфа).
Действовать с фигурками настольного театра очень удобно: показ их не занимает много времени и не нарушает плавности изложения. Использование на занятии наглядных материалов активизирует внимание детей, обеспечивая его целенаправленность, а также помогает ребенку вспомнить текст сказки при последующей самостоятельной игре со знакомыми фигурками. (Это не означает, что вовсе исключается рассказывание сказки без показа.)
Целесообразно заканчивать занятия самостоятельной игрой детей с фигурками настольного театра, рассматриванием иллюстраций, в ходе которой дети вспоминают слова, принадлежащие тому или иному персонажу сказки. Воспитатель поощряет элементы драматизации, инсценирования.
При повторном чтении дети с удовольствием договаривают фразы, имитируют голоса и поведение животных (крякают; мычат; бодаются, как телята; ловят хвостики, как котята и т. п.).
Литература:
1. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева, Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», 2015г.
2. В. В. Гербова, Развитие речи в детском саду, II группа раннего возраста, 2 – 3 года, 2015г.
3. В. В. Гербова, Приобщение детей к художественной литературе, 2006г.
4. А. Г. Арушанова, Речь и речевое общение детей, 2004г.