Миронова Оксана
Возможности сказок народов северного Урала в формировании нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Возможности сказок народов северного Урала в формировании нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Педагогическая ценность сказок народов северного Урала чрезвычайно велика. Помимо всех достоинств, которые вообще отличают сказку как образовательный и воспитательный материал, сказки народов северного Урала вносят большой вклад в патриотическое воспитание юных граждан. Сказки знакомят детей с жизнью разных народов : русских, башкир, удмуртов, татар, коми, манси, хантов с их национальными обычаями, природой края.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Народы севера
- Русские народные сказки. ВСЕ сказки
- Сказки народов Севера
- Сказки. Консультации для воспитателей
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Урал - наш край родной
- Темочки
Обратимся к словарю С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведова найдем определение сказки. «Сказка повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил».
Сказки - один из самых распространенных и богатых жанров устно-этического народного творчества. Они рассказываются на всех языках мира. Их жадно слушают дети, но часто к ним прислушиваются взрослые. Живут они не только в устной передаче, но и в книге. Человечество не расстается с ними: сказочные образы витают над ними от предысторических времен до нашего времени, времени новых открытий и технологий.
Литература Урала не может рассматриваться вне контекста общероссийской, и не случайно П. П. Бажов, Д. Н. Мамин-Сибиряк - гордость региона - это писатели, пользующиеся всероссийской и мировой известностью. В нашем представлении любая так называемая «региональная» литература, тем более рассчитанная на маленьких читателей, должна быть вплетена в большую литературу России, а возможно, и всего мира. Только тогда она обретает общечеловеческий, в том числе и воспитательный смысл, становится хранилищем и универсальных, и национальных культурных ценностей.
Народные сказки давно являются неотъемлемой частью знакомства с художественной литературой.
Самые элементарные и в то же время самые важные представления о нравственных качествах : об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о щедрости и жадности - формируются у детей старшего дошкольного возраста, ложатся в сознание и определяют для них нормы поведения после прочтения сказочных произведений. Сказки, мифы, легенды передают характер нравственно-эстетических отношений между людьми и способы регулирующие их.
Педагогическая ценность сказок народов северного Урала чрезвычайно велика. Помимо всех достоинств, которые вообще отличают сказку как образовательный и воспитательный материал, сказки народов северного Урала вносят большой вклад в патриотическое воспитание юных граждан. Сказки знакомят детей с жизнью разных народов : русских, башкир, удмуртов, татар, коми, манси, хантов с их национальными обычаями, природой края.
Так же как и русские сказки, они проникнуты чувством горячей любви к Родине, ее народу, верой в торжество победы добра над злом.
Знакомясь со сказками народов северного Урала, ребенок невольно начинает сравнивать их с русскими. Возможность и оправданность такого сопоставления заложена в самом характере сказочных сюжетов и образов : сказки разных народов так схожи, что их можно считать национальными вариантами одного и того же произведения, отличающихся самобытностью, духом традиций и отмеченных печатью оригинальности.
Национальное своеобразие сказочного фольклора у каждого народа выражается и в оригинальных сюжетных решениях, и в приемах передачи национальной речи, народного быта, обычаев, фантастического вымысла и композиции. («Зайчик», сказка народов манси и русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»)
Наиболее ценными среди сказок народов северного Урала можно считать сказки, в которых воплощены важнейшие жизненные мотивы, своим существованием обязанные вере народов в добро и справедливость, осуждению лени, тунеядства, жадности, лжи (башкирские сказки «Два барсука», «Лиса сирота»).
Забавляя, сказка одновременно несет дошкольнику и идеи, необходимые для развития, понимания нравственно-этических отношений, формирования его личности (удмуртская сказка «Старик со старухой и береза»). Художественные образы сказок оказывают на детей старшего дошкольного возраста глубокое воздействие и способствуют пониманию окружающей действительности (представление об устройстве мира в мифологии народов Урала)
У детей, после прослушивания сказок, немедленно возникает желание проявить свои чувства в действиях. Яркие поступки персонажей дети воспроизводят в играх-инсценировках, драматизациях, рисунках, лепке. Сопереживание с героями для них – школа чувств и познание окружающего мира.
С течением времени, расширяется словарь детей, все в большем объеме они начинают понимать художественное слово.
Усвоение грамматических конструкций связной речи дает основу для восприятия народного произведения в любой форме (сказка, миф, легенда, сказ).
Замечательно и то, что дети легко запоминают сказки о животных. Это объясняется тем, что народный педагогический опыт верно уловил особенности детского восприятия. Детям проще воспринимать особенности, формы поведения оценивая животных, а не людей (сказка народов ханты «Мышка»).
Детям старшего дошкольного возраста нравятся волшебные сказки. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и ее чудесный вымысел. В особенности трогает ребенка судьба героев, поставленных в близкие и понятные ему обстоятельства. Действие в таких сказках совершается в семье, конфликты носят семейный характер (удмуртские легенды, мифы, сказка «Пятна на луне», «Старик со старухой и береза»).
Сказки народов северного Урала учат детей старшего дошкольного возраста оценивать дела и поступки людей в свете признанных общечеловеческих ценностей, свои собственные поступки с поступками героев.
Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда становятся частью его мироощущения. Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных представлений детей, необходимо знать особенности сказки как жанра.
Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает вос-питательное значение этого средства.
Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки народов северного Урала весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.
Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа : отвага, трудолюбие, остроумие и т. п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам.
Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог - народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были занимательными. В них, как правило, есть не только яркие живые образы, но и юмор. У всех народов есть сказки, специальное назначение которых — позабавить слушателей. Например, сказки - «перевертыши».
Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Намеки в сказках применяются именно с целью усиления их дидактизма. «Добрым молодцам урок» дается не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Тот или иной поучительный опыт как бы исподволь складывается в сознании слушателя.
Работа со сказкой имеет различные формы : чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.
Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
Таким образом, мудрость и ценность сказки народов северного Урала в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом. С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла – глубока и неисчерпаема.