Алина Прохорова
Возможности применения экспериментальных опытов в обучении детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельности, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Публикация «Возможности применения экспериментальных опытов в обучении детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Актуальность состоит в том, что детское экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский.
Сохранить, поддержать, развить это природное качество ребенка - склонность к экспериментированию - и есть наиважнейшая задача педагогов.
Детское экспериментирование - широкое понятие. Можно экспериментировать с объектами природы, а можно - с игрушками, окружающими ребенка предметами. Если ребенку предоставляется возможность самостоятельно поэкспериментировать с новым материалом, а потом поставить перед ним некую задачу, которую он должен решить на похожем, но несколько отличном материале, он справляется с задачей легко и с интересом. Ребенок, имеющий опыт экспериментирования, не ограничивается одним - единственным решением, а предлагает различные варианты. Он подходит к задаче творчески. Иными словами, если опыт детского экспериментирования востребован в других видах деятельности, это дает замечательные результаты.
Выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, раскрывается содержание данного объекта. Экспериментально – опытная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.
В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
По мнению И. В. Логиновой[16] элементарный опыт – преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения.
Поддьяков Н. Н. [32] отмечает, что детская деятельность экспериментирования позволяет получить более полную информацию об изучаемом явлении или объекте, увидеть то, что недоступно пониманию при словесном изложении воспитателя. Изучение им особенностей данной деятельности дает основание для формулировки следующих положений:
1) детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников;
2) в детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний, на получение продуктов детского творчества – новых построек, моделей, рисунков, сказок и т. п. (познавательная и продуктивная форма экспериментирования);
3) детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества;
4) в детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференциации интеграционных процессов;
5) детское экспериментирование является всеобщим способом функционирования психики, пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе игровую.
Последнее возникает значительно позднее деятельности экспериментирования, но затем приобретает статус второй ведущей деятельности.
Значительно отличаются элементарные опыты детей от опытов, взрослых и от опытов дошкольников. Элементарные опыты и эксперименты, которые используются в дошкольном обучении и направлены на то, чтобы помочь ребенку приобрести новые о том или ином объекте или явлении природы. В ходе опытов и экспериментов ребенок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей.
Деятельность экспериментирования, которая формируется в русле собственной активности ребенка, интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста (Н. Н. Поддъяков, С. Л. Новоселова)[32]. Эта деятельность в отечественной науке рассматривается как особая форма поисковой деятельности ребенка.
Значение элементарных опытов в образовании детей дошкольного возраста велико. [33] Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к окружающему миру природы, развивают мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, детей подводят к суждению. Участие детей в элементарных опытах развивает сложную аналого-синтетическую деятельность мышления, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы. При помощи элементарных опытов можно показать детям явление в живой природе как рост и развития растений, поворот цветковых растений к солнцу и многие другие интересные явления в природе. Специально организованные опытнические ситуации, в отличие от простых наблюдений, позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности растений, животных, их жизнедеятельности. Через опыты можно ярко продемонстрировать их связи со средой обитания.
Проведение опытов позволяет детям чувственным путем познать действительно явления и объекты природы. Этот путь подачи сведений знакомит с внутренними строениями вещества. Ценность этого метода в том, ребенок не получает готовых знаний от взрослых, он их добывает сам в процессе активных действий. Очень важно опыт детей связывать с характером практической деятельности, это позволяет детям правильно спланировать свои действия. [17]
Кроме выше указанного: информацию об изучаемом явлении и объекте природы:
• повысить наглядность и доступность материала, который при обычных способах изложения недоступен детям дошкольного возраста;
• сделать наиболее эффективным процесс восприятия изучаемого материала;
• помогает наиболее точно удовлетворить естественную любознательность ребенка;
• опыт учит ребенка определенным приемам правильного решения задачи, позволяет производить многократное опробование познаваемого объекта;
• дать возможность познать новую область действительности.
Таким образом, познание происходит не путем навязывания ребенку какого-то объема знаний, а становится творческой формой его жизнедеятельности. Иванова А. И. (1999г.)[33] предлагает следующую классификацию элементарных опытов :
• по количеству детей : индивидуальные, групповые;
• по месту проведения: в группе, в детском саду, на участке, в лесу, на озере и т. д. ;
• по характеру познавательной активности:
а) иллюстративные, которые подтверждают знания уже имеющиеся у детей;
б) поисковые, в процессе которых дети получают новые знания.
• по отношению к педагогическому процессу:
а) эпизодические и систематические;
б) случайные и запланированные;
в) экспериментальные опыты, как ответ на вопросы ребенка. Полезно не давать ответ в готовом виде, а предложить провести опыты и из них получить ответ на свой вопрос.
• по продолжительности: кратковременные, длительные, циклические;
• по месту положения в цикле:
а) первичные;
б) повторные (подразумеваются наблюдения нескольких явлений, что дает возможность обобщать);
в) заключительные или итоговые;
• по отношению к педагогу:
а) демонстративные;
б) фронтальные.
Более подробно мы предлагаем остановиться на демонстрационных и фронтальных опытах.
При демонстрационных элементарных опытах объект находится в руках у педагога, а дети смотрят, что он делает, как он проводит эксперимент. Здесь есть свои сильные и слабые стороны. [24]
Сильные стороны демонстрационных элементарных опытов : безопасность детей и объекта, легче проконтролировать процесс познания, легче поддерживать дисциплину, порядок, чистоту, облегчается подготовка к работе, подбор материала, легче соблюсти логику подачи материала, процесс познания идет сохранно.
Слабые стороны демонстрационных элементарных опытов : дети не контактируют с объектом, не задействованы все органы чувств, снижение эмоционального фона, объект располагается далеко, мелкие детали рассмотреть нельзя, они видны детям под разным углом зрения, у детей разный темп познания, дети работают не в своем ритме. В навязанном ритме ребенок пассивен, лишен возможностей проверить те предложения, которые возникают у него. Объект присутствует в одной модификации.
Фронтальные элементарные опыты заключаются в том, что в процессе проведения работают все дети одновременно. Объект находится непосредственно в руках у детей.
В проведении фронтальных элементарных опытов также как и в демонстрационных есть сильные и слабые стороны.
К сильным сторонам относятся фронтальных элементарных опытов : велика личная активность детей; объект виден под любым углом зрения; легче индивидуализировать объем заданий; дети контактируют друг с другом; есть возможность проверить свои гипотезы.
Слабыми сторонами являются фронтальных элементарных опытов : труднее соблюдать правила техники безопасности и держать дисциплину, а также руководить процессом познания, так как дети работают не синхронно. Области применения демонстрационного опыта : когда нет возможности достать количество объектов по числу детей; нерационально иметь много объектов (22 щенка); когда объект один (солнце); когда объект нельзя давать в руки (огонь); объект опасен для здоровья детей; особые трудности с процессом познания.
В детском элементарном опыте есть свои особенности. Он значительно отличается от опытов взрослых и от опытов школьников, т. к. он необязателен. [41]
Таким образом, при проведении элементарных опытов педагог решает множество задач в педагогическом процессе.
Следует заметить, что первые годы советской власти этот метод стал ведущим в ознакомлении детей с природой. Но затем он подвергся критике и совсем исчез из детских садов. В 1958г. перед школой встала новая задача - научить учащихся самостоятельно добывать знания. Это отразилось и на работе с детьми в детском саду, т. е. в детском саду опять появился метод элементарных опытов с природным материалом. В настоящее время эта проблема остается актуальной.
В связи с изменением школьной программы к детям дошкольного возраста стали предъявляться большие требования. Они должны быть внимательными, наблюдательными, должны уже сами искать ответы на возникающие вопросы. Развитию этих способностей и помогают элементарные опыты. Каменева Л. А. считает, что:
Опыт - это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. [15]
Опыты помогают понять сложные явления природы. Они вызывают у детей интерес к ней, развивают наблюдательность, с помощью опытов выявляются причинно-следственные связи между явлениями. Дети привыкают мыслить, ищут ответ на вопросы, с которыми сталкиваются в жизни. Элементарный опыт - преобразование жизненной ситуации, предметы или явления с целью выявления скрытых непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причем их изменения (Логинова Н. В.). Источником знания детей является их деятельность. Не сложные элементарные опыты занимают промежуточное место между трудом и наблюдением. Составной частью опыта являются наблюдения, которые могут быть кратковременными и длительными. Элементарные опыты используются как метод обучения, начиная с младшей группы, где выступают как отдельные поисковые действия. Характер и содержание опыта зависит от учебно-познавательной задачи, стоящей перед детьми. Познавательная задача должна быть сформирована четко и ясно. [39] Для этого ее необходимо связать с личным опытом детей дошкольного возраста, т. е. уровнем их знания - вытекать из игры, труда, возникать в процессе обучения.
Таким образом, в процессе экологического образования дошкольников проведению элементарных опытов отводится одно из значимых мест.