НАДЕЖДА БОРОДИНОВА
Эссе «Искусство в развитии творческих способностей на пути становления дошкольника в современном обществе»
▼ Скачать + Заказать документы
В одном мгновении видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность
И небо - в чашечке цветка.
Уильям Блейк.
Формирование творческой личности – одна из наиболее важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Её развитие начинается с дошкольного возраста.
Публикация «Эссе „Искусство в развитии творческих способностей на пути становления дошкольника в современном обществе“» размещена в разделах
Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, изобразительным искусством помогают дать ребенку те знания, умения и навыки, которые необходимы для его полноценного развития, для того, чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других, реализовывал оригинальные идеи и фантазии и вырос счастливым человеком.
В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому важно вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.
Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее станет деятельность его воображения. Наиболее эффективное для этого средство – изобразительная деятельность.
В процессе рисования ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что – то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает совокупность знаний о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Ребенок углубляет представления об окружающем мире, осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает изобразительными умениями и навыками, учится осознанно их использовать.
Н. П. Саккулина писала: «Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течение детства им не удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда».
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, креативного мышления. Поэтому в современном мире востребованы творческие личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные задачи. Именно таких творчески активных людей посредством творческой деятельности и должны воспитывать современные педагоги.
Рисование с использованием нетрадиционных изобразительных технологий как раз и позволяет развивать творческие способности, которые в дальнейшем дадут ребёнку широкие возможности для самовыражения. Применение необычных материалов и оригинальных техник позволяет ему ощутить разнообразные положительные эмоции. Ребёнок открывает для себя новые возможности, при этом хорошо знакомые ему предметы становятся основой деятельности, а результат удивляет своей непредсказуемостью. Так, нестандартное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
В каждом ребенке я стараюсь пробудить веру в его творческие способности, индивидуальность и неповторимость, а также веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
На моих занятиях дети знакомятся с различными нетрадиционными техниками, их особенностями, разнообразием материалов и т. д.
На протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания, у них сохраняется высокая активность, работоспособность. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Сам процесс выполнения доставляет им удовольствие. Они готовы многократно повторить то или иное действие, и, чем лучше оно получается, тем с большим удовольствием они его повторяют в дальнейшем, тем самым демонстрируя свой успех.
Я считаю, что именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности у детей, формируют эмоционально-положительное отношение к творчеству.
Техники и приемы, на мой взгляд, должны выбираться исходя из их простоты и эффективности. В процессе их применения у ребенка не должно возникать затруднений и сложностей, а работа каждого юного художника является индивидуальной и неповторимой.