Светлана Бабайцева
Возможности книжной иллюстрации в творческом развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Бабайцева Светлана Александровна, воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №25 «Рябинушка» г. Мичуринска Тамбовской области
Возможности книжной иллюстрации в творческом развитии
детей дошкольного возраста
«Чтение – только начало, творчество жизни – вот цель»
Н. А. Рубакин
Публикация «Возможности книжной иллюстрации в творческом развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
В дошкольном возрасте книжная иллюстрация – мощное средство эстетического воспитания. Она воздействует на психику, интеллект, разум маленького человека, расширяет его эмоциональный опыт. Иллюстрация – рисунок, образно раскрывающий литературный текст, одновременно украшающий книгу, обогащая ее декоративный строй. Взрослый помогает детям внимательно рассматривать иллюстрацию, видеть и узнавать изображенные образы, обращает внимание на средства выразительности, с помощью которых художник создает образ, передает свое отношение к нему.
Умение узнавать в рисунке предмет является одним из стимулов совершенствования изобразительной деятельности. Рассматривание книжных иллюстраций позволяет обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения. Фиксированный способ изображения дает возможность рассмотреть детали, которые трудно воспринимать в натуральном предмете.
Ребята с трудом осваивают способы передачи движения в рисунке. Есть иллюстрации, на которых можно увидеть достаточно простые способы изображения движения, легко понимаемые и принимаемые детьми. Здесь можно показать и доступный способ изображения пространства, земли и неба, способ передачи трехмерного пространства на двухмерной плоскости листа; элементарное построение рисунка с выделением композиционного центра (главное изображается более крупно, то, что расположено ближе, изображается внизу листа, а дальше – наверху).
На иллюстрациях можно увидеть разные способы изображения домов, деревьев, пространства земли, животных в движении и т д. Однако использовать их рекомендуется после наблюдений как дополнительный прием, помогающий перевести наглядные образы, сложившиеся при непосредственном восприятии, в графические или как прием, обогащающий запас графических образов, разрушающий стереотипы, шаблоны. Иллюстрацию нельзя предлагать детям для прямого подражания. Самые яркие представления, сложившиеся в наблюдении, вытесняются последним, более свежим восприятием готового образа. Поэтому применять этот прием нужно в предварительной работе.
Обучение, направленное на совершенствование способов передачи свойств объекта в изображении, снимает шаблоны и совершенствует графическую форму рисунков. В задачи обучения должно входить закрепление новых графических построений и разрушение возникших шаблонов как непрерывный процесс. Использование образца как метода обучения предметному и сюжетному рисованию не эффективно, так как ведет к «застою» в развитии изобразительного творчества детей.
Книжная иллюстрация развивает эстетические чувства, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей, при этом доступна детям дошкольного возраста и помогает преодолеть стереотипность в рисовании. Воздействие литературного произведения тем сильнее, чем тоньше и глубже ребенок чувствует, понимает переживания других людей, проникается ими. Необходимо подбирать произведения, ценные в воспитательном отношении, соответствующие возрасту и уровню развития детей.
1. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 2006. С. 89.
2. Комарова, Т. С. Сказочные образы в детских рисунках. // Дошкольное воспитание. 1991. №2. С. 54-56.
3. Панов В. П. Иллюстрация в книге. М., 2001. С. 233.
4. Соломенникова О. Ф. Радость творчества. М., 2007. С. 326.