Наталья Савченко
Возможности игры как средства формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Савченко Наталья Сергеевна. Воспитатель.
Аннотация: статья посвящена описанию возможностей игры как средства формирования основ финансовой грамотности у старших дошкольников. Описаны разные виды игр, которые возможности применять со старшими дошкольниками с целью формирования у них основ финансовой грамотности.
Публикация «Возможности игры как средства формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические игры и пособия
- Темочки
Ключевые слова: финансовая грамотность, старшие дошкольники, сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра.
В настоящее время знания об элементарных экономических отношениях становятся просто необходимыми. В 2017 году в нашей стране была утверждена «Стратегия повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации на 2017-2023 годы» [2]. Этот документ направлен на формирование финансово грамотного поведения граждан, повышения уровня их финансовых знаний и т. д.
В данной статье нас интересуют основы финансовой грамотности детей. Формирование финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.
Как указывает А. Д. Шатова, «приобщая дошкольников к экономике, развивая у них финансовую грамотность, педагоги и родители должны помочь детям стать самостоятельными, научить ценить свой и чужой труд, отличать истинные ценности от мнимых. Впоследствии дети вырастут социально адаптированными, успешными людьми, будут легче преодолевать жизненные невзгоды, а финансовые затруднения не покажутся им беспросветной трагедией» [3, c. 34].
Одним из средств формирования основ финансовой грамотности старших дошкольников являются различные виды игр.
В Российской газете от 12 апреля 2019 г. Федеральный выпуск № 82 (7840) было указано, что Министерство просвещения вместе с Банком России и Центром реализации государственной образовательной политики и информационных технологий разработало программу экономического воспитания для детских садов (для детей 5-7 лет). Занятия рекомендовано проводить в доступной и комфортной для детей форме — это театральные постановки, сказки, тематические игры в группе, образовательные веб-квесты. К программе прилагаются методические и демонстрационные материалы. В них содержатся практические указания и карточки к занятиям по темам программы : «Труд и продукт труда (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту». Обучение предполагает совместную работу взрослых и детей (игровая, познавательно-исследовательская активность, чтение художественной литературы, а также свободную самостоятельную деятельность дошкольников (лепка, рисование, конструирование, игры). Данные методические рекомендации для воспитателей детских садов по развитию экономического воспитания детей уже направлены во все регионы России [1].
Проведенный нами анализ различных методических рекомендаций по формированию финансовой грамотности старших дошкольников посредством игр показал, что для этого можно применять следующие виды игр:
— Сюжетно-ролевые («Супермаркет», «Салон красоты», «Кондитерская фабрика», «Кафе»,
— Дидактические («Семейный бюджет», «Бизнесмен», «Доходы»,
— Развивающие, игры-соревнования, квесты, командные, аукционы и др.
Работу по развитию финансовой грамотности старших дошкольников посредством игры можно разделить на четыре блока:
1 блок «Семья» (семейная экономика)
2 блок «Потребности и возможности»
3 блок «Деньги и цена»
4 блок «Мой город, моя страна».
В первый блок входят дидактические игры «Расходы семьи», «Кому что нужно для работы», «Сюжетно ролевые игры «Почта», «Супермаркет», «Ателье».
Второй блок — «На что расходуем деньги», сюжетно-ролевые игры «Кафе Вкусняшка», «Аптека», «Магазин».
Третий блок — игры «Для чего нужны деньги», «Что быстрее купят», «Дороже - дешевле».
Четвёртый блок — игры «Производство товаров», «Маршрут товара».
Работая с дошкольниками, работу надо строить в разнообразных видах деятельности ребёнка, начиная с режимных моментов. Например, когда он, вымыв руки, забывает выключить или до конца закрыть кран с водой, надо объяснить, что это природные ресурсы и на них мы тратим свои деньги. У каждого из детей на шкафчике может находиться кармашек, где лежат деньги-фишки, у каждого их одинаковое количество. Ребёнок, который забыл закрыть кран, должен заплатить установленную сумму. В конце дня или недели проходит подсчёт потраченных денег. Выявляется самый экономный ребёнок.
Сделать экономику для детей понятной помогают и сюжетно-ролевые игры. Знакомство с экономикой начинается у детей, как правило, с сюжетно- ролевой игрой в «Магазин», где работает продавец и продаёт игрушки, конфеты, фрукты. Сначала роль продавца берет на себя воспитатель и показывает, как правильно нужно разговаривать с покупателем, используя в своей речи слова деньги, товар. Показывает отношения между продавцом и покупателем. Каждое движение проговаривается. Далее со временем роль продавца на себя берёт ребенок, а роль кассира, который выдает чеки — другой ребенок. Расширяется ассортимент продуктов, появляются продукты, которые предстоит взвешивать. Расширяется словарный запас ребенка: кассир, чек и т. д.
Итак, применение сюжетно-ролевых игр может рассматриваться как эффективная форма работы с детьми в сфере развития финансовой грамотности. Данные игры знакомят детей с профессиональной деятельностью взрослых, вырабатывают элементарные практические знания о видах профессий, труде, оплате труда, цене товара, рациональном потреблении, планировании трат и т. д. Например, могут быть проведены игры на следующие темы : магазин, почта, парикмахерская, ателье, банк, туристическая поездка, семья и др.
В работе с детьми по формированию основ финансовой грамотности можно использовать и настольно-дидактические игры. Например, в старших группах на стене вывешивают карту мира, по которой дети совершают путешествия, где знакомятся с денежными знаками разных стран. С большим интересом дети ходят на «экономическую рыбалку» — ребёнок не только ловит рыбу, но и подбирает слово антоним, большая - маленькая, доход - расход, экспорт - импорт, много - мало.
Раскрывать содержание экономических понятий можно и через театрализованные игры, взяв за основу «Мишины истории» из книги Л. Кнышевой, О. Мельникова, Т. Потаповой «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом».
Организация сотрудничества с родителями является одним из приоритетных мест, так как семья для ребёнка является эталоном правил, норм и социальных форм поведения. Знаниям придается социальная направленность, что позволяет ребенку впоследствии выстраивать линию собственного поведения. Родители также могут играть с детьми в разные игры с целью формирования основ финансовой грамотности детей.
Осуществляя формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников посредством игр, необходимо:
— Научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;
— Ввести детей в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;
— Объяснить, взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными — бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость — с другой;
— Научить правильно относиться к рекламе, разбираться с ней;
— Вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.
Итак, используя разнообразные игры в детском саду, возможно эффективно осуществлять целенаправленную работу по формированию финансовой грамотности старших дошкольников посредством игр.
Список используемой литературы
1. Приключения монетки: зачем детям знать финансовую грамоту // Российская газета. – Федеральный выпуск № 82 (7840). – URL : https://rg.ru/2019/04/12/v-detskih-sadah-budut-uchit-finansovoj-gramotnosti.html
2. Стратегия повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации на 2017-2023 годы. – URL : https://minfin.gov.ru/ru/om/fingram/directions/strategy/
3. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников : учебно-методическое пособие / А. Д. Шатова. - М. : Педагогическое общество России, 2015. – 256 с.