ОльгаЧетверухина
Дидактические упражнения с палочками Кюизенера как средство развития представлений о величине предметов у детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Возможности дидактических упражнений с использованием технологии Кюизенера как средства развития представлений о величине предметов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Известно, что игра — основной вид деятельности дошкольника. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно.
Основная особенность дидактических игр и упражнений определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей.
Идея включения дидактических игр и упражнений в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей.
Многие ученые А. С. Макаренко, У. П. Усова, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, Е. И. Тихеева и др. отмечают важную роль обучающих игр и упражнений, которые позволяют педагогу расширять практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире. Игру считают ведущей деятельностью дошкольника. Игра один из видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям.
Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действует одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное. В соответствии с этим воспитатель в одно и то же время учитель и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся играя.
В основе же дидактических упражнений лежит иное начало: сенсорное обучение и воспитание осуществляются путем многократных упражнений с дидактическим, обучающим материалом, разработанным с определенной целью. Дошкольная педагогика располагает специальными материалами для упражнений в восприятии и различии величины (наборы палочек, брусков, кубов разного размера, формы (наборы плоских и объемных геометрических тел: кругов, квадратов, треугольников, шаров, кругов и т. д., цвета (тогда выше названные материалы даются разных цветов) и др. Конструкция дидактических материалов такова, что содержит не только задачу (например, различить величину, но и подсказывает нужный способ решения.
Повторное воспроизведение, тренировка в том или ином сенсорном действии – основная цель дидактических упражнений. Эта цель так прямо и ставиться перед детьми в качестве конкретного задания-поручения воспитателя.
При ознакомлении со свойствами предметов (формой, величиной, цветом) чаще всего детям предлагают: подобрать определенным способом используемые материалы (по форме, величине, цвету); вложить геометрические фигуры в соответствующие отверстия; разложить цветные палочки по цвету, размеру и т. д.
Дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам, многократно повторять разнообразные практические операции, действительно ощущать результаты своих умственных и практических усилий.
Кроме специальных дидактических материалов, широко используются различные наборы обычных игрушек и картинок. Они подбираются по какому-либо определенному свойству или признаку: по цвету, форме, величине и т. д. Так наборы предметов становятся дидактическими пособиями для различения цвета, формы, величины.
Возможность обучать детей посредством активной интересной для них деятельности отличительная особенность дидактических упражнений.
Особое значение имеет содержание дидактических упражнений. Педагог имеет большие возможности в разработке, создании новых и варьировании традиционных игр. Структура дидактических упражнений, включающая в себя, кроме дидактической задачи, игровые правила и действия, позволяет усложнить их по мере развития у детей таких психических процессов, как память, воля, произвольное внимание. Игровой метод даёт наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения.
Таким образом, дидактические упражнения заняли прочное место в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста. В науке и практике утвердилось положение о том, что дидактические упражнения являются эффективным средством обучения и воспитания. Педагогическая ценность дидактических упражнений определяется их своеобразием.
При задержке психического развития недостаточный уровень логического мышления, внимания, восприятия – одна из существенных и заметных особенностей познавательной деятельности. В литературе подчёркивается важность использования игрового материала для развития восприятия, внимания, мышления у детей с задержкой психического развития.
В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного возраста, дают немногие. Наиболее эффективным пособием являются палочки Кюизенера, разработанные бельгийским математиком Джорджом Кюизенером.
Палочки Кюизенера это счетные палочки, которые еще называют цветными линеечками. Данная методика используется в группах старшего дошкольного возраста.
Палочки Кюизенера как дидактическое средство развития математических представлений у детей являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно-познавательной деятельности ребенка.
Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет формировать у ребенка понятия отношений «больше – меньше», «длиннее – короче», «выше – ниже», «шире – уже» и многие другие. Набор способствует развитию познавательной активности, наглядно-действенного мышления, пространственного ориентирования, формированию сенсорных навыков.
Палочки Кюизенера все чаще используются в работе педагогами детских садов с разными образовательными и развивающими целями, в том числе для закрепление представлений о величине предметов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Наряду с математическими представлениями у ребенка формируется и развивается не просто понятия размера, длины, а данная методика позволяет дошкольнику расширить свои знания о величине предметов, создать геометрические фигуры, которые можно сравнить между собой, измерить условной меркой, видоизменить.
Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка как результат его самостоятельной практической деятельности («самостоятельного математического исследования»).
Палочки дают возможность выполнять упражнения и в горизонтальной, и в вертикальной плоскости на одном и том же месте, например на столе, в то время как полоски размещаются или на столе (горизонтальная плоскость, или на фланелеграфе (вертикальная плоскость). С палочками и полосками можно играть и на полу.
В наборе содержатся палочки-призмы 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Самая короткая белого цвета, длиннее её – розовая, затем голубая, красная, жёлтая, фиолетовая, черная, бордовая, синяя, оранжевая. Всего их в наборе 241.
Сначала детей старшего дошкольного возраста с ЗПР целесообразно познакомить с набором палочек, рассмотреть с ними, из чего он состоит. Можно предложить детям постройку или аппликацию из цветных палочек. В ходе свободного манипулирования и игры внимание ребенка надо обратить на то, что удобнее использовать палочки таким образом, чтобы они соприкасались со столом наибольшей поверхностью, в таком положении они наиболее устойчивы. Следует предложить складывать палочки в мешок или ящик (коробку) в определенной последовательности: сначала все белые (короткие, потом розовые (длиннее, голубые (ещё длиннее, красные (самые длинные).
Существует определенная закономерность в познании детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР разных параметров величины предметов. Раньше всего в предметах дети начинают выделять длину, затем ширину. Выделять высоту предметов детям труднее. Кроме того, познание отдельных параметров величины предметов происходит в процессе их сравнения. Наиболее наглядно сравнение происходит в результате приема приложения.
Следующим приемом обучения детей сравнению предметов по различным параметрам является прием наложения. Детям старшего дошкольного возраста с ЗПР легче различать сначала предметы разные между собой по величине, а труднее найти одинаковые по величине. Эти закономерности познания детьми величины предметов легли в основу выделения этапов применения обучающих дидактических упражнений с палочками Кюизенера.
Выполняя несложные действия, ребёнок старшего дошкольного возраста с ЗПР узнает, что в длине палочки определенного цвета может поместиться некоторое количество других палочек, одна из них длиннее другой, есть среди них самая короткая и самая длинная и т. д. Следует обратить особое внимание детей на группировку по цвету. Это ведет к пониманию того, что одинаковые по цвету палочки имеют одинаковую длину и наоборот. Палочки можно прятать и просить ребенка догадаться, какая именно палочка спрятана, подобрать недостающую, следующую в ряду. В ходе таких упражнений совершенствуются представления о свойствах и отношениях предметов, действия выбора необходимого элемента, практического сравнения по цвету, количеству; уточняется значение слов такой же, не такой, как, столько же; больше, чем; длиннее, короче; такой же длины. Используются приемы попарного соотнесения, увеличения и уменьшения палочек (рядов) по длине (добавить или убрать, поиска всех палочек, которые короче (длиннее, например, красной.
На первом этапе детям старшего дошкольного возраста с ЗПР необходимо предлагать упражнения на сравнение предметов по длине, на втором по ширине, на третьем по высоте. Внутри каждого этапа детям сначала необходимо предлагать упражнения с использованием приема приложения, затем наложения. Первоначально сравнивать предметы, различающиеся по одному из параметров, а затем тождественные по этому параметру.
Толщина предметов является производной от соединения разных параметров, поэтому является наиболее сложной характеристикой величины предметов для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. В связи с этим, дидактические упражнения на ознакомление с толщиной предметов предлагаются детям на четвертом этапе.
На пятом этапе для обучения используются упражнения, в каждом из которых детям приходится различать предметы по разным параметрам: что-то сравнивать по длине, что-то по ширине, что-то по высоте или толщине. Эти упражнения должны быть приближены к сюжетно-дидактическим играм, к реальным жизненным ситуациям. В них в непринужденной форме весело и интересно происходит закрепление пройденного материала.
Упражнения могут носить комплексный характер, позволяя решать одновременно несколько задач. Желательно в упражнении предусматривать перебор всех возможных вариантов решения задачи: составление «поездов» одинаковой длины из двух, трех, четырех «вагонов-палочек», измерение одной и той же «палочкой-меркой» разных палочек, одинаковых палочек разными «мерками-палочками», измерение простой и составной меркой (соответственно одной, а затем двумя такими же палочками).
Подбор упражнений осуществляется с учетом возможностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач. При отборе упражнений учитывается их взаимосвязь (наличие общих и постепенно усложняющихся элементов: способов действия, результатов) и сочетаемость с общей системой упражнений, проводимых с помощью других дидактических средств.
Игровые элементы и упражнения вводятся в форме игровой мотивации (построить лесенку для петушка, починить забор и так далее) для младших и средних детей и в виде соревнования (кто быстрее составит, сделает, положит, скажет) — для старших.
Таким образом, использование палочек в индивидуально-коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. оказывается достаточно эффективным.