Светлана Яфизова
Возможности семьи в речевом развитии ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Возможности семьи в речевом развитии ребёнка
Есть такая шутка: «Сначала родители учат нас ходить и говорить, а потом требуют, чтобы мы сидели и молчали». Действительно, на первых порах жизни ребенка мамы и папы очень волнуются не только за каждое выученное слово, но и за каждую букву.
Каждая мамочка хочет, чтобы у него не было проблем с речью. И это понятно. Ведь умения рассказать, объяснить помогает решать различные жизненные ситуации.
Принято считать, что к 2 годам ребенок должен уметь строить фразы и короткие предложения из 2 слов, использовать прилагательные и местоимения. Активный словарный запас примерно 50-100 слов.
Публикация «Возможности семьи в речевом развитии ребёнка» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Именно к этому возрасту, многие дети уже поступили в детский сад.
И я сталкиваюсь с таким подходом некоторых родителей к воспитателям, что за воспитание наших детей «мы» получаем деньги, пусть «мы» их и воспитываем. Как правило, родители перекладывают всю ответственность за развитие своего ребёнка на дошкольное учреждение.
А что такое ДЕТСКИЙ САД!
Детский сад, как учреждение общественного воспитания детей, представляет благоприятные возможности для развития их речи уже тем, что ребенок живет в детском коллективе, располагающем к взаимному общению в играх, занятиях, труде под руководством педагога и его обучающим воздействием.
Для поддержания и развития у ребенка потребности в речевом общении, т. е. желания разговаривать с детьми и взрослыми, стремления выразить в слове свои мысли, чувства, переживания, необходимо с первых же дней организации группы наладить комфортную для детей обстановку. Развитие речи детей на фоне бессодержательной жизни приведет лишь к развитию пустой болтовни; дети привыкнут рассуждать обо всем без понимания и чувства, не умея ничего делать.
«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е. И. Тихеева.
Насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Группы в нашем ДОУ оснащены современным игровым оборудованием, которое включает, наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность.
С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении во всех
группах ДОУ оформлены речевые уголки.
Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и образовательной деятельности.
Интересная, богатая впечатлениями жизнь всегда отражается на речи человека, она ее обогащает и активизирует: у человека есть что сказать, и ему хочется поделиться тем, что его глубоко затронуло. Это целиком относится и к детям дошкольного возраста. Содержательная жизнь способствует повышению жизненного тонуса, сближению и объединению детей в дружный, слаженный коллектив, где нет места обидам, ссорам и дракам. Каждый ребенок в такой группе найдет заинтересованного слушателя в лице воспитателя или сверстника.
Если у детей нет ярких впечатлений, если жизнь их бедна и однообразна, то речь у них слабо развивается, им не о чем рассказывать, не о чем спрашивать, запас слов медленно увеличивается; скука рождает драки, ссоры, и, конечно, при таких условиях не может быть правильного развития речи детей.
Необходимым условием развития речи детей является образец для подражания. Если ребенок растет среди глухонемых, он, имея слух, останется немым, так как он будет лишен возможности воспринимать образец речи для подражания.
Дети научаются говорить так, как говорят окружающие их взрослые, речи которых они подражают. Ребенок в детском саду разговаривает с няней, медицинской сестрой и другими сотрудниками детского сада. Речь их также должна быть грамотной, приветливой, вежливой.
Поэтому для педагогов ДОУ был проведён семинар «Роль речи взрослого в развитии речи детей»,где обсуждались наиболее часто встречающиеся недостатки речи. Ведь часто человек не замечает, как он произносит то или другое слово, не замечает неправильностей своей речи.
Мы указали, какое значение имеет речь воспитателя как пример для подражания. Но ведь в воспитании детей огромную роль играет семья. На речь детей оказывает влияние речь родителей, близких, родных.
Что же такое семья?
Роль семьи в развитии ребенка – это очень немаловажный фактор
Вспомните свое детство, то, что осталось в вашей памяти…
Именно психологическая атмосфера в доме во многом определяет роль семьи в развитие ребенка.
Семью, как фактор воспитания, характеризует воспитательная среда, в которой организуется жизнь и деятельность ребёнка. Известно, что с момента рождения среда для ребёнка является условием и источником развития. Его взаимодействие со средой играет важную роль в психическом развитии и становлении личности. Именно семейная среда становится для малыша первой культурной нишей. От того, как организована воспитательная среда в семье, зависят и методы воздействия на ребёнка, их эффективность для его развития.
По своему содержанию семейное воспитание более разнообразно в отличие от воспитания в дошкольном учреждении, где программа воспитания и обучения сосредотачивает внимание ребёнка в основном на положительном, что есть в окружающем мире. Это снижает адаптационные способности ребёнка к реальной жизни. В семье же ребёнок является свидетелем различных жизненных ситуаций, порою даже не совсем позитивного содержания. Поэтому реальный опыт, приобретаемый ребёнком в семье, отличается реализмом, а, наблюдая поведение взрослых, у него выстраивается собственное отношение к миру и формируются представления о ценности тех или иных явлениях и объектах. Таким образом, семья знакомит ребёнка с разнообразными моделями поведения, на которые он будет ориентироваться, приобретая собственный социальный опыт. Также можно сказать, что семейная воспитательная среда является основой для первоначальных представлений об окружающем мире, а также формирования соответствующего образа жизни.
В период дошкольного детства семья оказывает решающее воздействие на ребенка, в том числе посещающего дошкольное учреждение.
Семейное воспитание не всегда бывает «качественным», так как одни родители не умеют способствовать развитию речи своих детей, другие не хотят делать этого, а третьи не могут развивать ребёнка в силу каких-либо жизненных обстоятельств (потеря работы и средств к существованию, тяжёлые заболевания, аморальное поведение и т. д., другие просто не придают этому должного значения.
В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сёстрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и чётко произносить звуки и слова, интересно пересказывать
С целью создания наиболее благоприятных условий в семье для развития речи детей, необходимо усилить взаимодействие педагогов ДОУ и родителей.
Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье необходимо осуществлять
через различные формы работы:
• Оформление информационного стенда
• Консультации
• Проведение конкурсов
• Индивидуальные беседы с родителями
• Консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии
• Практические советы родителям
• Показ занятий по развитию речи
• Проведение родительских собраний
• Совместное приобретение и изготовление игр и пособий по развитию речи
Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия.
Спасибо за внимание!