Ярусенко Диана
Возможности деревянного конструктора в развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Параскун Диана Викторовна воспитатель
МБДОУ Детский сад «Звёздочка» город Заозерный
В состав деревянного конструктора входит 11 геометрических фигур: куб, полукуб, брусок, призма, арка, кирпичики, два вида цилиндров и пластин. Всего в наборе 60 деталей. Я считаю, что он случит очень удачным строительным материалом и его главное преимущество – устойчивость деталей при постройке. Целью данного конструктора является развитие творческих способностей детей, конструктивных умений, развитие всех сторон речи. Я поддерживаю использования деревянного конструктора в сюжетно – ролевых играх естественно в соответствии с размерами (маленький гараж для маленьких машин и т. д).
Публикация «Возможности деревянного конструктора в развитии дошкольников» размещена в разделах
- Конструкторы для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Строительный материал. Методические разработки
- Темочки
Овладение способами конструирования развивает мышление
Актуальность игрового конструктора, в процессе конструктивной деятельности и ребят активно формируется умение рассматривать предметы, анализировать их, сравнивать, делать различия и обобщения. В данное время существует три вида конструирования, но я из них использую только конструирование по образцу, которое развивает мышление в том числе у детей ОВЗ, так как другие два являются школьной программой. Я вместе с детьми рассматриваю образец постройки, выясняем из каких деталей он состоим и определяем последовательность сборки данной постройки.
Речевое развитие
Моя работа при конструировании направлена научить ребенка отвечать на мои вопросы. Вариант решения имеет определенную последовательность, собственный подход: я изначально не требую ответа слово, достаточно чтобы дошкольник показал деталь, либо продемонстрировал действие с ним. Далее я произношу одно слово вместе с ребенком (название детали, и затем побуждаю ребенка при помощи наводящих вопросов, к самостоятельному высказывания простого предложения 2-3 слов к последующему полноценному предложению 5-6 слов. Что является одним из основных требований ФГОС ДО, обеспечивающее полноценное развитие личности детей в данной образовательной области.
Расширение представлений об окружающем мире
Мои дошкольники очень любят сооружать постройки с помощью деревянного конструктора. И, как правило, именно сам процесс постройки у них занимает важное место, нежели результат постройки. Этим они отличаются от взрослых. Ребенок проводит некого рода эксперимент с объектами: сооружает кирпичик на призму и сверху цилиндр. Идет процесс познания мира, ребенок учится размышлять, думать (почему у него не получилась данная постройка). Здесь моим подходом является объяснить и показать варианты расположения деталей на различной плоскости, форма деталей обуславливает их конструктивные свойства.
Приобретение коммуникативного опыта в общении со сверстниками
Способность услышать и понять своего товарища. Умение договариваться, находить общее решение, поддержать положительными эмоциями. Быть готовым ответить на вопросы сверстника. Конструктивное сотрудничество.
Решение технических задач
Ребята решают самостоятельно, какой необходим мост через широкую реку, как построить устойчивый замок. Если у ребенка возникает затруднение, подключаюсь я. Наглядно показываю неустойчивость и устойчивость деталей деревянного конструктора (падение кирпичиков на торцевых гранях). Дети на третьем году жизни учатся сооружать простейшие постройки на горизонтальной плоскости с помощью пластин или кирпичиков, выкладывая их друг за другом. Результат дорога, поезд, трамвайная линия и т. д. расставляя кирпичики друг на друга: башня, горка. А применение и кубиков и кирпичиков – атрибуты мебели (стол, стул, диван, горка).
Формирование математических понятий
Я своих детей с трех лет, считаю необходимым знакомить с частями фигур: ребро, грань, угол. В это же время провожу беседы о правилах безопасности при использовании деревянного конструктора. Дети на третьем году жизни уже ориентируются в понятиях (большой - маленький) и ввожу новые понятия (пространственные соотношения, высоких – низкий, узкий – широкий, короткий – длинный. Даю задание: построить дом высокий, с низким забором и длинной тропинкой к дому. На старшем году жизни : дом с определенным количеством этажей и широкий гараж. Мои дошкольники очень любят постройки по плану. Подходом является: черчу план (например группы) и дети опираясь на план, сооружают постройку атрибутов мебели в группе с помощью деревянного конструктора.
Формирование способности активно думать обосновывать свои решения
Во время конструирования, дошкольники ставят перед собой самостоятельно задачу, находя правильный путь решения. И когда ребята овладеют конструктивными умениями, я проведу экскурсию по небольшому участку нашего города Заозерный. Чтобы дети обратили внимание на здания, общественные, жилые, отметили архитектуры, этажность, расположение дорог относительно этих зданий. Результат творческая выставка из деревянного конструктора (коллективная работа).
Работа с родителями
Я провожу тематические дни с участием родителей (пап). Ребята вместе с родителями сооружаю различные постройки к различным темам. Итогом служат творческие выставки. У нас в группе есть родитель, инженер – прораб, он проводит мастер класс для мои дошкольников, (многоэтажный дом, бассейн, танки, используя деревянный конструктор.
Результатом моей работы является: развитие мелкой моторики рук, введение новых понятий и использование их в речи детей, развитие памяти, внимания, воображения, мышления, наблюдательности. Деревянный конструктор долговечен, на котором выросло не одно поколение детей, развивая у ребят необходимые качества, умения и навыки.
Список литературы
1. Куцакова Л. В Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. -М. :ТЦ Сфера,2010.-240с. -(Программа развития).
ISBN 978-5-89144-859-9
2. Лыкова И. А Конструирование в детском саду. Средняя группа. Учебно – методическое пособие к парциальной программе «Умные пальчики». М:НД «Цветной мир»,2015.-144с, 152 фотографии с вариантами построек.
ISBN 978-5-4310-02