Екатерина Барашкина
Возможности театрализованной деятельности при проведении работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время приобретает особую актуальность в связи с заметным ухудшением нравственного и духовного состояния подрастающего поколения, которое проявляется в искажении нравственного сознания.
Ныне материальные ценности доминируют над духовными, в результате чего у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности, патриотизме. Пресса, телевидение, фильмы и даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Современные дети быстрее решают задачи, но реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще проявляют равнодушие и чёрствость. Молодому поколению свойственна большая степень «эмоциональной глухости». Еще триста лет назад великий педагог Я. А. Коменский выразил такую мысль: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».
Публикация «Возможности театрализованной деятельности при проведении работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников» размещена в разделах
Дети дошкольного возраста особенно восприимчивы к духовно-нравственному развитию, именно в дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы. Недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
За последнее десятилетие активизировался научный поиск путей реше-ния проблемы нравственного развития и воспитания детей. Благодаря результатам научных исследований и педагогического опыта в области духовно-нравственного воспитания серьёзное научное обоснование и методическую проработку получило использование театрализованной деятельности.
Духовно-нравственное воспитание детей средствами искусства театра способствует ознакомлению с его выразительным языком, закладывающим основу для формирования навыков восприятия, понимания и истолкования действий, из которых складываются нравственные основы, представления, поступки человека.
Театрализованная деятельность является источником развития гуманных чувств, моральных переживаний ребёнка и содействует приобщению его к духовным ценностям.
Театрализованное творчество позволяет формировать опыт социальных навыков, навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность.
Жанр сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребёнок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни. Сценические образы – образы обобщённые, и поэтому каждый конкретный образ всегда несёт ребёнку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.
Благодаря театрализованному творчеству осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий, театр помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор. Происходит осмысление нравственных ценностей, повышение нравственной культуры, как воспитанников, так педагогов и родителей, что способствует укреплению сотрудничества ДОУ и семьи.
Использование педагогического потенциала театрализованной деятельности способствует воспитанию гуманистически целостной духовно развитой личности, которая сможет противостоять реалиям нашей действительности, созидая и приумножая добро вокруг себя, стремясь к нравственному самосовершенствованию, имеющую желание путем внутренней работы приобрести твердые нравственные убеждения, найти свой нравственный идеал, направить свою деятельность на служение благородному делу, своему Отечеству.
Самые важные способности в ребёнке – это красота души, чистота сердца и талант любви. Мы, взрослые, должны быть для ребёнка и плодородной почвой, и живительной влагой, и тёплым солнышком, согревающим цветок детской души. «Если человека учат добру – … в результате будет добро» – В. А. Сухомлинский.