Получи документы

Конспект ОД «Воздух, его свойства и значение для живых организмов» в подготовительной группе

Фирсова Галина Александровна
Конспект ОД «Воздух, его свойства и значение для живых организмов» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект

образовательной познавательно-исследовательской деятельности

в подготовительной группе

детского сада «Светлячок»

с. Калинино Вурнарского района

Чувашской Республики

Задачи:

Закреплять и уточнять знания детей о свойствах воздуха (воздух заполняет все пустое пространство, имеет вес, он бесцветен, без запаха, давит на все поверхности, с которыми соприкасается и сжимается, является проводником звука);

Публикация «Конспект ОД „Воздух, его свойства и значение для живых организмов“ в подготовительной группе» размещена в разделах

на основании опытной деятельности формировать понимание того, что человек не может жить без воздуха; дать представление о составе окружающего воздуха; помочь детям сделать вывод о том, что растения дают живым существам кислород для дыхания;

закреплять элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, значении чистого воздуха для здоровья человека, некоторых правилах экологической безопасности;

закреплять умение работать в коллективе, соблюдать правила безопасности во время опытов;

формировать умение устанавливать причинно-следственные связи; развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, зрительное и слуховое восприятие, развивать интерес к познавательной деятельности;

воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование и материалы: вывеска «Лаборатория», оборудование для проведения опытов: мыльные пузыри, воздушные шары, прозрачные пластиковые бутылки, тазики для воды, шарики пинг-понга, стаканы с теплой водой, цветные веера из картона, картина «Солнышко», резиновые и пластмассовые игрушки, шприцы, деревянный парусный кораблик, трубочки-соломинки, графин, тонкий лист бумаги, свистульки, музыкальные инструменты и др.

Предварительная работа: проведение элементарных опытов, определяющих свойства воздуха.

Словарная работа: лаборатория, газ, кислород, углекислый газ, исследование, эксперимент, прозрачный, поршень.

Ход занятия

Воспитатель: ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория». Вы знаете, что такое лаборатория?

Дети: Это помещение, где проводят разные опыты и исследования.

Воспитатель: Правильно, ребята. В лабораториях на столах находится оборудование, необходимое для опытов.

Сегодня я, на правах старшей по возрасту, возьму на себя роль заведующего лабораторией (надеваю белый халат, шапочку). А вы будете научными работниками и лаборантами.

Все сотрудники лаборатории должны соблюдать ряд правил:

Правило № 1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

Правило № 2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило № 3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Правило № 4. Бережно, аккуратно обращаться с оборудованием. Поработал – аккуратно положи все на место.

Правило № 5. Помни, что некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

Что мы будем сегодня исследовать, вы узнаете из загадок.

1. Такой большой, что занимает весь мир.

Такой маленький, что пройдет в любую щель.

(воздух)

2. Он нам нужен, чтоб дышать

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас.

(воздух)

Что это?

Дети: Воздух.

Воспитатель: правильно, воздух. Сегодня я вам предлагаю изучать свойства воздуха и сделать вывод, нужен ли воздух людям животным. И если нужен, то какой.

А сейчас я вам предлагаю пройти в лабораторию и занять свои рабочие места.

Ребята, некоторые свойства воздуха вы уже знаете. Назовите их.

Дети: - Воздух находится повсюду.

- Воздух прозрачный.

- Воздух невидимый.

Воспитатель: Правильно, ребята. А что еще бывает прозрачными? Давайте найдем прозрачные предметы в группе.

Дети: Стекла в окне, стенки аквариума, стенки стакана, стенки графина.

Воспитатель: Правильно, ребята.

А сейчас мы с вами приступаем к опытам.

Чтобы ответить на вопрос, где встречается воздух, проделаем мы с вами несколько опытов.

У меня в руке лист тонкой бумаги, разрезанный на полоски. А что происходит с полосками?

- Мы не прикасаемся к ним.

- Что их толкает?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Воздухневидимка окружает нас повсюду: на улице, в группе, в любой комнате.

К нам в гости пришел мыльный пузырь. Он очень старался, раздулся. А кто ему помог стать таким пузырем?

- Воздух.

Воспитатель: Воздух нельзя увидеть, его можно почувствовать. А когда мы еще чувствуем воздух, вы отгадайте из загадки:

По полю рыщет,

Поет да свищет,

Деревья ломает,

К земле приклоняет.

(ветер)

Воспитатель: Что такое ветер? Кто из вас чувствовал его? Откуда же прилетает ветер?

Рассказ – объяснение «Как образуется ветер?» (Рассказ воспитателя.)

(Показ картины «Солнышко».)

Солнце греет землю неодинаково, неравномерно. Всегда где-то теплее, где-то холоднее. Массы холодного воздуха мчатся туда, где теплее, где теплый воздух как бы освободил место холодному, потому что сам он легче и поднимается вверх, Вот и получается ветер.

Воспитатель: А сейчас мы попытаемся услышать нашего невидимку.

Сейчас ко мне подойдут трое детей. (Воспитатель раздает воздушные шары и предлагает надувать их.)

А сейчас, ребята, выпускаем воздух через маленькое отверстие из надутого шарика.

Воспитатель: Что выходить из шарика?

Дети: Воздух выходит из шарика.

Воспитатель: Правильно, ребята. Это воздух выходит из шарика.

Стол № 1. Возьмите пустую прозрачную пластиковую бутылку. Опустите бутылку в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Смотрите, что будет с водой.

Ребенок: Из горлышка выходят пузырьки.

Воспитатель: Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

Итак, сделаем вывод: воздух находится повсюду, он занимает любое свободное пространство.

Стол № 2. Возьмите по шарику для пинг-понга и сделайте в нем вмятину. Теперь положите его в стакан с теплой водой. Вода нагреет воздух внутри шарика. Воздух расширится и выправит вмятину.

Итак, сделаем вывод: Воздух при нагревании расширяется.

Стол № 3. Опыт называется «Ветер». Воздух не имеет запаха, но поскольку он движется, достаточно помахать на себя листом бумаги, сложенным в форме веера. Девочки, выходите с веерами. А теперь помашет веером перед лицом. Что мы чувствуем? Где люди используют это свойство воздуха? (освежители воздуха, духи.)

Воспитатель: Ребята, давайте немножко отдохнем.

Физкультминутка.

(Ребята, встали все на ковер и сейчас мы с вами изобразим те предметы, в которых используется воздух.)

1.«Насос» (упражнение на дыхание).

О. с. руки опущены, сжаты в кулаки.

1 – сделать глубокий вдох, поднять руки до уровня подбородка.

2 – выдох, наклониться вперед, руки опустить.

2.«Шарик» (упражнение на дыхание).

Пальцы собрать в щепотку, руки соединить.

1 – вдох.

2 – выдох на пальцы рук – «надуваем шарик».

3.«Аэроплан» : руки в стороны, как крылья, «полетать».

Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь снова занимаем свои места за столами.

Вы уже знаете, что воздух – это газ. Человек вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ.

Продолжим наши опыты. Стол № 4. В резиновых или пластмассовых игрушках внутри воздух. Попробуйте «утопить» их в тазу с водой. Они будут всплывать. Ребята. Где используют это свойство? (Надувные круги и матрасы для купания.)

Опыт № 5. Воздух можно сжать.

Ко мне сейчас выйдет Альберт. Возьми шприц и набери в него воздух. Закрой пальцем отверстие и сильно надави на поршень. Поршень будет опускаться с трудом. Не открывая отверстия, отпусти поршень. Посмотрите, ребята, он вернется в первоначальное положение.

Итак, вывод: поршень заставляет воздух сжаться. Поршень возвращается в первоначальное положение. Потому что сжатый воздух стремится расшириться.

Опыт № 6. Возьмите бутылку, приставьте к нижней губе и подуйте сбоку в горлышко. Что слышите? (Звук.) Теперь приложите край листочка тонкой бумаги (можно фольги) к губам и подуйте вдоль нее так, чтобы получился звук. Что происходит? (дети выдыхает струю воздуха, край бумаги дрожит. Он заставляет дрожать и воздух, поэтому возникает звук.)

Опыт № 7 со свистками. Дети свистят в свистульки. Откуда берется свист? Что делает артист, играющий на духовых инструментах? Он дует, получаются звуки, в отличие от свиста – музыкальные.

Опыт № 8 «Буря». Опустите парусный кораблик на воду. Дуйте на воду, кораблик плывет. А мы с вами «ветры». Ребята, что получается?

Дети: Волны, как в море.

Воспитатель: Чем сильнее дуть, тем выше волны. С помощью ветра, который вы создали, кораблик плывет по воде. Ребята, опыт вам понравился? Молодцы.

Опыт № 9. Берите стакан с водой и опускайте в него соломинку. Давайте, дуйте в соломинку. Что у вас получилось? «Буря» в стакане воды.

Опыт № 10. На столе банка с водой и стаканчики. Стакан переворачиваете вверх дном и медленно опускаете его в банку с водой (стакан держите очень прямо).

Ребята, что получается? Попадет ли вода в стакан? Почему нет?

Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воздух.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Со всеми опытами справились. Вы – настоящие научные работники нашей лаборатории.

Вы теперь так много знаете о воздухе, что, наверное, уже сможете ответить на самый главный вопрос: может ли человек жить без воздуха?

Дети: Не сможет?

А сейчас мы проведем гимнастику для глаз: наши глаза могут, как воздух, сжиматься и расширяться (глаза широко раскрываете – зажмурьте.

Покажите, что воздух есть везде :

Круговые движения глазами.

Горячий воздух легче холодного :

Покажите глазами вверх – вниз.

Движение воздуха доносит до нас запахи.

Покажите: движение глазами вправо – влево.

Воспитатель: Молодцы, ребята. У вас все хорошо получилось.

Воспитатель: А сейчас глубоко вздохните и закройте ладонями рот и нос (дети выполняют). Долго ли вы смогли находится без доступа воздуха?

Дети: Нет, хотелось поскорее вздохнуть.

Воспитатель: Действительно, человек может очень недолгое время обходиться без воздуха.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый и все же

Без него мы жить не можем.

Воспитатель: Действительно, человек не может жить без воздуха. Мы вдыхаем кислород, а выдыхаем углекислый газ. Но откуда же берется кислород? Кто нас выручает? Кто не позволяет нам задохнуться?

Ребята, вспомните, где нам легче дышится?

Дети: В лесу, в парке, там, где много растений.

Воспитатель: Правильно, легко дышать нам помогают растения. К счастью им необходим именно углекислый газ, который мы выдыхаем.

Поэтому и дуб-великан, и маленькая травинка и наши комнатные растения ловят углекислый газ и возвращают в воздух кислород. А сейчас мы с вами вместе подумаем и сделаем вывод: как человек сможет сделать, чтобы воздух был чистым?

Ответы детей:

- Больше сажать деревьев, цветов, ухаживать за ними.

- Поливать улицы, дорожки водой, чтобы было меньше пыли, не бросать мусор.

- Водители должны следить, чтобы машины были исправны и не выделяли много выхлопных газов.

На заводах и фабриках должны работать специальные лаборатории, следящие за тем, чтобы отходы производства очищались. Для этого на трубы ставят фильтры, строятся очистные сооружения.

Воспитатель: Рабочий день в лаборатории подходит к концу.

Итак, о каких свойствах воздуха вы сегодня узнали :

- Воздух находится повсюду.

- Он невидимый.

- Он прозрачный.

- Имеет вес.

- Воздух без цвета.

- Воздух без запаха.

- Давит на все поверхности, с которыми соприкасается.

- Воздух расширяется и сжимается.

- Является проводником звука.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы все сегодня хорошо справились со своими заданиями. И гостям было интересно наблюдать за вашими опытами. Всем моим сотрудникам в качестве награды за ваш труд я преподнесу вам сладкий сюрприз. Молодцы, ребята!

(Воспитатель угощает сладостями.)

Публикации по теме:

Конспект занятия по окружающему миру «Воздух и его свойства» Конспект занятия по окружающему миру Цель: Познакомить детей с понятиями «воздух», со свойствами воздуха, его влиянием на здоровье человека;.

Фотоотчет об ООД по экологии для детей 5–7 лет «Значение воды в жизни всех живых существ и её свойства»Фотоотчет об ООД по экологии для детей 5–7 лет «Значение воды в жизни всех живых существ и её свойства» Организованная образовательная деятельность по экологии для детей 5–7 лет Тема : «Значение воды в жизни всех живых существ и её свойства».

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Воздух и его свойства» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Воздух и его свойства» Елена Владимирова. Цель: Уточнение представлений детей.

Конспект ООД в средней группе «Воздух и его свойства» Цель: Формирование представлений о воздухе, его свойствах и значении. Задачи: 1. Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами (невидим,.

Конспект по экспериментированию в подготовительной группе «Воздух и его свойства» Цель. Познакомить детей с понятием «воздух», свойствами воздуха и значением воздуха для жизни человека. Задачи. Образовательные: - систематизировать.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Воздух и его свойства» Цель: Познакомить детей с понятиями «воздух», со свойствами воздуха, его влиянием на здоровье человека; развивать наблюдательность, любознательность.

Конспект занятия по экологии в детском саду в подготовительной группе «Воздух и его чудесные свойства» Тема: «Воздух и его чудесные свойства». Цель: формирование представлений детей о воздухе и его свойствах. Задачи: ОО «Познавательное развитие».

Конспект занятия в подготовительной группе «Воздух и его свойства» Конспект занятия в подготовительной группе «Воздух и его свойства» Образовательная задача: - Систематизировать и уточнить представления.

Конспект НОД «Воздух и его свойства» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Центр образования «Каразей» Детский сад «Земляничка» Непосредственно образовательная.

Конспект занятия в старшей группе по теме «Воздух и его свойства» Конспект занятия в старшей группе по теме: Воздух и его свойства Подготовила: Серебрякова И. Ю. Цель: Создать условия для развития интереса.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД «Воздух, его свойства и значение для живых организмов» в подготовительной группе
Опубликовано: 12 сентября 2018 в 19:46
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ОД «Воздух, его свойства и значение для живых организмов» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Фирсова Галина Александровна (УИ 1647398) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД