Ольга Ковалева
Вовлечение детей старшего дошкольного возраста в различные виды эколого-ориентированной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшим показателем экологической воспитанности старших дошкольников является их участие в деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, в процессе которой углубляются и закрепляются экологические представления и проявляется активное гуманное отношение к природе.
Публикация «Вовлечение детей старшего дошкольного возраста в различные виды эколого-ориентированной деятельности» размещена в разделах
Практическая эколого-ориентированная деятельность в ДОУ связана с формированием стратегий непрагматического взаимодействия с природой. К ней можно отнести труд в природе, природопользование, природоохранную деятельность.
Особый интерес в формировании экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста представляет метод проектов. В экологическом образовании дошкольников широко используются проекты. Метод проектов предполагает осуществление проектной деятельности.
Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой у детей формируются познавательные способности и творческое мышление, повышается самооценка.
Задача педагога в проектной деятельности – активизировать творческую активность ребенка и способствовать самостоятельности в выборе способа действия в различных ситуациях.
Проектная деятельность в детском саду классифицируется по доминирующему методу:
• поисково-исследовательские проекты (дети проводят опыты и научные исследования, определяют задачи и методы исследования, формулируют проблему и находят ее решение, а результат оформляют в виде альбома, газеты или выставки);
• информационные проекты (дети самостоятельно накапливают информацию и воплощают ее в жизнь, оформляя, например, уголок в группе);
• игровые проекты (дети решают поставленные задачи, вживаясь в образ сказочного героя);
• творческие проекты (они имеют свободную структуру и не ограничены жесткими рамками, они меняются в процессе воплощения, их итог – проведение тематического детского праздника или театрального представления, спортивной игры или экспедиции)
Проект включает три основных этапа:
1) подготовительный: в рамках данного этапа, педагог определяет цель и задачи, выбирает методы исследования, проводит предварительную работу с педагогами, детьми и их родителями, выбирает оборудование и материалы;
2) исследовательский: в ходе которого осуществляется поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;
3) обобщающий (заключительный) : на данном этапе участники проекта обобщают результаты работы в доступных для них формах, анализируют их, систематизируют и закрепляют полученные знания, формулируют выводы и при наличии возможности составляют рекомендации.
Проекты могут быть индивидуальные и парные, фронтальные и групповые, проводимые внутри группы или с другими группами детей, с семьей или общественными организациями. Проекты могут иметь целью получение сведений о растениях, могут быть долгосрочными, среднесрочными или краткосрочными. Ребенок в проекте может быть просто участником-исполнителем, а может выступать заказчиком или экспертом.
Каждый проект должен иметь четкую структуру и ясные цели, быть актуальным и социально значимым, только в этом случае проектная деятельность в ДОУ педагогов, детей и их родителей будет успешной.
Примером использования проектной деятельности в формировании экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста является экологический проект Н. А. Рыжовой «Мое дерево».
В данном проекте рассматриваются особенности работы с детьми на трех этапах реализации проекта: подготовительном, исследовательском и обобщающем. Работа по проекту строится на основе интегрированного и деятельностного подходов. Выполняя задания, дети наблюдают, экспериментируют, играют, рисуют, слушают музыку, сочиняют рассказы и сказки.
Так же примерами могут служить такие проекты, как «Лекарственные растения», «Растения-гиганты», «Эти удивительные растения», «Цветочный калейдоскоп».
Одной из нетрадиционных форм эколого-ориентированной природоохранительной деятельности дошкольников являются экологические акции.
Экологические акции – это событийно-значимые мероприятия, направленные на сохранение окружающей среды. В ходе их проведения дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры, активная жизненная позиция. Акции служат экологической пропагандой и среди родителей, которые становятся активными помощниками.
Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам, событиям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, большое воспитательное воздействие на дошкольников, служат хорошей экологической пропагандой среди родителей. Дети видят, как к данному событию относятся взрослые, как организуют его и сами в нем участвуют.
Дети старшего дошкольного возраста могут принять участие в экологических акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, их жизнедеятельность.
Данная форма работы с детьми очень актуальна, так как:
— акции направлены на формирование активной жизненной положительной позиции по отношению к природе и помогают понять ребенку, что от него зависит состояние окружающей нас среды;
— акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе, а осознанных знаний этих правил;
— акции позволяют детям видеть примеры заботливого отношения к природе со стороны взрослых и самим развивать положительное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.
Примерами экологических акций являются такие акции, как «Украсим землю цветами», «Как подружиться с природой», «Первоцветы всего света».
Для того, чтобы научить детей бережно относиться к природе, обратить их внимание на то, что многие растения находятся на грани исчезновения, воспитатель может разработать для своей работы с детьми лэпбук на тему «Растения». В него могут войти загадки, стихи о растениях, дидактическая игра «разрезные картинки» и изображением растений, правила поведения в природе, правила ухода за растениями и др.