Сарычева Елена
Методические рекомендации по организации эколого-краеведческому воспитанию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации по организации эколого-краеведческому воспитанию детей дошкольного возраста
Знакомясь с историей родного города, края, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Публикация «Методические рекомендации по организации эколого-краеведческому воспитанию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры.
Воспитывая любовь к Родине, я знакомила детей с малой Родиной - достопримечательностями родного города. С этой целью мы совершили прогулку-путешествие к достопримечательностям Лебедяни. Дети познакомились с памятником-обелиском павшим воинам по улице 60 лет Октября, маленьким фонтанчиком и часовней по улице Ленина, полюбовались красивой набережной, видом на реку Дон, побывали возле здания городской Администрации и стоматологической поликлиники.
Совершая экскурсию к Лебедянскому краеведческому музею, мы с детьми делали остановки: около нынешней типографии (ранее родовой дом известного пианиста, нашего земляка К. Н. Игумнова) – рассмотрели красивую, замысловатую архитектуру здания; около музыкальной школы имени Игумнова; обратили внимание на флаг и герб нашего города.
В музее детей познакомили со следующими экспонатами: макетом старой сторожевой крепости Лебедяни, предметами старинного быта (рубель, ступа, утюги, старинной одеждой и обувью (лаптями). Дети увидели картины современных художников и мастеров по дереву и глине.
Мои воспитанники принимали активное участие в подготовке ко Дню города. С этой целью я провела беседу «Я живу в городе Лебедянь», в ходе которой дети с удовольствием путешествовали по картинной галерее города, обобщили знания о достопримечательностях города. В заключении прослушали стихотворение о родном городе, музыкальное произведение «Славься, моя Лебедянь».
В каждом доме лебедянцев найдутся вещи, сделанные руками близких нам людей: бабушек, дедушек, пап, мам и детей. Они украшают наши дома, делают их уютнее и красивее, придавая неповторимый колорит. Вот моя группа «Колобок» решила сделать выставку декоративно-прикладного творчества «Родное вдохновение», приурочив её ко Дню города. Частички семей поселились в наших группах: резные деревянные доски и рамочки для фотографий, вязанные ажурные салфетки и скатерти, носочки и платья, сшитые куколки и мягкие игрушки, расписные картины и вышитые полотна: всё это уместилось не только в группе, но и в наших сердцах.
Матерчатых кукол делали с незапамятных времен. Тряпичная кукла была широко распространена в России, любима и почитаема детьми и взрослыми всех сословий. С ней играли и в царских дворцах, и в крестьянских избах. Благодаря своей популярности она бытовала во всех губерниях и была очень разнообразной, в каждом уезде ее делали по-своему, с учетом местных художественных традиций, наличия определенного набора тканей и украшений. По наряду традиционной куклы можно было легко определить ее «место рождения».
Дети с воспитателями совершили экскурсию в дом Ремёсел, где педагог Молчанова Марина Владимировна показала и рассказала детям о народных куклах, их изготовлении и предназначении, отличительных особенностях кукол Липецкого края.
Опыт великого педагога 20 века В. А. Сухомлинского рассматривает экологическое воспитание не как составляющую часть формирования всесторонне развитой личности, а как ее основу, фундамент всей педагогической системы. Основа этой системы - воспитание детей через природу, осуществления ж всестороннего развития. Природа, по глубокому убеждению Василия Алексеевича, должна быть «не каким-то придатком, фоном умственных интересов, а самой сутью жизненной среды», так как многогранная духовная жизнь в годы детства требует постоянного общения детей с природой. Только в ходе такого общения и взаимодействия с природой возможно становление и развитие происходит развитие личности ребёнка.
Дети дошкольного возраста в совершенстве владеют только одним способом познания - запечатлением объектов и событий реального окружающего мира, поэтому в процессе экологического образования ведущими являются наглядные методы обучения : наблюдение и эксперимент. Практическое использование этих методов осуществляется по двум магистральным направлениям.
Первое направление - внесение в банк памяти детей сведений о живой и неживой природе (о внешнем виде и строении объектов, об их функционировании, о взаимосвязях друг с другом, с человеком и со средой обитания, о приспособлении к среде). Обладая образным логическим мышлением, ребенок легко улавливает причинно-следственные связи, существующие в природе.
Второе направление - запечатление природоохранного экологически грамотного поведения взрослых, в первую очередь педагогов и родителей. Если ребенок с рождения постоянно видит, как взрослые любовно ухаживают за животными и растениями, как общаются друг с другом, если он, еще не понимая слов, фиксирует соответствующие эмоциональные реакции взрослых, то эти сведения включаются в структуру личности и сохраняются на всю жизнь в качестве ее исходной базы данных.
При усвоении экологических понятий их нельзя сообщать. Их надо формировать, то есть подходить с разных сторон, вовлекать детей в активный познавательный процесс, возвращаться к одному и тому же понятию многократно и каждый раз рассматривать его под разными углами зрения, с разных позиций и разными методами. Педагог должен постоянно держать в памяти все экологические понятия и ежедневно наращивать их в разнообразных видах деятельности. Работу по формированию экологических понятий необходимо начинать с первого года жизни, когда сведения о мире усваиваются самым экономным путем - путем запечатления. Эти знания явятся фундаментом будущих экологических понятий и станут непрерывно дополняться, усложняться и развиваться по мере того, как ребенок переходит из одной возрастной группы в другую.
Специфика ознакомления детей с природой и их экологического воспитания заключается в том, что благодаря наглядно-образному и наглядно-действенному мышлению они не способны усваивать знания в словесной форме, в виде готовых обобщений. В основе процесса познания законов природы должны лежать многочисленные разнообразные наблюдения и эксперименты, которые позволят детям, используя преимущества им типа мышления, самостоятельно улавливать общие закономерности природных явлений, делать выводы о месте человека в природе, о его ответственности за все живое на Земле.
Формирование экологической культуры осуществляется наиболее эффективно в том случае, если педагоги создают условия для возможности постоянного запечатления детьми реального экологически грамотного природоохранного поведения взрослых. Мой опыт показал, что для того, чтобы сформировать у детей-дошкольников трудовые навыки и умения по уходу за растениями и животными необходимо, в первую очередь:
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и без-опасного для природы и для самого ребенка поведения;
- формирование восприятия себя как части природы;
- формирование умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде;
- создание условий для постоянного общения детей с природой ближайшего окружения;
- вовлечение родителей в экологическое образование дошкольников.
Вместе с детьми я создала экологическую тропинку на нашем участке, в содержание которой входят следующие остановки: «Дорожка здоровья» - состоит из морских камешков и ракушек, желудей и каштанов; «Озеро с водоплавающими» - уточки, гуси, лягушки и черепашки; «Метеорологический пункт определения направления ветра» - с вертушкой; «Поляна лекарственных растений» - дети самостоятельно высаживали семена ноготков (календулы, поливали всходы регулярно; часть цветков собирали при цветении, а часть оставляли на семена. Собранные соцветия сушили в тени и использовали их отвар для полоскания рта и горла при лечении стоматитов и ангин. При проведении опытов дети выявляли зависимость роста и развития растений от тепла, света и тепла. Далее расположились дикие (лекарственные растения - глухая крапива или пустырник, веточки которого мы сушили и раздавали мамам и бабушкам для душевного покоя и равновесия; простую крапиву мы рвали, надев предварительно перчатки, и относили на кухню, где ее добавляли в борщ или щи; листья подорожника мыли и, измельчив ножом, добавляли в суп в качестве витаминной зелени, а еще их прикладывали к ранкам; хорошо усвоили, что листья и цветки растения чистотел лечебные, но ядовиты и их нельзя употреблять в пищу; зная, что корень лопуха полезен и содержит много витаминов, жевали его. «Поляна насекомых» - здесь расположились кузнечики и стрекозы, мухи и пчёлы, жучки и паучки, муравейник. Анализ знаний показал, что дети имеют представления о насекомых-муравьях, их укладе жизни, очень трудолюбивых и живущих одной большой и дружной семьей. Путем наблюдения за ними дети узнали, что муравьи поедают гусениц, чем приносят пользу растениям. «Поляна диких животных» - медведи и зайцы, лисы и белки, ежи и волки; и, конечно, «Дерево с птицами» - домики для птиц, разновидности перелётных и зимующих птиц. Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Главное состоит в том, что дети овладевают умением применять на практике разные знания в комплексе.
Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Главное состоит в том, что дети овладевают умением применять на практике разные знания в комплексе.
На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде, дошкольники знакомятся здесь с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием. На экологической тропе создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия, что необходимо для воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.
Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представления о растениях родного края.
Дети активно наблюдали за появляющимися первыми цветочками, уточняли их названия, рисовали их, изготавливали большой плакат и листовки, развешивали их в общественных местах (около детского сада, на подъездах домов, в общественном транспорте); в результате проведённой работы создан проект «Первоцвет».
Наша группа принимала участие в муниципальном конкурсе-выставке наглядной экологической агитации «Чистый мир» с агитационном щитом «Бери пример с малышей!». В нём отразилась трудовая деятельность детей в процессе прогулок :
мы подметаем, мы гребём, мы собираем мусор, мы сажаем новые деревца. Наш девиз: «Чистим, грабим и метём, чтобы чистым стал наш Дом». Взрослые: дяди и тёти! Берите пример с наших малышей. Тогда наша Планета станет чище и уютнее.
В своей работе я большое внимание уделяла совместной деятельности детей и их родителей.
Проводились родительские собрания по темам труда в природе: «Ознакомление детей раннего возраста с природой», «Кошки в вашем доме», «Комнатные растения», «Хлеб надо беречь». Консультации: «Зимний огород на окне», «Труд в природе, как одно из средств воспитания», «Влияние труда в уголке природы на умственное развитие детей».
Родители активно участвовали в эколого-оздоровительном походе, совместной игровой деятельности и общения с природой. Это был поход к ближайшему роднику, расположенному на реке Дон. Дети оказывали посильную помощь в расчистке родника, уборке мусора. Родители учили детей бережному отношению к природе.
Участие родителей в спортивно-музыкальном празднике «Вместе - дружная семья» показало искреннее желание поиграть со своими детьми, сплоченность коллектива и активную подготовку.
Современные информационные средства позволяют нам увидеть многих животных достаточно близко и детально в популярных телепередачах о мире живой природы, что бесспорно может способствовать обогащению представлений детей о природе нашей планеты. Вместе с тем у таких средств есть и существенные недостатки. Детям крайне важно и интересно не только увидеть, но и действовать. Зачастую, телепередача, просмотренная без педагогического руководства, не оставляет никакого следа в памяти ребенка, не затрагивает его эмоционального мира, не оказывает влияния на его отношение к природным объектам, на поведение в природе, пожалуй, самое главное, не формирует системных знаний, осознанно правильного отношения к живой природе. И это формируется в общении со взрослым, в процессе содержательных бесед и наблюдений.
В нашем детском саду достаточное количество деревьев, поэтому птицы здесь частые гости, а некоторые и живут постоянно. Это позволило мне организовать работу по разработке и внедрению в жизнь проекта «Птицы – наши друзья». В процессе проведения которого дети узнали о жизни птиц родного края, необходимости оказания им помощи и поддержки их в зимний период.