Виктория Лунегова
Восприятие ритмических соотношений старшими дошкольниками
▼ Скачать
Восприятие ритмических соотношений старшими дошкольниками.
Составила:
первой квалификационной категории
Лунегова Виктория Модестовна
Публикация «Восприятие ритмических соотношений старшими дошкольниками» размещена в разделах
Формирование чувства ритма у детей – одна из наиболее важных задач музыкальной педагогики и в то же время, как общепризнанно, одна из наиболее сложных. Существует мнение, что чувство ритма плохо поддается воспитанию. Действительно, развитие ритма у детей (не обладающих чувством ритма) работа сложная, трудоемкая. Ритм в теории музыки — это соотношения длительностей звуков (нот) в их последовательности. Ноты могут иметь различную длительность, вследствие чего между ними создаются определенные временные соотношения. Объединяясь в различных вариациях, длительности нот образуют различные ритмические фигуры, из которых складывается общий ритмический рисунок музыкального произведения. Этот ритмический рисунок и есть ритм.
Практика показывает, что развитие чувства ритма является самым сложным компонентом в системе развития музыкальных способностей детей. Поэтому упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие, как неотъемлемая часть. Для лучшего усвоения каждая предлагаемая игра может неоднократно повторяться и варьироваться в течение всего учебного года.
Помимо рече-двигательных упражнений, ритмических игр, игр на музыкальных инструментах в оркестре и ансамбле педагоги-музыканты для формирования и развития чувства ритма широко используют наглядные пособия и дидактические игры. Пособие И. Каплуновой, И. Новоскольцевой «Этот удивительный ритм» помогает музыкальным руководителям развить в ребёнке чувство ритма.
На его основе мною дополнительно были разработаны игровое пособие «Осенние ритмы», позволяющие не только сформировать у младшего дошкольника понятие о ритме, но и развить его в более старшем возрасте.
Основным принципом применения данного пособия служит наглядно – зрительный и наглядно – слуховой метод, а также приём манипулирования с карточками, картинками, детскими музыкальными инструментами.
Игровое пособие «Осенние ритмы»
Наглядный материал для детей 5 -7 лет
Цель. Развитие ритмического чувства.
Задачи. 1. Совершенствовать ритмические навыки, закрепление понятий о составлении и прочтении ритмических схем.
2. Развивать способность прочитать схему, следуя картинкам, а также слогами ТИ и ТА, отмечать ритм на музыкальном инструменте (бубен, ложки, клавесы и т. д.)
3. Воспитывать музыкальный интерес.
1 вариант. Дети выбирают карточку, проговаривают ритмический рисунок словами, соответственно изображению и выполняют действие вначале карточки.
2 вариант. Дети соревнуются, кто быстрее проговорит заданный ритмический рисунок и выполнит действие вначале карточки. То же самое – сыграет на музыкальном инструменте.
3 вариант. Педагог или ребёнок загадывает из выбранных карточек один ритмический рисунок, сыграв его на музыкальном инструменте или прохлопав в ладоши, дети отгадывают.
Способ изготовления. Картинки распечатать на цветном принтере, заламинировать.
Можно сделать несколько маленьких и использовать как раздаточный материал для игры «Угадай, чей ритм?»