Наталья Попова
Методические рекомендации к словесным играм со старшими дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
Сегодня предлагаю вернуться ещё раз к рифмованным строкам и придумать новые забавы для летних деньков. Сразу оговорюсь, что это не серьёзное стихоТворение, а лишь его разновидность, но надо сказать, содержащее в себе конкретные требования и условия. Итак,
ПИРОЖКИ
придумал владислав кунгуров
короткий цикл странных стихов
стихи пришлись по нраву людям
так появились пирожки
***
стих пирожок всегда без рифмы
а также без заглавных букв
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Словесные игры
- Старшая группа
- Темочки
в нём знаков препинанья нету
а есть лишь юмор ритм и ямб (А. Бойко)
Что же это за стишата такие, как же их готовят и какова их начинка? Пирожки (рас. верн. перашки, англ. Cookies) - это четырёхстрочные стихи, в которых рифмы не найдёшь и днём с огнём, как вы уже поняли! В них нет и знаков препинания, нет заглавных букв в начале строки, они должные быть весёлыми (а иногда могут содержать даже чёрный юмор, выглядят нескладушками. Но в них ОБЯЗАТЕЛЬНО должен быть ритм. Количество слогов должно быть таковым: 9-8-9-8. И пишутся эти, с позволения сказать, стихи, обязательно четырёхстопным ямбом.
Позволю себе напомнить, что такое ямб.
Пример четырёхстопного ямба:
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог…
Четырехстопный ямб – это двухсложный стихотворный размер с четырьмя стопами, в каждой из которых ударение падает на второй слог. А если проще, то ямб – это размер, где ударение падает на чётный слог.
Попробуйте прочитать стихотворение, написанное четырёхстопным ямбом и установите себе метроном. Ритм будет точный, чёткий. Он, кстати, поможет и слагать ваши пирожки. Но не будем углубляться в теорию стихосложения, давайте лучше подумаем, можем ли мы, а если можем, то как, использовать этот приём в работе с детьми? Можно придумать множество игровых заданий, которые дети будут выполнять на улице, по пути домой или в детский сад вместе с родителями. Это могут быть и графические задания – ребусы, картинки-загадки – варианты зависят от вашего воображения. Я предлагаю пока вот такую игру.
Угадай стишок или сказку по таким строкам
Дети стоят в кругу, в центре ведущий (взрослый). Читая четверостишие, бросает мяч тому ребёнку, кто отгадал сказку или персонаж, потом тот перебрасывает следующему, давшему правильный ответ и так далее. Здесь нет выигравших и проигравших. Все тренируются. И в такой игре у детей развивается воображение, логическое мышление, быстрота реакции, память, точность движений, чувство юмора и чувство ритма (а ритм, как известно, лежит в основе всей деятельности внутренних органов и систем человека). Давайте на этом остановимся, потому что значение таких словесных игр трудно переоценить. Они важны и нужны. Вот примеры таких пирожков для игры:
ревела девочка средь лилий
уплыл по речке новый мяч
не плачь Танюша то не горе
его достанут из воды
*
деньга валялась на дороге
шла муха мимо на базар
монету увидала сразу
решила всем устроить пир
*
олень с особенным копытцем
любил по крышам всё скакать
где стукнет высыплется сразу
каменьев множество цветных
*
там за высокими горами
жил-поживал один злодей
любил он красть принцесс красивых
а смерть упрятал далеко
Пишут про эти стишата, как о чём-то новом. Я же, в силу своей «противности», не могу с этим согласиться. Помните, у Сергея Михалкова:
Шел трамвай десятый номер
По бульварному кольцу.
В нем сидело и стояло
Сто пятнадцать человек.
Смешно? Смешно! Без рифмы? Без рифмы! Да, здесь не выдержано количество слогов, есть знаки препинания и заглавные буквы, но, тем не менее, это стихотворение смело можно отнести к «новому» жанру. Ещё раз убеждаемся в том, что новое – это хорошо забытое старое!
Попробуйте дать детям и родителям задание придумать такой стишок по пути в садик, придумать ритмичную нескладную смешную историю! Ведь дети обладают внутренним чувством ритма, хорошо его схватывают и у них, уверена, может получиться неожиданно интересно!
*
когда мы шли сегодня в садик
на ветке встретили ежа
скажи как ты туда забрался
ответил он я птицеёж
*
в трамвае ехала гражданка
шарф повязав как ремешок
и близорука глуховата
часы пристёгнуты к пальто
*
у Саши Панина в портфеле
чего ты только не найдёшь
и для уборки нужен месяц
в порядок всё чтоб привести
*
Сочиняйте, играйте и пусть будет весело и интересно!