МААМ-картинки

Воспитывающая среда дошкольной образовательной организации

Любовь Жданова
Воспитывающая среда дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитывающая среда дошкольной образовательной организации

Аннотация

В статье раскрывается понятие «Воспитывающая среда в ДОО». Предметное окружение и интерьер, всё это организовано с учётом принципа эстетического подхода к оформлению помещений. Мы не забываем о воспитательной ценности материалов и оборудования. Представлена точка зрения, что воспитывающая среда в дошкольном учреждении тесно связана с развивающей средой (ППРС). Предметно-пространственная развивающая среда способствует формированию и совершенствованию духовных, нравственных, интеллектуальных, физических и личностных качеств ребенка.

Публикация «Воспитывающая среда дошкольной образовательной организации» размещена в разделах

Что же подразумевает воспитывающая среда? Ответим так, что это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания.

Мы знаем, что воспитывающая среда ДОУ определяется целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и социокультурными ценностями. А для нас это не секрет, что это материальные объекты. Но мы скажем, что окружающая среда – это люди, которые являются носителями национальной культуры и люди выступают примером для подрастающего поколения. Человек от человека отличается в первую очередь – внешним видом, а также речью, поступками и делами, которые он совершает и совершил. Всё это имеет немаловажное значение для успешного воспитания.

Воспитательный процесс - процесс непрерывный. Каждую минуту в повседневной жизни, в игре, во время образовательной деятельности, совместной организованной деятельности, прогулки идет воспитательный процесс.

Самым главным и самым ответственным инструментом для детей, является воспитатель. Каждый день и целый день воспитатель, как вторая мама, находится рядом с ребенком. Находится так же в контакте с ребенком. Из этого сделаем вывод, что воспитатель в детском саду является наглядным примером для детей и носителем культурных ценностей.

Всё это требует от взрослого большого педагогического такта, выдержки, доброты, человечности, искренности. Самое главное в воспитателе: манера спокойно держаться и разговаривать, умение выбирать приемы, соответствующие настроению ребенка. Что же это значит? Во время пошутить. Успокоить. Доверительно поговорить, а поговорить так, чтобы создать благоприятную почву для зерна воспитательных ценностей, которое мы сеем с первых дней пребывания детей в детском саду.

Еще раз повторимся, что воспитывающая среда – это окружающая среда, в первую очередь – люди, их внешний вид, речь, взаимоотношения, поступки и дела. Затем – природа. И опять человек в ней, отношение человека к природе.

Если воспитатель выступает в роли партнера, поддерживая и развивая мотивацию ребенка, то период пребывания дошкольника в детском саду будет успешным. Культура жизни, познание мира, речи, коммуникации и прочего – это процесс приобщения к культурным образцам человеческой деятельности.

Главным носителем культуры является пример взрослого, который находится рядом с ребенком. В детском саду это воспитатель, в семье – родитель.

Однажды малышу-дошкольнику задали вопрос: «Что нужно, чтобы сочинить сказку?». Он ответил, хорошо подумав: «Стул… Надо ведь сесть и придумать». Дети интуитивно понимают и оценивают окружающую среду обитания. И чем старше, тем мудрее и осознаннее. Практика накопила большой опыт: чем в более раннем возрасте человек оказывается в условиях, благоприятствующих развитию его любознательности, чем раньше он испытывает чувство радости и удовлетворения от саморазвития и самореализации, тем больше у него шансов состояться как самоактуализируюшаяся личность.

В дошкольном учреждении воспитывающая среда очень тесно связана с развивающей средой. Ведь мы не можем с уверенностью сказать, что влияет на дошкольника больше всего – порядок и правила, которые есть в каждой группе, либо занятия. Ведь на каждый день и каждое занятие воспитатель ставит задачи. А это не только обучающие и развивающие, но и воспитательные. Так же в жизни дошкольника – что ни момент, то воспитание.

Из всего этого вытекает, что главным инструментом воспитывающей среды является предметно-пространственная среда дошкольного учреждения.

А эта среда характеризуется отражением федеральной, региональной и муниципальной специфики посредством оформления помещений сада, закладки воспитательных ценностей с помощью оборудования и игровых материалов, наполняющих предметно-пространственную развивающую среду детского сада.

Ведь дошкольнику доставляет радость не только пребывание в детском саду, но и воспитательные ситуации. А они бывают разными и очень увлекательными.

В детском учреждении особая роль отводится художественному оформлению помещений. Обычно выбираются спокойные тона стен, красивые занавески на окнах, с чувством меры подобранные украшения. Очень важна эстетика быта. Почему? Ответим! Если кругом чисто, красиво, то легче формировать навыки аккуратности и трудолюбия, дошкольники приучаются самостоятельно замечать непорядок и устранять его. Это тоже воспитывающая среда в дошкольном учреждении.

Согласно положениям ФГОС дошкольного образования и основным целям воспитания для всестороннего развития дошкольников необходимо:

• обеспечивать эмоциональную устойчивость воспитанников, моделируя условия для развития внимательного отношения к людям;

• организовывать разнообразную деятельность с целью развития заложенных природой задатков и способностей;

• способствовать проявлению детской самостоятельности.

Реализовать эти требования способна предметно-пространственная развивающая среда (ППРС, способствующая формированию и совершенствованию духовных, нравственных, интеллектуальных, физических и личностных качеств ребенка).

Более подробно остановимся на предметно-развивающей среде, которая создает условия для развития, обучения и воспитывающей среды, а так же творческой деятельности детей. Она побуждает детей к игре, формирует воображение, становится материальной основой мыслительного процесса. Поэтому важно, чтобы все пространство, и образовательное, и предметно-развивающее было эстетичным. Современная развивающая предметно-пространственная среда-это среда, которая должна обладать свойствами открытой системы и выполнять образовательную, воспитательную, мотивирующую функции.

Рассмотрим организацию предметно-развивающей среды на примере младшей группы дошкольного возраста. Правильная организация предметно-развивающей среды - это одно из важных условий воспитательно-образовательной работы.

В связи с введением в ФГОС предметно – пространственная развивающая среда должна быть:

- содержательно - насыщенной

- полифункциональной

- трансформируемой

- доступной

- безопасной.

Раздевалка (приемная). Здесь размещены не только шкафчики, но и информация для родителей, проходят выставки работ детей и родителей. Организовываются разные акции.

Всё групповое пространство разделено на центры, которые всегда доступны детям.

Центр творчества оснащён всем необходимым для театральной, музыкальной, продуктивной и творческой деятельности.

В центре модельноконструированых игр дети могут почувствовать себя настоящими архитекторами и строителями.

«Центр двигательной активности» содержит в себе физкультурное оборудование (мячи разных размеров по количеству детей, обручи, дорожки, султанчики, ленточки и т. д.). Данный центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

Центр ПДД и безопасность создается с целью научить детей безопасному поведению на дороге и в повседневной жизни. Содержаться дидактические и настольные игры.

Для мальчиков очень интересны центры «Парковка» и «Гараж».

Девочки очень любят играть в центрах «Семья», «Больница». Могут посетить «Салон красоты», сделать здесь прическу и макияж.

Центры «Природы» и «Мир животных» пополнены игрушками, дидактическими материалами, настольными играми, папка «Комнатные растения и как за ними ухаживать» и многое другое. В центрах дети знакомятся с различными явлениями природы, животными, гербариями различных растений, играют в экологические игры.

Центр математики и сенсорного развития. В него входят счетный материал на каждого ребенка, дидактический и наглядный материал, настольные игры.

Центр патриотического воспитания. Он включает в себя карту Российской Федерации, портрет Президента РФ, герб, флаг, гимн России, информацию о Красноярском крае, где проживают дети, портрет губернатора, герб, флаг города. А так же настольные и дидактические игры.

Итог:

Развивающая предметно-пространственная среда в группе содержательно-насыщенна, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.

1) Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

2) Трансформируемость пространства группы обеспечивает возможность изменений РППС в зависимости:

• от образовательной ситуации

• от меняющихся интересов детей

• от возможностей детей

Все части пространства группы могут изменяться по объёму, сжиматься и расширяться, чтобы каждый центр при необходимости мог вместить всех желающих детей.

Для этого используются легко передвигаемые многофункциональные ширмы, подвижная мебель, модули.

3) Пространство группового помещения полифункционально.

Различные составляющие предметной среды (мебель, маты, ширмы, модули и т. д.) в групповом пространстве используются разнообразно.

Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

4) Вариативность среды

• наличие различных пространств в группе

• периодическая сменяемость игрового материала

• разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми

• появление новых предметов (в соответствии с изучаемой темой недели)

• наличие индивидуальной траектории развития ребёнка

5) Доступность среды

Весь материал в группе функциональный, а не витринный.

Ребенок может его удобно взять, перенести с места на место (не рассыпая по дороге, не мешая играющим рядом и т. п.). Материалы хранятся в удобных и практичных емкостях (пластиковых, деревянных, картонных коробках, контейнерах и т. п.) с яркими метками-значками, облегчающих выбор.

Все предметы (игры, игрушки, пособия, обеспечивающие все виды детской активности) доступны детям. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

6) Безопасность предметно-пространственной среды

Все элементы предметно-пространственной среды в группе соответствуют требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Развивающая среда не может быть построена окончательно. Поэтому поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.

Список литературы:

1. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. - М. : Педагогическое общество России, 2002.

2. Недвецкая, Т. М. Создание здоровьесберегающей и безопасной образовательной среды в современном учреждении дошкольного образования Т. М. Недвецкая//Пралеска. – 2018.

3. Полякова, М. Н. Построение развивающей среды в детском дошкольном учреждении/М. Н. Полякова. – СПб. : Детство-пресс, 2014.

Публикации по теме:

«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется.

Наставничество как способ быстрой адаптации молодых специалистов в образовательной организации «Наставничество как способ быстрой адаптации молодых специалистов в образовательной организации» «Уча других, мы учимся сами» (Л. Сенека).

Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.

Фотоотчёт о проведении мастер-класса для педагогов дошкольной организации «Радужное складывание»Фотоотчёт о проведении мастер-класса для педагогов дошкольной организации «Радужное складывание» Фотоотчёт о проведении мастер-класса для педагогов дошкольной организации «Радужное складывание» (17.02.2021). Цель мастер-класса: познакомить.

Конспект педагогического совета «Высоко в дошкольной образовательной организации» Конспект педагогического совета по ВСОКО в ДОО Проведите педагогический совет «ВСОКО в дошкольной образовательной организации». по готовому.

Конструирование из деревянного конструктора в организации образовательной деятельности с детьми в ДОУКонструирование из деревянного конструктора в организации образовательной деятельности с детьми в ДОУ Конструирование – это особая форма детской деятельности, основная цель - создание из различных материалов разнообразных игровых поделок.

Оснащение центра сенсорного развития предметно-развивающей среды детей от 1 года до 3 лет в дошкольной организацииОснащение центра сенсорного развития предметно-развивающей среды детей от 1 года до 3 лет в дошкольной организации Сенсорное развитие – фундамент формирующегося интеллекта Для полноценного воспитания детей сенсорное развитие играет одну из самых важных.

План работы МО педагогов ДОО «Коллаборация педагогов дошкольной организации и родителей в области воспитания дошкольников»План работы МО педагогов ДОО «Коллаборация педагогов дошкольной организации и родителей в области воспитания дошкольников» Методическое объединение педагогов МБДОУ «ДСОВ «Лесная сказка» Октябрьского района Тема: «Коллаборация педагогов дошкольной организации.

Развивающая предметно-пространственная среда для организации и знакомства дошкольников с различными спортивными играмиРазвивающая предметно-пространственная среда для организации и знакомства дошкольников с различными спортивными играми Уважаемые коллеги! Хочу поделиться своим опытом работы по созданию в нашем дошкольном учреждении развивающей предметно-пространственной.

Уклад дошкольной образовательной организации как основа воспитательного процессаУклад дошкольной образовательной организации как основа воспитательного процесса Воспитание сегодня очевидный и ясный приоритет государственной политики в области образования. Изменения Конституции РФ повлекли за собой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитывающая среда дошкольной образовательной организации
Опубликовано: 13 декабря 2023 в 17:46
+39Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитывающая среда дошкольной образовательной организации» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Жданова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД