Лариса Кулакова
Проект «Работа педагогов по развитию речевых и коммуникативных умений дошкольников на основе комплексного подхода»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Развитие речи и коммуникативных умений у ребенка – одна из важных задач в общей системе работы дошкольного образовательного учреждения.
Почему речь имеет такое серьезное значение? Во-первых, с освоением речи связаны все высшие психические функции: восприятие, память, мышление, внимание. Соответственно развитие восприятия, памяти, мышления и внимания напрямую зависит от того, насколько качественно и своевременно развивается речь.
Одна из самых главных задач речевого развития – научить детей последовательно, связно и грамотно излагать свои мысли. Учить умению рассказывать о происходящем вокруг, используя многообразие речевых средств.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Кроме того, важно помнить, что речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. С самого раннего возраста, дети встречаются на игровых площадках, в гостях, на занятиях и т. п. Благодаря речи ребенок познает мир, накапливает знания, овладевает нормами поведения. Тут проблема в речи может стать началом проблем общения с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок – подросток – взрослый». От количества и качества общения зависит уровень будущих способностей ребенка, его характер, его будущее. Если углубиться дальше, то сложности в развитии речи окажут влияние при обучении чтению и письму, и дальнейшему обучению в школе.
Педагогическая ценность коммуникативных умений заключается в том, что они оказывают большое влияние на совершенствование речи. Так же они – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.
3 Слайд. Актуальность
Актуальность проблемы развития умения общаться у дошкольников определяется тем, что число контактов с миром взрослых и сверстников у современного ребенка постоянно увеличивается, а эффективность и успешность таких взаимодействий зависит от уровня речевого развития детей.
В настоящее время социально-коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Ни для кого не секрет, и вам это известно, что лучший друг для современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие - просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает её яркими красками.
Поэтому в первую очередь у дошкольников нужно развивать коммуникативные навыки. Ребёнку необходимо создать условия развития коммуникативно- речевых умений и способностей. В своей работе основным для меня вопросом стало определение эффективных путей развития коммуникативных навыков дошкольника.
Выбор методов и приемов определился возрастными и индивидуальными особенностями детей, их психофизиологическими особенностями.
Одной из форм работы послужил проект по развитию речевых и коммуникативных умений дошкольников.
4 СЛАЙД
Была поставлена цель, определены задачи и участники проекта, длительность.
Цель:
Введение в практическую работу развитие речи детей посредством коммуникативных игр в образовательной организации.
Задачи:
Образовательные: расширять, обогащать и активизировать словарь ребенка посредством коммуникативных игр.
Развивающие: развивать речь детей как средство общения; совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи; развивать эмоциональную сферу, чуткость, внимание, сопереживание, отзывчивость к действиям людей в реальной жизни.
Воспитательные: воспитывать уверенность в своих силах, развивать творческую инициативу, фантазию; формировать опыт социального поведения, чувства партнерства, умение работать в коллективе.
Участники проекта: воспитанники и воспитатели разновозрастной группы (4-6 лет, музыкальный руководитель, родители.
Длительность: среднесрочный (8 недель)
5 Слайд
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
• У детей будет совершенствоваться речь, речевые навыки и умения;
• Игра – обеспечит возможность сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность;
• ребёнок осознает общепринятые нормы и правила поведения и будет стремиться к их соблюдению;
• ребёнок проявит в поведении нравственные качества (доброжелательность, чуткость, отзывчивость, самостоятельность, внимательность) и коммуникативные качества (дружно играть, справедливо разрешать споры, делиться, сотрудничать)
• ребёнок освоит правила речевого этикета.
6 СЛАЙД
Методы и приёмы работы
1. Наглядные:
демонстрационный картинный материал;
раздаточный материал (карточки, картинки, мелкий раздаточный материал); игровой набор «Дары Фрёбеля»;
использование интерактивного оборудования, видеоролики, познавательные фильмы; презентации;
наблюдения в природе, быту.
• наглядный материал – презентации, плакаты, иллюстрации, картинки, карточки, аудиодиски;
• технические средства – компьютер, проектор; зеркала, атрибуты для драматизации сказки.
2. Словесные:
вопросно-ответные беседы;
чтение художественной литературы;
рассказывание по описанию, по сюжетным картинам, из личного опыта;
заучивание наизусть чистоговорок, потешек, стихотворений.
3. Практические:
дидактические игры и упражнения;
игры-драматизации;
инсценировки;
театрализация, чтение стихов на праздниках;
музыкальные и спортивные развлечения.
моделирование коммуникативных ситуаций, познавательные беседы.
7 СЛАЙД 1 этап – Подготовительно-информационный
Содержание деятельности:
1. Изучение методической литературы.
2. Составление перспективного планирования занятий с детьми.
3. Подборка коммуникативных игр.
4. Создание условий для проведения игр в группе.
5. Создание развивающей среды в группе (изготовление атрибутов для коммуникативных игр).
6. Привлечение родителей к предстоящей творческой работе.
8 СЛАЙД 2 этап – Практический
Содержание деятельности:
1. Работа с детьми.
2. Взаимодействие с семьёй.
3. Взаимодействие с педагогами.
Модель взаимодействия с другими педагогами
Чтобы повысить эффективность воспитательно-образовательной работы была не только распределена нагрузка (составлен перспективный, календарно – тематический план) в течение дня, но и организована работа всех субъектов образовательного процесса. Так как работа с детьми по развитию речевых и коммуникативных умений, это не только деятельность воспитателя. Успех работы определяется взаимосвязью и преемственностью всех участников образовательного процесса ДОУ: воспитателей, музыкального руководителя и родителей воспитанников.
На данном этапе главной целью работы перед всеми стала задача – как помочь ребенку преодолеть отчужденное отношение к сверстникам, увидеть в них не противников и конкурентов, не объекты самоутверждения, а близких и связанных с ним людей. Сложность решения этой задачи заключалась в том, что традиционные педагогические методы (объяснение, демонстрация положительных примеров, а тем более поощрения и наказания) здесь бессильны. Такая задача может решаться в реальной практике детских отношений, в процессе социо-игровой деятельности.
Так началась совместная работа: это обсуждения, консилиумы. Были проведены консультации с родителями и педагогами на тему: «Развитие коммуникативных навыков детей», «Как помочь ребёнку разрешать конфликты», семинар «Стратегии эффективного общения с детьми», «Развитие речи дошкольников». Был разработан информационный лист для родителей - «Развитие театрализованной игры у детей 4-7 лет», информационное письмо - «Правила общения».
9 СЛАЙД
Была проведена работа с родителями по созданию развивающей среды.
Было решено пополнить ППРС.
Так за время проекта:
С помощью родителей были созданы тематические альбомы: «Моя семья», «Наши родители».
10 СЛАЙД
Совместная работа позволила пополнить центр сюжетно-ролевой игры.
10 СЛАЙД
атрибутами и костюмами центр для игр – драматизаций.
12 СЛАЙД
За время проекта родители приняли участие в физкультурном тренинге - «Дружная семейка», что поспособствовало не только развитию речевых и коммуникативных умений у детей, но и созданию условий для приобщения детей и взрослых к участию в спортивной игровой деятельности, приобщению к ЗОЖ.
13 СЛАЙД
Родители приняли участие в совместном конкурсе «В мастерской у Деда Мороза».
14 СЛАЙД
По итогам конкурса все участники были награждены грамотами и памятными подарками.
Обширная работа была проведена педагогами ДОУ проекта с детьми. Были проведены беседы на темы: «Моя семья», «Самые дорогие люди», «Друзья, живущие рядом со мной».
Обсуждение ситуации из рассказа «Так будет справедливо», обсуждение ситуации: «Встречаем гостей», «Чтобы в доме стало веселее».
15 СЛАЙД
Были проведены занятия со чтением сказок и не только воспитателями ДОУ, но и работниками детской районной библиотеки (это терапевтические сказки - как победить страхи). На занятии был проведён с детьми психологический тренинг. Что поспособствовало не только развитию коммуникативных и речевых навыков у детей, но и показаны пути по преодолению трудностей, связанных с общением.
Игра, как известно, является ведущей деятельностью дошкольника, путём ненавязчивой игры прививаются ребенку все необходимые ему знания, умения, навыки, в том числе и коммуникативные навыки, умение правильно выражать свои мысли и чувства, во время игры развиваются навыки общения.
16 СЛАЙД
Так в проект были включены сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Парикмахерская», «Строители», «Больница», и др.
17 СЛАЙД
18 СЛАЙД
Была проведена с детьми – драматизация сказок:
19 СЛАЙД
«Синий трактор», «В лес за новогодней ёлкой», «Теремок». Драматизация русской народной сказки «Снегурочка».
Театрально-игровая деятельность обогатила детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, вызвала интерес к литературе, активизировала словарь, способствовала нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.
20 СЛАЙД (аква)
Были включены в проект и игры с использованием инновационных технологий: «Аквагимнастика»: игра «Достань предмет по описанию», «Достань предмет на заданный звук», «Отсчитай камешки» и др.
Такие игры дали предпосылки для развития фонематического слуха, внимания и памяти, расширили словарный запас у детей.
В проекте были использованы специальные дидактические игры, с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля».
21 СЛАЙД (ДАРЫ,
22 СЛАЙД (ДАРЫ)
Дидактические игры, с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» были направлены на развитие всех сторон речи дошкольников.
23 СЛАЙД (ИГРЫ ДЕТЕЙ С ДАРАМИ) модуль- 7,8,9,11
Игры: «Выложи картину и придумай рассказ по ней».
24 СЛАЙД (результат работы)
25 СЛАЙД «Ручеёк» (модуль №1, №9, «Выложи ожерелье» (модуль № 11)
«Гусеница» (модуль 11) — назови слово с заданным звуком, нанижи бусину на шнурок. Цель: учить подбирать слова с заданным звуком.
«Дорожки» — посчитай слоги в словах (по картинкам, выложи нужное количество палочек.
«Музыкальная дорожка» (модуль № 8) — воспитатель простукивает по столу определенный ритм, а детям предлагается выложить дорожку из длинных и коротких палочек, в соответствии с долготой звука. Цель: Развитие слухового восприятия. ст. группа
«Подбери признаки к словам», «Волшебный мешочек», «А сколько у тебя?», «Радуга», «Волшебные превращения», «Маленькие пекари» (пальчиковая гимнастика)
Игры с использованием даров Фрёбеля помогли детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными и благополучно общаться со сверстниками. Дидактические игры с использованием «Даров Фребеля», я успешно использую в своей практике. Игры позволяют максимально раскрывать потенциальные возможности ребенка. Многообразие материалов позволяет детям получить новую информацию, а также повышает мотивацию к общению. У детей появляется желание делиться своими эмоциями и впечатлениями. Это положительно влияет на речевое и мыслительное развитие детей.
26 Слайд
Коммуникативные игры наиболее актуальны и интересны в настоящее время, так как именно они не только формируют у детей речь, но и развивают способность к совместным действиям в бытовых жизненных ситуациях. Их с большим удовольствием и пользой мы используем на любых занятиях, в повседневной деятельности в детском саду. В проекте были проведены коммуникативные игры такие как: «Вежливые слова», «Коврик примирения», «Пресс-конференция», «Зеркало», «Веселая сороконожка» (муз.) и др. (раздатки).
27 Слайд
3 этап – Заключительный
1. Подведе6ние итогов проекта.
2. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей.
3. Обобщение опыта работы по коммуникативному развитию детей и внедрение проекта в обучающий процесс.
Вывод (итог): за время проведения проекта (длился 8 недель, который проводился с детьми разновозрастной группы (4-6 лет). В проекте приняли участие родители, и педагоги ДОУ. В проекте были использованы разные методы и приёмы (словесные, наглядные, практические). На протяжении всего проекта был использован дифференцированный подход. Для детей старшего дошкольного возраста игры и задания были более сложные, чем для детей среднего возраста.
Материал для детей был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно на протяжении всего проекта.
Успех работы определился взаимосвязью и преемственностью всех участников образовательного процесса ДОУ, а также использование различных методов и приёмов, видов деятельности, позволило обеспечить достаточно высокую активность и работоспособность детей на протяжении всего проекта, поддерживать положительный настрой. В следствии чего были достигнуты результаты:
• Большинство детей слушают и слышат друг друга, понимают и договариваются, планируют и согласованно выполняют совместную деятельность;
• Дети стали осознавать общепринятые нормы и правила поведения и стремиться к их соблюдению;
• Дети стали проявлять в поведении нравственные качества (доброжелательность, чуткость, отзывчивость, самостоятельность, внимательность) и коммуникативные качества (дружно играть, справедливо разрешать споры, делиться, сотрудничать)
• У детей стала совершенствоваться речь, речевые навыки и умения.