Лучший педагог года Итоги 2024

Проект «Работа педагогов по развитию речевых и коммуникативных умений дошкольников на основе комплексного подхода»

Лариса Кулакова
Проект «Работа педагогов по развитию речевых и коммуникативных умений дошкольников на основе комплексного подхода»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Развитие речи и коммуникативных умений у ребенка – одна из важных задач в общей системе работы дошкольного образовательного учреждения.

Почему речь имеет такое серьезное значение? Во-первых, с освоением речи связаны все высшие психические функции: восприятие, память, мышление, внимание. Соответственно развитие восприятия, памяти, мышления и внимания напрямую зависит от того, насколько качественно и своевременно развивается речь.

Одна из самых главных задач речевого развития – научить детей последовательно, связно и грамотно излагать свои мысли. Учить умению рассказывать о происходящем вокруг, используя многообразие речевых средств.

Темочки:

Кроме того, важно помнить, что речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. С самого раннего возраста, дети встречаются на игровых площадках, в гостях, на занятиях и т. п. Благодаря речи ребенок познает мир, накапливает знания, овладевает нормами поведения. Тут проблема в речи может стать началом проблем общения с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок – подросток – взрослый». От количества и качества общения зависит уровень будущих способностей ребенка, его характер, его будущее. Если углубиться дальше, то сложности в развитии речи окажут влияние при обучении чтению и письму, и дальнейшему обучению в школе.

Педагогическая ценность коммуникативных умений заключается в том, что они оказывают большое влияние на совершенствование речи. Так же они – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.

3 Слайд. Актуальность

Актуальность проблемы развития умения общаться у дошкольников определяется тем, что число контактов с миром взрослых и сверстников у современного ребенка постоянно увеличивается, а эффективность и успешность таких взаимодействий зависит от уровня речевого развития детей.

В настоящее время социально-коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Ни для кого не секрет, и вам это известно, что лучший друг для современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие - просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает её яркими красками.

Поэтому в первую очередь у дошкольников нужно развивать коммуникативные навыки. Ребёнку необходимо создать условия развития коммуникативно- речевых умений и способностей. В своей работе основным для меня вопросом стало определение эффективных путей развития коммуникативных навыков дошкольника.

Выбор методов и приемов определился возрастными и индивидуальными особенностями детей, их психофизиологическими особенностями.

Одной из форм работы послужил проект по развитию речевых и коммуникативных умений дошкольников.

4 СЛАЙД

Была поставлена цель, определены задачи и участники проекта, длительность.

Цель:

Введение в практическую работу развитие речи детей посредством коммуникативных игр в образовательной организации.

Задачи:

Образовательные: расширять, обогащать и активизировать словарь ребенка посредством коммуникативных игр.

Развивающие: развивать речь детей как средство общения; совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи; развивать эмоциональную сферу, чуткость, внимание, сопереживание, отзывчивость к действиям людей в реальной жизни.

Воспитательные: воспитывать уверенность в своих силах, развивать творческую инициативу, фантазию; формировать опыт социального поведения, чувства партнерства, умение работать в коллективе.

Участники проекта: воспитанники и воспитатели разновозрастной группы (4-6 лет, музыкальный руководитель, родители.

Длительность: среднесрочный (8 недель)

5 Слайд

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

• У детей будет совершенствоваться речь, речевые навыки и умения;

• Игра – обеспечит возможность сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность;

• ребёнок осознает общепринятые нормы и правила поведения и будет стремиться к их соблюдению;

• ребёнок проявит в поведении нравственные качества (доброжелательность, чуткость, отзывчивость, самостоятельность, внимательность) и коммуникативные качества (дружно играть, справедливо разрешать споры, делиться, сотрудничать)

• ребёнок освоит правила речевого этикета.

6 СЛАЙД

Методы и приёмы работы

1. Наглядные:

демонстрационный картинный материал;

раздаточный материал (карточки, картинки, мелкий раздаточный материал); игровой набор «Дары Фрёбеля»;

использование интерактивного оборудования, видеоролики, познавательные фильмы; презентации;

наблюдения в природе, быту.

• наглядный материал – презентации, плакаты, иллюстрации, картинки, карточки, аудиодиски;

• технические средства – компьютер, проектор; зеркала, атрибуты для драматизации сказки.

2. Словесные:

вопросно-ответные беседы;

чтение художественной литературы;

рассказывание по описанию, по сюжетным картинам, из личного опыта;

заучивание наизусть чистоговорок, потешек, стихотворений.

3. Практические:

дидактические игры и упражнения;

игры-драматизации;

инсценировки;

театрализация, чтение стихов на праздниках;

музыкальные и спортивные развлечения.

моделирование коммуникативных ситуаций, познавательные беседы.

7 СЛАЙД 1 этап – Подготовительно-информационный

Содержание деятельности:

1. Изучение методической литературы.

2. Составление перспективного планирования занятий с детьми.

3. Подборка коммуникативных игр.

4. Создание условий для проведения игр в группе.

5. Создание развивающей среды в группе (изготовление атрибутов для коммуникативных игр).

6. Привлечение родителей к предстоящей творческой работе.

8 СЛАЙД 2 этап – Практический

Содержание деятельности:

1. Работа с детьми.

2. Взаимодействие с семьёй.

3. Взаимодействие с педагогами.

Модель взаимодействия с другими педагогами

Чтобы повысить эффективность воспитательно-образовательной работы была не только распределена нагрузка (составлен перспективный, календарно – тематический план) в течение дня, но и организована работа всех субъектов образовательного процесса. Так как работа с детьми по развитию речевых и коммуникативных умений, это не только деятельность воспитателя. Успех работы определяется взаимосвязью и преемственностью всех участников образовательного процесса ДОУ: воспитателей, музыкального руководителя и родителей воспитанников.

На данном этапе главной целью работы перед всеми стала задача – как помочь ребенку преодолеть отчужденное отношение к сверстникам, увидеть в них не противников и конкурентов, не объекты самоутверждения, а близких и связанных с ним людей. Сложность решения этой задачи заключалась в том, что традиционные педагогические методы (объяснение, демонстрация положительных примеров, а тем более поощрения и наказания) здесь бессильны. Такая задача может решаться в реальной практике детских отношений, в процессе социо-игровой деятельности.

Так началась совместная работа: это обсуждения, консилиумы. Были проведены консультации с родителями и педагогами на тему: «Развитие коммуникативных навыков детей», «Как помочь ребёнку разрешать конфликты», семинар «Стратегии эффективного общения с детьми», «Развитие речи дошкольников». Был разработан информационный лист для родителей - «Развитие театрализованной игры у детей 4-7 лет», информационное письмо - «Правила общения».

9 СЛАЙД

Была проведена работа с родителями по созданию развивающей среды.

Было решено пополнить ППРС.

Так за время проекта:

С помощью родителей были созданы тематические альбомы: «Моя семья», «Наши родители».

10 СЛАЙД

Совместная работа позволила пополнить центр сюжетно-ролевой игры.

10 СЛАЙД

атрибутами и костюмами центр для игр – драматизаций.

12 СЛАЙД

За время проекта родители приняли участие в физкультурном тренинге - «Дружная семейка», что поспособствовало не только развитию речевых и коммуникативных умений у детей, но и созданию условий для приобщения детей и взрослых к участию в спортивной игровой деятельности, приобщению к ЗОЖ.

13 СЛАЙД

Родители приняли участие в совместном конкурсе «В мастерской у Деда Мороза».

14 СЛАЙД

По итогам конкурса все участники были награждены грамотами и памятными подарками.

Обширная работа была проведена педагогами ДОУ проекта с детьми. Были проведены беседы на темы: «Моя семья», «Самые дорогие люди», «Друзья, живущие рядом со мной».

Обсуждение ситуации из рассказа «Так будет справедливо», обсуждение ситуации: «Встречаем гостей», «Чтобы в доме стало веселее».

15 СЛАЙД

Были проведены занятия со чтением сказок и не только воспитателями ДОУ, но и работниками детской районной библиотеки (это терапевтические сказки - как победить страхи). На занятии был проведён с детьми психологический тренинг. Что поспособствовало не только развитию коммуникативных и речевых навыков у детей, но и показаны пути по преодолению трудностей, связанных с общением.

Игра, как известно, является ведущей деятельностью дошкольника, путём ненавязчивой игры прививаются ребенку все необходимые ему знания, умения, навыки, в том числе и коммуникативные навыки, умение правильно выражать свои мысли и чувства, во время игры развиваются навыки общения.

16 СЛАЙД

Так в проект были включены сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Парикмахерская», «Строители», «Больница», и др.

17 СЛАЙД

18 СЛАЙД

Была проведена с детьми – драматизация сказок:

19 СЛАЙД

«Синий трактор», «В лес за новогодней ёлкой», «Теремок». Драматизация русской народной сказки «Снегурочка».

Театрально-игровая деятельность обогатила детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, вызвала интерес к литературе, активизировала словарь, способствовала нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.

20 СЛАЙД (аква)

Были включены в проект и игры с использованием инновационных технологий: «Аквагимнастика»: игра «Достань предмет по описанию», «Достань предмет на заданный звук», «Отсчитай камешки» и др.

Такие игры дали предпосылки для развития фонематического слуха, внимания и памяти, расширили словарный запас у детей.

В проекте были использованы специальные дидактические игры, с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля».

21 СЛАЙД (ДАРЫ,

22 СЛАЙД (ДАРЫ)

Дидактические игры, с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» были направлены на развитие всех сторон речи дошкольников.

23 СЛАЙД (ИГРЫ ДЕТЕЙ С ДАРАМИ) модуль- 7,8,9,11

Игры: «Выложи картину и придумай рассказ по ней».

24 СЛАЙД (результат работы)

25 СЛАЙД «Ручеёк» (модуль №1, №9, «Выложи ожерелье» (модуль № 11)

«Гусеница» (модуль 11) — назови слово с заданным звуком, нанижи бусину на шнурок. Цель: учить подбирать слова с заданным звуком.

«Дорожки» — посчитай слоги в словах (по картинкам, выложи нужное количество палочек.

«Музыкальная дорожка» (модуль № 8) — воспитатель простукивает по столу определенный ритм, а детям предлагается выложить дорожку из длинных и коротких палочек, в соответствии с долготой звука. Цель: Развитие слухового восприятия. ст. группа

«Подбери признаки к словам», «Волшебный мешочек», «А сколько у тебя?», «Радуга», «Волшебные превращения», «Маленькие пекари» (пальчиковая гимнастика)

Игры с использованием даров Фрёбеля помогли детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными и благополучно общаться со сверстниками. Дидактические игры с использованием «Даров Фребеля», я успешно использую в своей практике. Игры позволяют максимально раскрывать потенциальные возможности ребенка. Многообразие материалов позволяет детям получить новую информацию, а также повышает мотивацию к общению. У детей появляется желание делиться своими эмоциями и впечатлениями. Это положительно влияет на речевое и мыслительное развитие детей.

26 Слайд

Коммуникативные игры наиболее актуальны и интересны в настоящее время, так как именно они не только формируют у детей речь, но и развивают способность к совместным действиям в бытовых жизненных ситуациях. Их с большим удовольствием и пользой мы используем на любых занятиях, в повседневной деятельности в детском саду. В проекте были проведены коммуникативные игры такие как: «Вежливые слова», «Коврик примирения», «Пресс-конференция», «Зеркало», «Веселая сороконожка» (муз.) и др. (раздатки).

27 Слайд

3 этап – Заключительный

1. Подведе6ние итогов проекта.

2. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей.

3. Обобщение опыта работы по коммуникативному развитию детей и внедрение проекта в обучающий процесс.

Вывод (итог): за время проведения проекта (длился 8 недель, который проводился с детьми разновозрастной группы (4-6 лет). В проекте приняли участие родители, и педагоги ДОУ. В проекте были использованы разные методы и приёмы (словесные, наглядные, практические). На протяжении всего проекта был использован дифференцированный подход. Для детей старшего дошкольного возраста игры и задания были более сложные, чем для детей среднего возраста.

Материал для детей был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно на протяжении всего проекта.

Успех работы определился взаимосвязью и преемственностью всех участников образовательного процесса ДОУ, а также использование различных методов и приёмов, видов деятельности, позволило обеспечить достаточно высокую активность и работоспособность детей на протяжении всего проекта, поддерживать положительный настрой. В следствии чего были достигнуты результаты:

• Большинство детей слушают и слышат друг друга, понимают и договариваются, планируют и согласованно выполняют совместную деятельность;

• Дети стали осознавать общепринятые нормы и правила поведения и стремиться к их соблюдению;

• Дети стали проявлять в поведении нравственные качества (доброжелательность, чуткость, отзывчивость, самостоятельность, внимательность) и коммуникативные качества (дружно играть, справедливо разрешать споры, делиться, сотрудничать)

• У детей стала совершенствоваться речь, речевые навыки и умения.

Публикации по теме:

Детская журналистика для развития речевых, познавательных и социально-коммуникативных навыков (из опыта работы)Детская журналистика для развития речевых, познавательных и социально-коммуникативных навыков (из опыта работы) Ксения Арзамасова. Детская журналистика для развития речевых, познавательных и социально-коммуникативных навыков. Презентация опыта работы.

Дидактическая игра «Здравствуй!» по формированию коммуникативных умений у детей старших группДидактическая игра «Здравствуй!» по формированию коммуникативных умений у детей старших групп Цель: совершенствование социально- бытовых навыков и коммуникативных умений. Задачи: Образовательные: Расширение представлений о приветствии.

Использование развивающих игр на основе системно-деятельностного подхода Слайд 1 На дошкольное образование возлагаются особые надежды, потому что везде в мире признано, что дошкольный возраст это золотой возраст.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Работа педагогов по развитию речевых и коммуникативных умений дошкольников на основе комплексного подхода»
Опубликовано: 27 января 2025 в 13:59
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Работа педагогов по развитию речевых и коммуникативных умений дошкольников на основе комплексного подхода»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Кулакова (УИ 1804525) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
31 января 2025 пятница
Тема дня: русская гжель.
Создаем коллективные коллажи и стенгазеты!

Челлендж Бумажная комната
Присоединяйтесь к челленджу!
*
Делаем украшения: бусы, кулоны, браслеты!
Разлинованы лошадки, словно школьные тетрадки.
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД