Людмила Тафратова
Воспитательно-образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Маленькие граждане большой страны«
Воспитательно-образовательный проект
по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников
«Маленькие граждане большой страны»
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи
начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу,
к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь
переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому
и настоящему, ко всему человечеству».
Д. С. Лихачёв
Вид проекта : творческо-информационный
Продолжительность проекта : долгосрочный
Публикация «Воспитательно-образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию „Маленькие граждане большой страны„» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Актуальность:
Имея немалый опыт работы в дошкольных учреждениях, мы, совместно с коллегами, пришли к выводу, что в последнее время не все дети старшего возраста могут ответить на такие элементарные вопросы: Как называется город, в котором ты живешь? На какой улице? Имя, отчество своих родных? Кем работают? Знаешь ли ты название? Как выглядит флаг России? Какие праздники ты знаешь, в том числе и народные? и др. Проанализировав эту проблему, мы и решились на данный проект.
Нас действительно тревожит пренебрежительное отношение подрастающего поколения к национальной культуре и историческому прошлому народа, отсутствие здоровой национальной гордости.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию : создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника.
Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.
Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Гипотеза:
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно – образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Наличие таких деятельностей является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.
Социальная значимость проекта :
Проект направлен на создание условий для развития у детей эмоциональной отзывчивости и любви к семье, дому, Родине, а также на поддержание благоприятного эмоционального фона и психологического комфорта воспитанников и их родителей. Формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Цель проекта :
Приобщить детей к культуре и традициям родного края (ЯНАО) и народов России. Воспитывать у детей патриотические чувства: любовь к Родине, к родному краю и его истории. Систематизировать знания педагогов, родителей и детей о родном городе и стране.
Основные задачи патриотического воспитания дошкольников :
• формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, городу);
• формирование духовно-нравственных отношений;
• формирование любви к культурному наследию своего народа;
• воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
• чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
• толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Участники проекта :
• заведующий;
• зам. заведующего;
• старший воспитатель;
• специалисты;
• воспитатели;
• родители;
• дети.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие; «Познавательное развитие»; «Художественно-эстетическое развитие»; «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Методы работы, используемые в работе с детьми:
- наглядные;
- словесные;
- практические;
вспомогательные:
- продуктивные;
- исследовательские;
- метод проблемного изложения материала;
- рассматривание;
- наблюдение;
- экскурсия;
- образец воспитателя;
- беседы;
- рассказ;
- художественное слово.
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом.
I ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Дети старшего дошкольного возраста очень активны, постепенно формируется самостоятельность, интенсивно развивается память. Ребенок способен узнавать не только ранее увиденное, но и вспомнить явления жизни, отсутствующие в данный момент. Важно помнить, что внимание ребенка этого возраста непродолжительно и носит непроизвольный характер. Детей нельзя заставить быть внимательными, их нужно заинтересовать.
Основываясь на возрастных возможностях детей старшего дошкольного возраста, были сформированы основные требования к составлению плана работы по патриотическому воспитанию. Основным критерием являлась способность увлечь, заинтересовать ребенка и задержать его внимание на предстоящей деятельности через подготовительные беседы: походы, экскурсии, целевые прогулки. В этих беседах дети знакомились заочно, с теми местами, куда им предстояло совершить экскурсию или прогулку. Это виртуальные путешествия по родному городу (музей, библиотека, городской сквер, Аллея славы и др., по городу Муравленко и России. Опыт показал, что очень хорошо воспринимается детьми полученная предварительно информация, если она закрепляется практическим материалом и продуктивной деятельностью.
Творческой группой детского сада изучена методическая литература, составлен план, планированной работы:
- создание Центров патриотического воспитания в группах;
- организация информационных уголков для родителей;
- подбор наглядного материала к занятиям, беседам, играм;
- изготовление атрибутов;
- разработка конспектов занятий, развлечений, мероприятий, бесед;
- подборка иллюстрации, картины, слайды, видеоматериалы по темам занятий;
- подборка детской литературы по тематике проекта;
- подборка образцов русских народных промыслов;
- подготовка материалов для изобразительной деятельности.
В работе с родителями на подготовительном этапе основной упор делался на первоначальное вовлечение их в совместную образовательную и продуктивную деятельность. Есть родители, которые активно и сразу включаются в работу, оказывая огромную практическую помощь в реализации проекта, но есть и такие, которые изначально занимают позицию пассивности, не понимая важности своего участия или просто ленятся, что негативно сказывается на качестве педагогического воздействия. Чтобы помочь родителям в данной ситуации с ними проводилась регулярная консультативная деятельность (индивидуальная и групповая). Важно сразу, в начале года нацелить взрослых на активное взаимодействие с ребенком, научить контролировать свое участие в образовательном процессе, дать информацию о формах и методах патриотического воспитания, о развитии социальной зрелости у детей дошкольников, о роли различных видов деятельности в семейном воспитании нравственно-патриотической направленности.
Огромная и хорошо проделанная работа на подготовительном этапе безусловно влияет на дальнейшую успешность реализации проекта на основном и заключительном этапе.
II ЭТАП — ОСНОВНОЙ
На этом этапе осуществлялась реализация всех планов, намеченных на подготовительном этапе, и прорабатывался отобранный материал по реализации проекта. Вся работа основного этапа проходила в соответствии со следующими принципами:
Принцип регулярности и повторяемости.
Все виды деятельности носят не эпизодический характер, а переходят на регулярную основу. Беседы и занятия с детьми всегда повторяются через некоторый промежуток времени в изначальном варианте с некоторой корректировкой или на новом, усложненном уровне. Очень важно, повторение изучаемого материала для того, чтобы необходимые знания стали понятны детям и хорошо запомнились. Такие повторы очень полезны для развития памяти детей и закрепления полученных умений и навыков.
Принцип от простого к сложному.
Систему и последовательность работы строю следующим образом: я-семья-детский сад- малая Родина - Муравленко- Россия.
Материал распределяется на год с учетом постепенного усложнения поставленных задач.
Принцип разумного сопровождения.
В работе с детьми дошкольного возраста очень важна роль взрослого, его активное участие и понимание педагогического процесса. Активизировав родителей в начале года, на основном этапе проекта было необходимо направлять их совместные действия с детьми в правильное русло. Важно было их научить, будучи активным образцом для подражания, постепенно оставлять место для проявления детской самостоятельности. Так при осваивании той или иной темы, проведения той или иной беседы по нравственности и родители, и педагоги должны личным примером показывать ребенку всю необходимость положительного социального поведения, взаимоотношений друг с другом, толерантности.
Большое значение на основном этапе уделялось экскурсиям, походам, целевым прогулкам, участию в мероприятиях социума.
Программно – методическое обеспечение для организации нравственно - патриотического воспитания.
Система работы по патриотическому воспитанию детей
Ознакомление с предметами ближайшего окружения:
- формирование патриотических чувств к членам своей семьи и близким людям;
- воспитание толерантного отношения к людям других национальностей;
- воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;
- воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими;
- знакомство с людьми, прославившими город, край, Россию;
Ознакомление с явлениями общественной жизни:
- знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;
- воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники);
- бережливое отношение к тому, что сделано людьми;
- воспитание любви к родному краю, к Родине (представления о стране, символике государства, столице, городе);
- знакомство с событиями, происходившими в стране, округе;
- расширение представлений о стране, о символике государства, столице, округе;
Ознакомление с природой
- воспитание бережного отношения к родной природе.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
СЕНТЯБРЬ
Подготовительный этап с 01.09. по 13.09.
- аналитическая работа по сбору информации и составлении плана реализации проекта.
- формирование положительного настроя у детей на продуктивную деятельность, вовлечение детей в образовательный процесс через предварительные тематические беседы.
- создание РППС
- работа с литературой, изготовление наглядного и дидактического материала. Диагностика нравственно-патриотической компетенции в семьях воспитанников (анкетирование).
Основной этап:
СЕНТЯБРЬ
1 неделя
Тема: «День знаний»
2 неделя
Тема: «Моя семья»
ОКТЯБРЬ
1 неделя
Тема: «Мой любимый детский сад»
2 неделя
Тема: «История возникновения города Муравленко»
3 неделя
Тема: «Хлеб всему голова»
4 неделя
Тема: Осенний праздник «Осенины»
НОЯБРЬ
1 неделя
Тема: «День народного единства»
2 Неделя
Тема: «Красна изба не углами, а красна пирогами»
3 неделя
Тема: «Главный город нашей страны».
4 неделя
Тема: «Моя мама – самая лучшая»
ДЕКАБРЬ
1 – 2 неделя
Тема: «Спортивный досуг «ГТО - путь к успеху»
3 неделя
Тема: «День рождения Ямала!»
4 неделя
Тема: «Что за праздник Новый год?»
ЯНВАРЬ
2 неделя
Тема: «Рождественские колядки»
3 неделя
Тема: «Народные обычаи на Руси».
ФЕВРАЛЬ
1-2 неделя
Тема: «Почётное звание – солдат»
3 неделя
Тема: Спортивный праздник «C днём защитника Отечества» (участие с родителями папами)
МАРТ
1 неделя
Тема: «День матери»
2 неделя
Тема: «История моей семьи».
3 неделя
Тема: Фестиваль «Счастливая семья»
4 неделя
Тема: «Предметы и вещи наших предшествующих поколений»
АПРЕЛЬ
1 неделя
Тема: «Экологический тропа»
2 — 3 неделя
Тема: «День космонавтики»
4 неделя
Тема: «Пасха - Светлое Христово Воскресение»
МАЙ
Заключительный этап с 02.05 по 30.05
1 неделя
Тема: «Победный май»
2 неделя
Тема: «Мы не забудем той войны»
3-4 неделя
Тема: Экскурсии по значимым местам нашего города (памятник В. И.
Ожидаемые результаты.
При условии реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты:
• Создание модели нравственно-патриотического воспитания в образовательном пространстве детского сада;
• Повышение интереса у дошкольников в вопросах нравственно – патриотического воспитания;
• Формирование представлений о мире профессий, результатах труда людей разных профессий;
• Выстраивание системы конструктивного взаимодействия детского сада и семьи в вопросах нравственно – патриотического воспитания;
• Повышение уровня компетентности педагогов и родителей в вопросах нравственно – патриотического воспитания.
Оценка проекта.
1. Оценка эффективности проделанной работы будет проводиться по трем направлениям: дети, родители, педагоги.
2. Оценка качества овладения знаниями педагогов будет отслеживаться за «Круглым столом», в беседах, на семинарах, анкетах.
3. Оценка качества родителей и их заинтересованности будет проанализирована в результате проведения анкетирования, участия родителей в совместных мероприятиях, и их отзывах.
4. Эффективность мероприятий, проводимых с детьми, будет проанализирована в диагностике по уровню усвоения полученных знаний.
Список использованных источников
1. Антонов Ю. Е., Левина Л. В. «Как научить ребенка любить Родину» Руководство для воспитателей и учителей по предмету «Национальная культура» - М. : АРКТИ, 2003г.
2. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ// Управление ДОУ. - 2005. №1.
3. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.
4. Г. Зеленова «Мы живем в России». Издательство: ООО Скрипторий 2003, 2013г.
5. М. Б. Зацепина «Дни воинской славы». Патриотическое воспитание дошкольников 5-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2010г.
6. Козаков А. П., Шорыгина Т. А «Детям о великой Победе». Беседы о Второй мировой войне в детском саду и школе. Москва. Издательство Гном, 2014г.
7. Кондрыкинская Л. А. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ – М. : ТЦ Сфера, 2006. - 192 с
8. Ковалева. Г. А. «Воспитываем маленького гражданина». Издательство АРКТИ. Москва, 2003г.
9. Режим доступа: https://libking.ru/books/upbringing-book/