Ходыкина Ольга Андреевна
Воспитатели и родители: как строить бесконфликтные взаимоотношения?
▼ Скачать + Заказать документы
Работа детского сада с семьей – это кропотливый труд. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, субъективный жизненный опыт и субъективное видение проблем, что может стать причиной недопонимания или даже конфликтов между сторонами.
Субъективные причины действуют, как правило, и со стороны воспитателей, и со стороны родителей. К ним можно отнести неоправданно позитивные или неоправданно негативные ожидания родителей от ДОУ. Первые возникают, когда родители, отдавая ребёнка в детский сад, начинают жить в некоем мифе, что «детский сад всему научит». Негативное отношение может быть из уже полученного ранее негативного опыта взаимодействия с ДОУ родителей или их знакомых. Другая причина конфликтов связана с тем, что воспитатель порой становится для родителей символом власти, контролёром, который оценивает их действия, поучает их. И когда воспитатель говорит о ребёнке, даёт какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно полагает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя.
Публикация «Воспитатели и родители: как строить бесконфликтные взаимоотношения?» размещена в разделах
Причём, у воспитателей возникает похожая ситуация, когда они воспринимают родителей как неких инспекторов, которые ежедневно проверяют их работу.
В конфликтах с родителями необходимо помнить, что источником их гнева может быть не педагог как таковой, а любая из следующих причин: неадекватная самооценка родителя, необходимость продемонстрировать силу, и даже потребность получить помощь.
Обычно конфликты снимают накопившуюся напряжённость, показывают, что проблема назрела, и её пора решать. Конфликт следует решать как можно раньше, с момента зарождения, не допуская его развития. Поэтому конфликтов не надо бояться, их надо предупреждать, а в случае столкновения – улаживать.
Ещё одной из распространённых причин конфликтов является отсутствие правил, регулирующих личностные отношения между субъектами воспитательного процесса: воспитатель – родитель.
Задачи воспитателя при взаимодействии с родителями:
• объединить усилия для развития и воспитания детей;
• установить партнёрские отношения с семьей каждого воспитанника;
• создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
• активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
• поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципами бесконфликтного взаимодействия с родителями являются:
Доброжелательность
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, повелительный тон. Воспитатель общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к педагогам и детскому саду в целом.
Индивидуализация
Необходима не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребёнку в той или иной ситуации.
Сотрудничество
Современные мамы и папы в большинстве своём люди грамотные, осведомлённые и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления сегодня вряд ли принесёт положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива педагогов разобраться в проблеме и искреннее желание помочь.
Тщательность
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьёзно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или консультация могут негативно повлиять на положительный имидж образовательного учреждения в целом.
Динамичность
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Памятка по бесконфликтному общению с родителями воспитанников:
1. Не выносите суждений. Воспитателю необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы, даже если они абсолютно справедливы, порождают протест со стороны родителей.
2. Не поучайте. Не подсказывайте решения. Нельзя навязывать собеседнику свою точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На вашем месте я бы…» и им подобные, ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.
3. Не ставьте диагноз, не навешивайте ярлыки. Необходимо помнить, что все фразы воспитателя должны быть корректны. Категоричные высказывания «Ваш ребёнок не умеет себя вести», «По поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) обратитесь к психологу», всегда настораживают родителей и настраивают против вас.
4. Не выпытывайте. Нетактично задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство может разрушить взаимопонимание между семьей и детским садом.
5. Не разглашайте тайну. Воспитатель обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности.
6. Не провоцируйте конфликты. Воспитатель избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителями.
Правила бесконфликтного общения с родителями в мессенджерах:
1. Придерживайтесь делового стиля. Будьте вежливыми и тактичными, не нарушайте этические нормы. Помните, что любой участник переписки может использовать её в суде, чтобы доказать факт оскорбления в свой адрес. Оскорблением могут посчитать не только нецензурные выражения, но и субъективное мнение о родителях или других людях, даже если педагог выразил его вежливо. На основании переписки в социальных сетях, суд может наложить штраф за публичное оскорбление до 50 тыс. руб. (ст. 5.61 КоАП)
2. Всегда указывайте тему переписки. Чётко и лаконично формулируйте мысль, прежде чем отправить сообщение. Когда обсуждаете важные вопросы в общих чатах, следите, чтобы участники не отклонялись от темы. Мягко, но настойчиво возвращайте участников к заявленной теме. Это поможет оперативно решать рабочие вопросы и экономить время.
3. Следите за оформлением. Соблюдайте правила орфографии и пунктуации. Не пишите предложения заглавными буквами – читатели подсознательно воспринимают их как крик. Составляйте текст кратко и ёмко, чтобы его было удобно читать. Избегайте слишком коротких и слишком длинных предложений.
4. Определите время общения. Чётко установите, сколько времени вы готовы потратить на общение в мессенджерах и в какой период дня. Не нужно мгновенно реагировать на все сообщения. Расставляйте приоритеты и следите за тем, чтобы соблюдался график, например, не раньше 07.00 и не позже 20.00 часов.
5. Не публикуйте персональные данные. Договоритесь с родителями, что личную информацию, например, общие фотографии детей группы, они не будут размещать в соцсетях без разрешения родителей тех детей, которые есть на фото. Закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».
6. Не принимайте важных решений в момент переписки. Помните: все важные решения при общении с родителями должны быть обдуманными и взвешенными. Не принимайте их под влиянием эмоций или минутной слабости. Лучше такие решения принимать по результатам личных встреч и устных бесед.
7. Предотвращайте конфликт. Общайтесь одинаково уважительно со всем. Держите нейтралитет: не вступайте в спор, не занимайте чью-либо сторону. Если назревает конфликт, призывайте участников беседы не смешивать личное и деловое общение. При необходимости приглашайте на личную беседу. Когда отвечаете, обращайтесь лично к автору сообщения, расставьте смысловые и эмоциональные акценты.
Желаем удачи во взаимодействии с родителями!
Игра «Тренировка интонации»
Чтобы осознать значение интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями, произнесите фразу: «Мне не безразличны успехи вашего ребенка!»
• Иронично;
• Безразлично;
• Требовательно;
• Доброжелательно.
Какая интонация, на ваш взгляд, наиболее приемлема в общении с родителями?
Ситуации для обсуждения
Ситуация: ребёнок в группе утром говорит, что ему скучно, и просит воспитателя позвонить маме, чтобы мама забрала его домой. Ваши действия прямо сейчас и на перспективу?
Ситуация: ребёнок в холодную погоду вышел на прогулку без варежек. Воспитателю сказал, что варежек нет. Оказалось, что варежки лежали в рюкзачке в шкафу. Ваши действия прямо сейчас и на перспективу?
Ситуация: мама ребёнка регулярно жалуется воспитателям, что её ребёнка обижают другие дети. Ваши действия прямо сейчас и на перспективу?
Ситуация: ребёнок имеет трудности усвоения программы (низкая работоспособность, отсутствие произвольности поведения и т. п.). Мама считает, что с возрастом всё пройдёт само собой. Ваши действия прямо сейчас и на перспективу?
Ситуация: родители приводят ребёнка утром с большим опозданием, долго сидят с ним в раздевалке. Ребёнок капризничает, не хочет заходить в группу, участвовать в режимных моментах. Ваши действия прямо сейчас и на перспективу?
Ситуация: ребёнок принёс из дома интересную игрушку, всюду носит её с собой, другим детям посмотреть и поиграть не даёт. Ваши действия прямо сейчас и на перспективу?
Ситуация: ребёнок регулярно приносит из дома конфеты, жевательную резинку. Угощает на прогулке некоторых детей, что вызывает ссоры между детьми. Ваши действия прямо сейчас и на перспективу?