Ирина Кольчурина
Воспитатель XXI века
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель XXI Века
Что бы определить воспитателя XXI века нужно задать вопрос, «А каков ребенок XXI века?», и «каков XXI вообще?». Если XIX век – век прогресса, XX век – век перемен, то XXI век – век информации. Если в XIX и XX веках ребенок был огражден от взрослых, то в XXI веке, при помощи телевидения, ребенок получает ответ на еще не заданные вопросы. В XXI веке, в отличие от предыдущих, не спрос рождает предложение, а предложение рождает спрос.
Публикация «Воспитатель XXI века» размещена в разделах
И вот перед нами вырисовывается маленький человек с головой, которая переполнена информацией. Информация разного сорта, разного уровня полезности и свежести.
И чем больше информации течет по извилинам человека, тем больше вопросов он задает. Как говорил один философ: «Чем больше я знаю, тем больше я не знаю».
И, конечно же, одна из главных задач воспитателя это оградить маленького человека от лишней информации и дать правильные ответы на вопросы, которые возникли в его голове.
И вот он ответ на вопрос: «Воспитатель XXI века - человек, ясно владеющий как можно большим количеством информации».
Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: "ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ:".
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВОХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 14 августа 2009 г. № 593)
Должностные обязанности воспитателя :
Осуществляет деятельность по воспитанию детей в ОУ;
Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности, вносит необходимые коррективы в систему воспитания детей;
Осуществляет изучение личности воспитанников, их склонностей, интересов, содействует росту их познавательной мотивации и становлению их учебной самостоятельности, формированию компетентностей;
Организует подготовку домашних заданий;
Создаёт благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого воспитанника;
Способствует развитию общения воспитанников;
Помогает воспитаннику решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, родителями (лицами, их заменяющими);
Осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности, способствует обеспечению уровня их подготовки соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям;
Содействует получению дополнительного образования, через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в учреждениях, по месту жительства;
…Совершенствует жизнедеятельность коллектива воспитанников;
Соблюдает права и свободы воспитанников, несёт ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса;
Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием воспитанников, в том числе с помощью электронных форм;
Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой воспитанников;
Совместно с органами самоуправления воспитанников ведёт активную пропаганду здорового образа жизни;
Работает в тесном контакте с педагогами, педагогом – психологом, другими педагогическими работниками, родителями (лицами, их заменяющими) воспитанников;
На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций педагога-психолога планирует и проводит с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья коррекционно – развивающую работу;
Координирует деятельность младшего воспитателя;
Участвует в работе педагогических, методических советов, др. формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим);
Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса;
Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса;
Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Воспитатель 21 века - это гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству:
- Умеющий, отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
- Умеющий, организовать рефлексивную деятельность;
- Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, очно - заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т. д.
Но, не для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию повышения квалификации, я, как старший воспитатель пришла к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование. Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не "отстать от поезда современности".
Инновационные направления методической работы:
- маркетинговое: изучение спроса педагогов;
- информационное: создание единой информационной, организационной, методической, коммуникативной учебно-воспитательной среды в ДОУ;
- социально-адаптивное: подготовка педагогов к успешному выстраиванию профессиональной карьеры;
- научно-экспериментальное: вовлечение педагогов в опытно - экспериментальную работу ДОУ;
- психолого-педагогическое: психологическая поддержка педагогов
- управленческое: повышение компетентности педколлектива
Профессиональный рост педагогов возможен только тогда, когда созданы в образовательном учреждении определенные условия. Используемые диагностические карты, карты самообразования, анкеты, позволяют выявить трудности в работе педагогов, их потребности. После тщательного анализа каждому педагогу, в соответствии с его профессиональными потребностями создаются условия для работы, с научно-педагогической информацией используя при этом периодическую литературу, информационно - методический кабинет, сеть Интернета. Мы стараемся сделать возможным трансформацию передового опыта деятельности наших педагогов на городском, районном и федеральном уровне. Педагоги МДОУ «ЦРР - детского сада "Улыбка" принимают участие в региональных и общероссийских педагогических конференциях, о чем свидетельствуют грамоты и дипломы. В ДОУ разработан мониторинг (Сведения о курсах повышения квалификации педагогов, позволяющий отслеживать эффективность самообразования педагогов, администрация МДОУ способствует формированию атмосферы творчества и поиска в педагогическом коллективе.
Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс МДОУ.
Компоненты готовности педагога к самообразованию:
- Когнитивный
- Мотивационный
- Организационный
- Нравственно - волевой
Условия в ДОУ для формирования мотивации профессионального самосовершенствования
Среди мотивов можно выделить:
- мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, - мотивы, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.
Условия в ДОУ профессионального роста педагогов
- Самообразовательная работа над рефератом по теме;
- Чтение методической, педагогической и предметной литературы;
- Обзор в Интернете информации по теме;
- Посещение семинаров, конференций, занятий коллег;
- Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
- Педагогические советы;
- Лекции по заявкам педагогов;
-Тренинги;
- Практикумы;
- Мастер – классы;
- Работа в творческих группах;
- Обучение в педагогическом колледже и ВУЗе;
- Стажировка молодых специалистов у опытного коллеги;
- Систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
- Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;
- Изучение информационно-компьютерных технологий;
- Общение с коллегами в МДОУ, городе и в Интернете;
- Участие в городских, региональных и федеральных конкурсах;
- Помещение своих разработок на сайтах в Интернете
Получение новой информации помогает нашим педагогам решать новые задачи, или с большим успехом справляться со старыми. В нашем дошкольном учреждении педагоги успешно занимаются самообразованием, которое предусматривает расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня профессиональной подготовки.
При организации обучения учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим предложить направления и способы обучения.
Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания, особое место в самообразовании занимает способность к рефлексивному осмыслению и поиску нового.
Формы самообразования педагогов
1. Индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня
2. Коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе МДОУ.
Таким образом, в ДОУ работа над самообразованием позволила молодому педагогу успешно адаптироваться, пополнить и конкретизировать свои знания, осуществить глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. У педагогов развита потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал. Педагоги владеют навыками самостоятельной работы, имеют возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.