Ольга Ануфриева
Эссе «Что изменилось в современных детях по сравнению с их сверстниками ХХ века?»
▼ Скачать + Заказать документы
Многим отличаются друг от друга два века - нынешний и минувший, XX и XXI век. Жизнь диктует свои условия: её ритм ускоряется, она перенасыщается информацией. Мир выходит на другой уровень, создается невероятное количество нового, а многое из старого теряется в годах. Но есть и такое, что не меняется: бережное и трепетное отношение к детям; как к собственным, так и к целым поколениям детей. Маленький член семьи сразу же становится самым главным для своих родителей, бабушек и дедушек. Дети – будущее, это всем известно. От того, как эти дети будут воспитаны и сколько усилий будет в них вложено, зависит и качество жизни через несколько лет, и технологический прогресс, и состояние экологии, и уровень медицины. Разве есть люди, безразличные к будущему своего города, государства, планеты? В интересах каждого воспитать достойного Человека, вырастить настоящего гражданина, наделить его важными ценностями. Так думали наши прадеды, так думаем теперь и мы.
Публикация «Эссе „Что изменилось в современных детях по сравнению с их сверстниками ХХ века?“» размещена в разделах
Разница между современным ребенком и детьми прошлых поколений заметна невооруженным глазом. Так отчего же дети, в которых вкладывается, казалось бы, одинаковое количество любви и заботы, так отличаются от своих ровесников, живших век, полвека или даже двадцать лет назад?
Для начала рассмотрим причины таких различий. Несомненно, важнейшую в них роль играют изменившиеся условия жизни. Нынешние дети растут в совершенно другом, в сотни раз более насыщенном информационном поле. Современный мир предоставляет с избытком информацию, которую детям остается только поглощать, не прилагая к этому определенных усилий. Ведь, согласитесь, чтобы поднять данные по какой-либо теме, легче открыть страницу в интернете, чем перерыть двухтомный справочник, зайти в библиотеку или же посетить музей. Так какие же они, современные дети?
Первая отличительная черта, характерная для современных детей, которую мне хотелось бы отметить, это необходимость непрерывного контроля. В прошлом веке родители, бабушки и дедушки, могли оставить ребенка в квартире, напомнив ему лишь о том, что дверь никому открывать нельзя и со спичками баловаться не следует. Они уходили на полдня в полной уверенности, что квартира останется в целости и сохранности вплоть до их возвращения. Теперь же, с появлением многочисленных гаджетов, дорогой техники, дорогой мебели, родителям присущи неуверенность и боязнь как за жизнь и здоровье ребенка, так и за сохранность дорогого кожаного дивана, нового паркета и плазменного телевизора. Действительно, в наше время дети уже в раннем возрасте необычайно шустры, действуют мгновенно. Это позволяет им нести разрушение с огромной скоростью.
Раньше родители, оставив ребенка в комнате с немудреной игрушкой наедине, могли спокойно поужинать, поговорить. Сейчас же нужно быть в постоянном непосредственном контакте с ребенком. Иначе неизбежны в лучшем случае – поломка домашнего имущества, а в худшем – травмы и другие неприятные последствия. Соответственно, во избежание проблем, родители приглашают нянь и гувернанток либо же отдают детей в специальные учреждения, что и в первом, и во втором случае влечет за собой некие последствия, зачастую негативные.
Достаточно сравнить игры, в которые играют дети разных эпох. Раньше – мягкие игрушки, кубики, конструкторы, железные дороги, мозаика, юла, пластилин, куклы. Теперь – компьютерные игры, мультфильмы из интернета или телевизора, мобильные телефоны, игровые приставки. И прогресс регулярно оснащает детей все новыми и новыми «игрушками».
Вторым пунктом в списке характерных черт нынешнего поколения детей, я бы поставила постоянную жажду внимания. Можно было бы отнести это к воспитанности, вежливости и пунктуальности, но, поскольку тенденция растет, это является скорее «болезнью» целой эпохи, а не отдельно взятых семей.
Раньше ребенок на прогулке был предоставлен самому себе, мог часами развлекать себя в песочнице или возле большой лужи, например, пускать кораблики и шлепать в сапогах по воде. Родители в это время имели возможность почитать газету или проводили время за разговорами. Теперь редко встретишь такую картину. Современный ребенок настойчиво дергает за рукав маму, остановившуюся поговорить с приятельницей, вертится, капризничает, встревает во взрослый разговор и всеми силами старается обратить на себя внимание до тех пор, пока не получит его. Дети прошлых поколений спокойно ждали завершения разговора. Если же не обратить внимания на эти выходки современных детей, дело может обернуться серьезной обидой.
Когда нынешние дети хотят поделиться своим мнением, они активно обращают на себя внимание, выкрикивают, плачут, делают все, чтобы их заметили и дали высказаться. Если это не удается, они обижаются. Нередко дети пытаются демонстрировать окружающим свою «уникальность», «непохожесть», «исключительность».
Еще одним подходящим определением для современных детей я считаю слово «всезнающие». У них кардинально возросшая потребность в информации, но и отлично развитая способность к ее восприятию и обработке. Но у детей выбор объекта исследования, конечно, ограничивается наиболее интересной им информацией. То есть о пиратах и, например, лошадях они добывают исчерпывающее количество данных, а в школьной программе по литературе или природоведению пробелы так и остаются незаполненными. Или, если говорить о дошкольниках, не учатся буквы, цифры, названия английских животных.
Телевидение и интернет мгновенно предоставляют любые сведения в неограниченном количестве. Открытый доступ позволяет получить любые знания, нужно лишь нажать на пару кнопок. Все-таки остается признать тот факт, что всемирная сеть играет в воспитании современного ребенка огромную роль. Но в этом пресловутом открытом доступе к интернету кроются и опасности: доступность информации, угрожающей нормальному психологическому и эмоциональному развитию ребенка (к этому относятся жестокие ролики, сайты для взрослых, выскакивающая неуместная реклама, нелегальные сборы средств и т. д.); формирование интернет-зависимости (болезнь нынешней молодежи, не способной выпустить гаджет из рук ни на секунду); и самая главная проблема, относящаяся скорее к детям младшего школьного возраста: из-за возможности скачивания готовых домашних и контрольных работ, эссе, сочинений, рефератов, складывается поверхностное отношение к учебе, неумение формулировать мысли в связанный текст, неспособность формировать мнение о прочитанном. И эти пункты оборачиваются настоящей трагедией с огромным количеством неприятных последствий.
Далее мне хотелось бы осветить некоторые проблемы, возникающие у детей и их родителей и проявляющиеся ввиду вышеуказанных особенностей современной эпохи.
Многие дети испытывают дефицит внимания, недостаток общения или же, наоборот, становятся жертвами гиперопеки. В каждой семье по-своему решают проблемы современного общества : кто-то, чтобы справиться с материальными трудностями, рано выходит из декрета и отдает ребенка в ясли; другие, восставшие против детских садов, лишают ребенка социализации и нанимают специалистов. Так или иначе, родители все меньше общаются со своими детьми. Под гнетом экономической и социальной нестабильности, родители испытывают страх ”не справиться” (обеднеть, потерять работу, заболеть, они становятся уязвимыми, неуверенными и эмоционально нестабильными. На сцену выходит новый социальный страх — неуспешность детей. Родители стараются записать свое чадо в многочисленные дошкольные учебные заведения, чтобы именно их ребенок быстрее других научился считать, писать, читать, а также танцевать, играть на скрипке и кататься верхом.
Второй критической точкой я считаю проблему социализации. В век, когда люди общаются между собой преимущественно по телефону и в интернете, детям гораздо сложнее адаптироваться к непосредственному общению со сверстниками. Кроме того, обостряются проблемы восприятия детей с какими-либо особенностями: будь то одаренность или, например, ОВЗ.
Затем хотелось бы повторить, что неограниченный доступ к информации, о котором говорилось ранее, может негативно влиять на развитие детской психики и самосознания.
Перепоручая занятия с ребенком специалистам, родители превращаются в пассивных соучастников социального становления и развития малыша.
Какие же могут быть методы решения описанных проблем? У родителей и детей должен быть совместный досуг, в котором дети должны быть равноправными участниками и помощниками. Дети вместе, непременно вместе с взрослыми должны расширять свой кругозор и переживать моменты вдохновения. Поэтому, когда родители требуют от ребенка выключить компьютер или телевизор, оставить в покое телефон и прекратить обмениваться сообщениями, для начала им следует задуматься над тем, что предложить им взамен.
Если же говорить о педагогах: воспитателях и учителях — они тоже могут помочь решить проблему с социализацией и жаждой ребенка обратить на себя внимание. Например, путем введения интерактивных игр. Массу подобных игр и тренингов описали в своих трудах такие педагоги, как К. Фопель и Н. Козловский. В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной школьной жизни. После проведения игры можно предложить детям проанализировать и обсудить полученный ими опыт. Всякий раз важно подчеркивать ценность, выводов, сделанных самими детьми.
Чем больше дети будут играть, тем чаще они будут хотеть самим провести какие-то определенные игры, которые им кажутся необходимыми именно сейчас, например: "Мы хотим такую игру, в которой можно научиться улаживать споры".
Также умение сотрудничать, дружить, вежливо и грамотно отстаивать свою точку зрения воспитывают такие формы, как, например, деление по парам и обмен полученной информацией или же смена ролей, когда ребенок выступает в роли учителя.
В заключение могу сказать, что если сравнивать современного дошкольника с детьми шестидесятых годов прошлого столетия, становятся очевидными различия в мировосприятии, темпах развития, поведении и осознании самого себя. И невозможно в воспитании современного ребенка применять подходы и методы, бывшие актуальными 20, 30, 40 и 50 лет назад. Каждое новое поколение уникально, и каждый конкретный ребенок неповторим. Залогом успеха родителей будет индивидуальный подход и внимательное отношение к ребенку.