Ольга Чичкина
Эссе «Что изменилось в современных детях по сравнению с их сверстниками ХХ века»
▼ Скачать + Заказать документы
Современные дети по сравнению с детьми ХХ века живут совершенно в другом, изменённом мире. Родителям кажется, что они совсем другие – им нужны другие, более современные занятия, игры и игрушки. Их нужно как можно раньше приобщать к взрослой жизни и достижениям технического прогресса. Но это не так. Главное право ребёнка – это его право на детство, на полноценное проживание всех возрастных периодов. Освобождая себя от лишних и утомительных занятий с ребёнком, взрослые забирают у него это право и нарушают основной закон развития психики ребёнка, согласно которому становление внутреннего мира ребёнка происходит в его совместной жизнедеятельности со взрослым.
Публикация «Эссе „Что изменилось в современных детях по сравнению с их сверстниками ХХ века“» размещена в разделах
Сегодня много пишут и говорят о новых детях, об их уникальных интеллектуальных способностях. Но наряду с тем быстро увеличивается число детей с ослабленным здоровьем, детей с ярко выраженной гиперактивностью и детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
Компьютер, телевизор прочно входят в жизнь многих малышей, начиная с первых лет жизни. В некоторых семьях, как только ребёнок научается сидеть, его сажают перед экраном. Домашний экран всё больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. Экран становится главным «воспитателем» ребёнка. Это безобидное занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. Покупая малышу новые диски, компьютерные игры или приставки, родители как бы заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным. Однако, это безопасное занятие таит в себе серьёзные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребёнка (о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано довольно много) но и для его психического развития. Телевизор всё более заменяет семейное общение, чтение книг, бабушкины сказки и беседы с отцом. Он с малолетства сталкивается с таким потоком информации, который детям прежних поколений и не снился. Поэтому сегодняшний дошкольник, более эрудированный. Но у этой эрудиции есть обратная сторона. Кроме эрудированности, мы все подмечаем повышенную эмоциональность наших воспитанников. И это не всегда положительное качество. Дети часто реагируют на самые незначительные события слишком импульсивно, плаксивы, капризны. И агрессивны. Агрессия — это ведь тоже эмоция. Эмоция, взращенная телевизором. Драка для наших детей — обычное явление: если в чем-то с приятелем не согласен, сразу драться начинает.
Обратим внимание на общение ребенка. Общение - большая проблема. К общению необходимо отнести - умение слышать и слушать, умения входить в контакт со сверстниками и взрослыми, умение выражать свои мысли, понимать речь. Но полноценное общение невозможно без коммуникативных умений, которые необходимо развивать с самого детства в процессе сюжетно-ролевой игры. Но не смотря на все достоинства сюжетно-ролевой игры не все воспитатели уделяют должное время этому виду деятельности. И часто бывает, что воспитатель проводит сюжетно-ролевую игру только по просьбе детей.
Так же хочется рассмотреть тему — семья. На сегодняшний день большое количество неполных семей, где воспитываются дети. Отсюда и вытекают ситуации. Когда родителю некогда заниматься своим ребенком, он отдан на произвол судьбы. Большинство современных родителей не желают сотрудничать с ДОУ ссылаясь на занятость.
Большое значение в жизни ребёнка играют его близкие люди. И речь идёт о друзьях. Современные теми совершенно не умеют дружить и общаться друг с другом. Малышей нужно учить дружить и сотрудничать. Дети многое постигают смотря на нас. Нужно чаще разговаривать с крохой, рассказывать о своём детстве, о том, что такое дружба и как надо дружить. Особое внимание нужно уделять разговорам с ребенком, анализировать его поступки и давать советы.
В дошкольном возрасте в жизнь ребенка прочно и уже навсегда входят другие дети - сверстники. Между дошкольниками разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие "пакости". Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения со взрослым. Родители иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детской дружбе, ссорам, обидам.
Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда он складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы отношения ребенка к сверстникам и помочь преодолеть их - важнейшая задача родителей. Для этого необходимо знать возрастные особенности общения детей, нормальный ход развития общения со сверстниками.
Жизнь, безусловно, каждого человека начинается в семье, именно в этой ячейки общества человек определяется как личность. Поэтому от того какое воспитание вы дадите своему ребенку зависит его будущее, а возможно и не только его.
Это являются своего рода вызовом для родителей, смогут они верно воспитать своих детей или нет. Один из основных вопросов современного воспитания заключается в то, что мы существуем в век информации, и в этот век люди потребляют огромное количество информации.
Чтобы решать эти проблемы воспитания в современной семье есть достаточно эффективный способ. Нужно чтобы родители не стояли в стороне
этого, нужно показывать, что они рядом со своими детьми во всем этом. Можно рядом с ребенком посмотреть современный фильм, и попросить, чтобы он рассказал, что он понял из того фильма. Если вы будете рядом, то ребенок будет чувствовать, что он один в этом информационном поле, и что есть родитель, которому он не безразличен.
Ещё одной не мало важной проблемой родителей по воспитанию современного дошкольника является конфликтная ситуация между родителями по различным подходам к воспитанию ребёнка.
Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.
Вторая задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т. е. обсуждать эти вопросы лучше без него.
Дети быстро “схватывают” сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т. д.).
Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.
Дети – это наше будущее и мы должны научить быть гуманными, милосердными и достойными гражданами своей страны.