Анна Матвеева
Конспект открытого занятия в логопедической группе «Доброта — она от века украшенье человека»
▼ Скачать +Заказ
Задачи:
-Уточнение и расширение словаря по теме «Добро и доброта». Совершенствование грамматического строя речи.
-Развитие речевой активности, зрительного внимания, речевого слуха, общей и мелкой моторики, творческого воображения, связной речи.
-Формирование навыков работы в малых группах, сотрудничества, взаимодействия друг с другом, самостоятельности, инициативности, желания быть справедливым.
-Воспитание нравственности, стремления совершать добрые дела.
Публикация «Конспект открытого занятия в логопедической группе „Доброта — она от века украшенье человека“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
Оборудование: лепбуки «Доброта она от века украшенье человека» (смайлики с изображением эмоций; составление предложений по схеме; сказочные герои; образование сложных слов со словом «добро»; картинки с изображением природы, улицы, дома; пословицы о добре; серии сюжетных картинок; иллюстрации на тему «Доброта лучше красоты»; стихи о добре); слайды с сериями сюжетных картинок; портреты с изображением доброго и злого человека; мольберты, ватман, фломастеры, эмблемы (солнышко, звездочка, радуга)
Ход занятия.
Логопед. Ребята, давайте улыбнемся друг другу, чтобы хорошее настроение не покидало нас на протяжении всего занятия.
- Посмотрите на два портрета. Чем они отличаются? (на одном лицо доброго человека, а на другом - злого.)
-На какого человека вы хотели бы быть похожими? (на доброго)
-Почему? (потому что добрый человек красивый, у него улыбающиеся глаза, добрый взгляд, доброе лицо и. т. д.)
- Какие ещё эмоции может выражать лицо доброго человека? Давайте расскажем и покажем (удивление, восторг, скромность, грусть)
-Скажите, когда добрый человек грустит? (когда рядом с ним обижают слабого, ломают деревья, разоряют гнезда, бросают мусор, пишут на стенах и дверях подъездов, топчут газоны, клумбы, рвут цветы и. т. д.)
-Когда добрый человек радуется, мы сейчас расскажем? Для этого волшебную палочку в руки возьму и когда я радуюсь - расскажу. (Дети, стоя в кругу, передают друг другу «волшебную палочку», говоря при этом «я радуюсь, когда: все здоровы, счастливы, мама улыбается, ярко светит солнце, поют птицы, в день рождения, успехам моего друга, помогаю маме и. т. д»).
-Ребята, о чём мы будем говорить сегодня на занятии? (о добре)
-Да, сегодня мы с вами будем говорить о доброте и о добрых делах.
-Что такое добро? (Это всё хорошее, доброе и красивое)
-Какого человека можно назвать добрым? (Добрый человек-это тот. кто любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь. Добрый человек бережёт природу)
-Я предлагаю провести занятие в виде соревнования. У нас будет три команды: «Солнышко», «Радуга» и «Звёздочка».
-Кто в какой команде будет играть, пусть решает жребий. Каждый из вас достанет из корзинки эмблему той команды, в которой ему предстоит соревноваться.
-Добрый человек знает много добрых слов.
Как еще называют такие слова? (Эти слова ещё называются волшебными.)
-Поэтому каждый из вас, прежде чем занять место за игровым столом, назовет доброе слово (добрый день, спасибо, мир, счастье, любовь, надежда, доброе утро, доброй ночи, спокойной ночи, пожалуйста, будьте добры, извините, простите, будьте любезны, хорошего настроения, всего доброго)
Команды созданы, осталось выбрать капитанов команд (команды совещаются и выбирают капитанов)
- Оценивать ваше участие в конкурсах будет жюри.
Нашим гостям мы предлагаем также принять активное участие в наших конкурсах и заработать очки для понравившейся команды.
Для выполнения конкурсных заданий мы будем пользоваться лепбуками.
1.
Первый конкурс называется «Расшифровщики»
Логопед. Как вы понимаете смысл этого выражения (разгадать что-либо)
-В русском языке существует немало слов, частью которых является слово добро, например: добродетель - это слово произошло от слов добро делать. Добродетельным называется человека, который делает людям добро.
- Каждая команда получит по два слова, которые необходимо прочитать и объяснить, из каких двух слов они образованы и что обозначают: добродушный, доброкачественный, добросердечный, добросовестный; добрососедский, доброжелательный.
Конкурс для зрителей. Какие сложные слова со словом «добро» можете добавить? Какой команде отдадите свои слова?
2.
Логопед. Скажите, в каких произведениях добро всегда побеждает зло? (в сказках)
- Следующий конкурс называется «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
-Как понимаете это выражение? (сказка нас всегда чему-то учит)
- Каких сказочных героев знаете? (Баба-Яга, Дюймовочка, Золушка, леший, Карлсон, кот Леопольд, Кощей Бессмертный, кот Матроскин, Белоснежка, волк, Красная шапочка, Бармалей, Доктор Айболит.)
Насколько хорошо вы знаете, какие из них добрые, а какие злые, покажет наш конкурс. Я буду называть сказочных героев. Если вы услышите имя доброго героя, то поднимаете руки вверх и радостно хлопаете в ладоши, если злого, то приседаете и закрываете лицо руками, (жюри следит за выполнением задания)
3.
Логопед : Но не только слова, но и дела должны быть добрыми. Следующий конкурс так и называется «Не одежда красит человека, а дела». Из красного кармашка лепбука возьмите картинку и скажите, что на ней изображено (улица, дом, природа).
Подумайте и расскажите, какие добрые дела вы можете сделать: на улице, в доме, в природе. При ответе приветствуется участие каждого члена команды.
Ожидаемые ответы детей.
На улице: защищать слабого, перевести через дорогу пожилого человека, не мусорить, убирать и подметать пол, следить за порядком во дворе, не писать на стенах, заборах, дверях, не ломать скамейки, сажать цвета на клумбах, ухаживать за ними, озеленять улицы.
В природе: не ломать деревья, не рвать цветы, не разорять гнезда, не обижать животных, не стрелять из рогаток по птицам и животным, сажать деревья и цветы, делать кормушки, подкармливать птиц, делать скворечники. Дома: помогать маме, мыть посуду, пылесосить, мыть полы, поливать цветы, выносить мусор, убирать игрушки, не шуметь, если мама спит, ухаживать за бабушкой, помочь ей найти очки, помочь папе починить стул.
Конкурс для зрителей. Какие добрые дела вы можете добавить к высказываниям детей?
4.
Логопед. Следующий конкурс называется «Собери пословицу» Из желтого кармашка лепбука возьмите карточки со словами и попробуйте составить из них пословицу о добре, а затем объяснить ее значение.
- Доброе дело два века живет.
-Жизнь дана на добрые дела.
-Про доброе дело говори смело.
-А какие ещё пословицы о добре вы знаете? (дети называют пословицы, зарабатывая для команды дополнительные очки)
Пословицы о добре :
-Добро творить - себя веселить.
-Доброму слову и добрая слава
-Добрая слава бежит, а худая - летит.
-Добро не умрет, зло пропадет.
-Добро помни, а зло забывай.
-Добро того учит, кто слушает.
-Доброму слову-добрый ответ.
Конкурс для зрителей. Пословицы о добре.
5.
Логопед. Но о добре писали не только в пословицах, сказках, рассказах, но и художники в своих картинах.
В следующем конкурсе мы будем рисовать портрет доброго человека. Конкурс так и называется «Доброта лучше красоты».
Команды приглашают построиться друг за другом, за капитанами, напротив своих мольбертов. Каждый член команды рисует на лице что-то одно и проговаривает то, что он рисует (я нарисую прямой, ровный нос, я нарисую большие голубые глаза, я нарисую длинные пышные ресницы, я нарисую густые черные брови, я нарисую добрую улыбку, я нарисую румяные щеки, я нарисую аккуратные ушки, я нарисую рыжие кудрявые волосы и т. п.)
Конкурс для зрителей. Мы предлагаем собрать команду зрителей и нарисовать свой портрет доброго человека. Условия конкурса те же.
6.
Логопед. Пока жюри оценивает получившиеся портреты и ответы детей, команды приглашают занять места за игровыми столами для проведения последнего конкурса, который называется «Спешите делать добро»
Из зеленого кармашка лепбука возьмите картинки, подумайте, в каком порядке их нужно разложить, чтобы вы смогли составить по ним рассказ и дать название.
Серии сюжетных картинок:
-«Как дети спасли синичку»
-«Старушка»
-«Кораблик»
Правильная последовательность серии сюжетных картинок проверяется с помощью слайда, который появляется на экране, и дети передают содержание своего рассказа с опорой на слайд.
Пока жюри подводит итоги соревнования, мы предлагаем послушать стихи о добре.
Немало встречается злого
В любой человечьей судьбе.
Но скажут лишь доброе слово
И легче на сердце тебе.
Но доброе слово такое
Не каждый сумеет найти.
Чтоб справиться другу с тоскою,
Невзгоды осилить в пути.
Нет доброго слова дороже,
Заветного слова того.
Но редко, друзья мои. всё же
Мы вслух произносим его.
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Ну а злой, куда не взглянет,
Все от злого слова вянет.
Добрым быть совсем-совсем непросто.
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть.
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей.
Если будем мы с тобой добрей.
Быть добрым волшебником только попробуй
Тут хитрости вовсе не нужно особой,
Понять и исполнить желанье другого
Одно удовольствие! Честное слово!
Жюри подводит итоги соревнования и объявляет победителей.
Логопед. Настоящими победителями нашего конкурса стали добро, доброта, вежливость, то есть все то, о чем мы говорили сегодня на занятии.
И в заключении:
Пожелаю я вам всем,
Добрых слов и добрых дел.
Ведь доброта она от века
Украшенье человека!