Анна Ильдерханова
Воспитатель — состояние души!
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель – кто это такой?
Наставник или назидатель?
А может, он творец и душ ваятель
А может просто человек,
След оставляющий на век?
И простотой и глубиной души
Способный в жизнь нам выстроить мосты!
Что же означает – профессия воспитатель детского сада? Воспитатель необыкновенных малышей, которых доверяют родители, самое дорогое и бесценное?
Публикация «Воспитатель — состояние души!» размещена в разделах
Ответить на этот вопрос очень просто – это счастье, когда ребёнок подаёт тебе тёплую ладошку, доверчиво прижимаясь и радуясь тебе. Нужно иметь огромное терпение и сострадание к детям, желание видеть «своих детей», переживать за их успехи и неудачи, радоваться личным достижениям и маленьким победам. По сути, эти дети не являются родственниками, но ты с ними как бы «срастаешься», начинаешь думать вместе с ними, удивляться и восхищаться как они и вот - это уже «мои дети». Быть воспитателем в современных условиях сложно и ответственно, так как нужны не только всесторонние знания, опыт, но и огромное терпение, постоянно находиться в творческом поиске, вносить в работу что-то новое. Наша профессия нужна и даёт обществу детей, подготовленных к дальнейшей жизни, уверенных в себе, желающих учиться дальше.
Счастливого воспитателя видно сразу – он живет в среде детей, понимает их потребности, налаживает контакты с их родителями, вдумчиво относится ко всему, что окружает его, стойко переносит невзгоды беспокойной педагогической жизни. Труд воспитателя может быть трудным, нелегким, отнимающим порой все физические и моральные силы, но рутинным, неинтересным его не назовешь.
Воспитатель для детей – учитель, который все знает, всему учит, и товарищ по игре, и близкий человек, который все поймет и поможет в трудную минуту. Для этого воспитателю необходим жизнерадостный и веселый характер, если сердиться, то не долго, избегать монотонности, скуки, поэтому воспитатель должен разумно чередовать обучение, отдых, игры, чтобы дети не скучали. Всегда должен оставаться интересным для своих детей. Важно не стать скучным взрослым, быть всегда «чуть-чуть» ребенком, уметь учиться у детей их видению мира, их наивности. А как важно уметь вместе смеяться, думать, чувствовать.
Что детский сад для ребенка? Для ребенка детский сад - это первая ступенька в страну знаний. И как важно, чтобы малыш встал на эту ступеньку, чтобы ему захотелось подняться по ней дальше. Глядя в доверчивые глаза ребенка, невозможно его обмануть, и хочется все сделать, чтобы из этого маленького человека вырос и сформировался Человек с большой буквы.
Вот уже больше десяти лет я работаю в детском саду и не о чём не жалею. Почему я выбрала эту профессию? Для меня это не просто профессия или работа - это призвание, состояние души, образ жизни.
Сказать, что это работа воспитателя каждодневный праздник - трудно. Приходится учиться всему: шить, рисовать, вязать, владеть актерским и режиссерским мастерством, петь с детьми, танцевать, выступать перед родителями, заниматься самообразованием. Дети - это радость, это самое дорогое, что у нас есть. Чужих детей для воспитателя не бывает, поэтому к каждому ребенку нужно относиться с материнской заботой и нежностью.
Возможно, воспитателю не суждено сделать великое открытие или совершить подвиг, но главное то, что люди доверили самое дорогое, что у них есть - своих детей, которые вырастут и непременно станут добрыми, умными, счастливыми, а кто-то из них может быть станет знаменитым и даже совершит подвиг. Возможно в этом есть и заслуга воспитателя, так как именно воспитатель вкладывает в каждого своего воспитанника частичку своей души и сердца. Работая воспитателем, я не перестаю удивляться, насколько дети разные, непредсказуемые, интересные, забавные, удивительно умные, умеющие своими рассуждениями, умозаключениями и поступками поставить задачу передо мной или любым взрослым. Все они уникальны. В них живёт и талантливый художник, и пытливый наблюдатель, и неутомимый экспериментатор. Они открыты для красоты и добра, чутко реагируют на ложь и несправедливость.
Каждый ребенок с детства хочет быть "самым-самым". «Воспитатель должен быть творческим работником, ибо свобода творчества воспитателя– необходимое условие плодовитой педагогической деятельности, без свободы воспитание становится ремеслом, воспитатель – ремесленником, между тем, как воспитание – это миссия, а воспитатель – апостол» (А. Кергомар).
Достичь высокого уровня мастерства можно, если ты в душе творец, способный наслаждаться не только результатом, но и самим процессом создания. Но в отличие от творчества в других сферах, творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценно нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности ребенка.
Задача воспитателя : воспитывать личность творческую, креативную, коммуникабельную. Мне кажется, что воспитатель просто обязан много знать и уметь. Нужно уметь мастерить, танцевать, петь, рисовать, фантазировать, выдумывать новые игры. Воспитатель всегда должен быть интересен для своих детей, уметь отвечать на многие детские «почему».
Для того, чтобы не растерять свое мастерство, воспитатель должен стремиться к избавлению от устаревших стереотипов, пополнению и обновлению своих знаний. Должен идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы, но и не забывать доброе старое. Поиск, инициатива и творчество являются обязательными спутниками на тернистой дороге педагога.
А. Дистервег писал: "Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием".
«Ребёнок, - подчёркивал Руссо, - должен делать то, что он хочет, но он должен хотеть того же, чего хочу я». На мой взгляд, в этом высказывании заключён секрет мастерства воспитателя : организовать педагогический процесс настолько органично, чтобы ребёнок не ощущал на себе педагогического воздействия, а взаимодействие с воспитателем, способствовало бы формированию его собственного «Я».
Воспитатель вместе с детьми экспериментирует, проводит различные опыты, сочиняет стихи и рассказы, инсценирует сказки, организовывает концерты и представления, делает различные панно, аппликации, поделки из природного материала. Я стремлюсь научить их творить, помогаю увидеть прекрасное, стараюсь вселить веру в свои возможности.
Анализируя свою работу, я утвердилась в том, что это не просто моя профессия, но и моё призвание, мой образ жизни. За эти годы я никогда не сожалела о том, что моя жизнь проходит среди детей. Эта профессия заставляет меня забывать все проблемы и огорчения, ощущать себя всегда здоровой, энергичной, молодой и всегда находиться в мире неповторимого, сказочного детства. «В любой профессии любовь к ней является одним из условий успеха», - писал Жолио-Кюри Ирен.
Я люблю свою профессию, а это значит, что я счастливый человек. Закончить, хочу стихами:
Я воспитатель и этим горжусь,
Что вместе с детьми жить на свете учусь,
Да, я актриса многих ролей.
Но главная роль заменять матерей!