Елена Абзалова
«Взаимоотношения в игре. Влияние игр на эмоциональное состояние ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра - это фантастический мир, освобожденный от деспотизма и подавления взрослых, мир открытия вытесненных желаний, мир реализации нереализуемого»
А. С. Спиваковская
Умение искренне радоваться, понимать чувства и эмоциональные состояния людей, чётко выражать свои желания и общаться с людьми, быть восприимчивым к искусству и проявлениям жизни — всё это зависит от того, как сформирован ребёнок эмоционально. То, как развита эмоциональная сфера ребёнка дошкольного возраста, влияет на понимание маленьким человеком мира и успешного взаимодействия с ним.
Публикация «„Взаимоотношения в игре, Влияние игр на эмоциональное состояние ребенка“» размещена в разделах
Эмоции - это особый вид психологических состояний человека, они проявляются в виде переживаний, ощущений, настроения, чувств. (радость, горе, страх и т. п).
Воспитание через эмоциональное воздействие - очень тонкий процесс. Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью и восторгом. Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний.
Особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста:
• они ещё не могут управлять своими эмоциями, переживаниями (от 0 до 1 года)
• они осваивают социальные формы проявления чувств (с 1 года до3-х лет)
• чувства и эмоции у них становятся более разумными и произвольными (3-4 года)
• у дошкольников начинают формироваться высшие чувства (с 5-6 лет-эстетические, нравственные, интеллектуальные).
Важнейшим компонентом эмоционального развития ребёнка дошкольного возраста является развитие эмпатии, а именно — способности к сочувствию и пониманию переживаний и эмоций других людей. Ребёнок, у которого развита эмпатия, всегда войдёт в положение того или иного человека и предложит ему свою помощь.
Формирование эмпатии у дошкольника — это залог успешного обучения в школе, его лёгкой социализации, беспроблемного общения.
Работу по эмоциональному совершенствованию дошкольников нужно проводить в двух направлениях:
• формирование умения распознавать и сравнивать эмоции : весело, скучно, грустно, спокойно, страшно, интересно и пр.
• формирование умения правильно выражать эмоции и определять эмоции, переживаемые окружающими.
Эмоциональное воздействие на ребё нка осуществляется следующими средствами:
• сюжетно-ролевые игры
• психогимнастические игры
• подвижные игры
• коммуникативные игры
• игры и задания на развитие произвольности
• игры для развития воображения
• игровые упражнения
• мимические этюды
• прослушивание музыки и обсуждение её
• чтение сказок и рассказов
• знакомство с живописью.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ …
«Встаньте те, кто.»
Цель: развивает наблюдательность, позволяет детям лучше узнать друг друга.
Ход игры: Ведущий дает задание: «Встаньте те, кто.
• любит бегать;
• радуется хорошей погоде;
• имеет младшую сестру;
• любит дарить цветы и т. д.
При желании роль ведущего могут выполнять дети. После завершения всем задаются вопросы, подводящие итоги игры: «Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра?» Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные) : «Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру?». Каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам — ему помогает группа.
«Собери пиктограмму»
Цель: развивает умение дифференцировать различные эмоциональные состояния помимическим проявлениям.
Ход игры: Каждому ребенку дается пиктограмма определённого эмоционального состояния, разрезанная на несколько частей.
Задача участников – как можно быстрее и правильно собрать пиктограмму. Как вариант, можно самому пантомимикой изобразить это состояние.
«Сижу, сижу на камушке»
Цель: развитие эмпатии, умения выражать поддержку другому человеку (сверстнику).
Ход игры: Игроки становятся в хоровод и поют, а один (или несколько) садятся на корточки в круг, накрыв голову платочком.
Сижу, сижу на камушке,
Сижу на горючем,
А кто ж меня верно любит,
А кто ж меня сменит,
Меня сменит-переменит,
Еще приголубит?
После этих слов любой желающий может подойти и погладить сидящего в кругу по голове, обнять, сказать ласковые слова (приголубить). Затем он уже сам садится в круг и накрывает голову платочком. Его «голубит» следующий желающий.
Эмоции — это основа благополучного душевного состояния ребёнка, его успешного общения, развития и дальнейшей жизни. Малыш реагирует на окружающий мир посредством эмоций. Поэтому нужно развивать эмоциональную сферу ребёнка с раннего возраста с помощью разных видов воздействия, отдавая предпочтение игровым методам.