Юлия Боброва
Развитие описательной речи старших дошкольников средствами натюрморта
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое воспитание в дошкольном детстве является одной из центральных задач формирование личности ребёнка –дошкольника. Особое место занимает развитие монологической речи. Монологическая речь, представляет собой многоаспектную проблему, является предметом изучения разных наук- психологии, педагогики, социальной психологии.
Публикация «Развитие описательной речи старших дошкольников средствами натюрморта» размещена в разделах
- Натюрморт. Изучаем и рисуем натюрморты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Развитие монологической речи является одной из важнейших в общей системе работы по развитию речи детей. Исследования показывают, что умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путём систематического обучения на занятиях в детском саду. В общей системе речевой работы в ДОУ развитие монологической речи является одной из главных задач. В формировании связной речи, включая речь описательную, отчётливо выступает тесная связь речевого и познавательного развития детей.
Обучение дошкольников описательным рассказам – это первая ступень в формировании навыков монологической речи.
Обучение описанию оказывает разностороннее влияние на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствует активизации зрительного, слухового и тактильного восприятия, памяти, воображения. Уточняются представления детей об окружающих предметах, происходит активное расширение словарного запаса. Дошкольники учатся именно владеть и сопоставлять существенные признаки предметов, использовать для их обозначения нужные лексемы. У них развивается наблюдательность, умение анализировать и сравнивать.
Работа по формированию описательной речи подготавливает дошкольника к обучению в школе, где слово педагога, его рассказ выступает одним из ведущих методов в обучении. Рассказ педагога может включать различные приёмы изложения- повествование, описание, рассуждение и диалог; при этом описание и рассуждение воспринимаются значительно труднее, чем простые повествования, так как требуют более аналитического подхода к излагаемому материалу.
Начинать обучение описательной речи необходимо на примерах тех предметов, которые дети познают путём внешних чувств. При знакомстве с окружающим миром орган зрения играет первенствующую роль.
Ценным является то, что выделяются два направления в обучении рассказыванию по картинам – их описание и составление повествовательных рассказов. В результате выстраивается следующая последовательность работы с картиной: составление описательного рассказа по предметной картине; составление описательного рассказа по сюжетной картине; придумывание повествовательных рассказов по сюжетной картине; составление рассказов по серии сюжетных картинок; составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.
«Натюрморт»- новый жанр живописи, с которым нужно знакомить дошкольников, ибо он не только вызывает наибольший отклик детей, но и привлекает их внимание к средствам выразительности живописи, помогает им пристальнее вглядываться в красоту изображённых предметов, любоваться ими. И в этом смысле натюрморт рассматривают как ключ к постижению живописного художественного образа.
Для развития описательной речи старших дошкольников чаще всего, как метод, предлагается описание сюжетной картины, но в этом возрасте, наиболее эффективным средством будет описание картины-натюрморта, требующее от детей более развитых речевых навыков.