Надежда Тюрина
Умение выступать публично и его развитие у старших дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Тюрина Надежда Александровна
Тема: «Умение выступать публично и его развитие у старших дошкольников».
В настоящее время развитие детей остаётся одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Речь-это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации.
Публикация «Умение выступать публично и его развитие у старших дошкольников,» размещена в разделах
Согласно федеральному государственному стандарту дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155, на этапе завершения дошкольного образования ребёнок должен достаточно хорошо владеть устной речью, уметь использовать её для выражения своих мыслей, чувств, желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. Самым сложным из всех речевых умений, которым ребёнок овладевает в дошкольном возрасте, является умение рассказывать.
По результатам исследований педагогов-практиков, почти у 60% детей, поступающих в первый класс, часто встречаются определённые нарушения или отставание в речевом развитии, в т. ч. нарушение звукопроизношения, бедный словарный запас, низкий уровень сформированности связной речи, что может стать в дальнейшем причиной дисграфии, дислексии, снижения успеваемости.
Именно в дошкольном возрасте происходит активное усвоение ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Развитие диалогической и устной речи закладывает основы успешного обучения в школе.
Поэтому важной задачей развития речи в этот период является формирование речевой компетентности, т. е. умения детей пользоваться всеми языковыми средствами в различных ситуациях речевого общения.
В ФГОС дошкольного образования социально – коммуникативное и речевое развитие ребенка обозначаются как необходимые образовательные области, обеспечивающие общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми, его социализацию и личностное развитие. Необходимость выступать публично сопровождает человека всю жизнь. Такие ситуации начинаются уже в дошкольном детстве (рассказать стихотворение, выступить на празднике) и т. д.
Умение выступать публично – одно из сложных умений, внимание которому стали уделять еще в Древней Греции и Риме. Именно в связи с его сложностью и психологической значимостью к его развитию следует приступать уже в дошкольном детстве, но подходить к этому необходимо обоснованно и с учетом возрастных особенностей.
В настоящее время коммуникативное умение ребенка дошкольного и младшего школьного возраста определяется как комплекс осознанных действий и способность детей строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения. Учитывая суть этого определения, технология формирования у дошкольников умения выступать публично должна содержать ответы на следующие вопросы: 1. Что должно быть осознано ребенком (какие знания ему должны быть предоставлены? 2. В какой форме они должны быть предоставлены, чтобы дошкольник мог их усвоить, учитывая его возрастные особенности? 3. Как обеспечить то, чтобы дошкольник успешно применил эти знания в своем поведении, т. е. верно реализовал их в своей модели поведения?
Рассматривая теоретическую концепцию, на которую целесообразно опираться в формировании умения выступать публично, - это самоэффективность и научение через моделирование. По мнению психолога Альберта Бандуры существует 4 источника самоэффективности (обретение новых полезных моделей поведения) :
1 .личный опыт успеха и неудач в данной области, в зависимости от которого выстраивается последующее поведение;
2 косвенный опыт или наблюдение опыта других людей;
3. Поддержка, вдохновение, убеждение со стороны других людей;
4. Эмоциональный подъем как источник ситуационной эмоциональной подпитки, поддержки деятельности.
Эти источники отвечают на вопрос, что должна включать технология развития умения выступать публично. Особо важны обеспечение личного позитивного опыта публичного выступления, опыта наблюдения выступлений других детей, поддержки со стороны педагога, а также создание условий для эмоционального подъема, эмоциональной уверенности, радости у ребенка. Концепция научения с помощью моделирования (через наблюдение) психолога Альберта Бандуры такова: что если человек спонтанно не овладевает какой – либо полезной моделью поведения, он может научиться этому, наблюдая ее у других людей и моделируя подобное поведение.
В процессе такого научения важны следующие процессы:
1. Образное кодирование (термин психолога Альберта Бандуры, т. е. ребенок должен увидеть у других людей образ действия;
2. вербальное кодирование, так как ему надо рассказать, что делается;
3. тренировка, т. е. действие самого ребенка.
Именно эти процессы должны быть обеспечены в технологии формирования у ребенка выступать публично.
Я работала над проектом «Юные журналисты», в котором раскрываются следующие задачи:
- овладение детьми связной диалогической и монологической речью посредством изучения основ профессии журналиста;
- обучение их построению самостоятельных высказываний, умению излагать свои мысли развёрнуто, связно, логично, обосновано, со смысловой завершенностью, грамматической оформленностью, выразительностью;-расширение и активизация словарного запаса;
- развитие коммуникативных навыков и эффективного взаимодействия детей друг с другом, сотрудниками, родителями и гостями детского сада;
- формирование у воспитанников чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от общего, творческого дела;
- развитие жизненно необходимых умений : справляться с волнением, исходить из своих возможностей, делать выбор и принимать решение.
В ходе исследовательской деятельности дети учатся вместе работать, искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать ее, тесно общаться со сверстниками, родителями и сотрудниками ДОУ. Все это способствует саморазвитию личности каждого ребенка, формирует его любознательность.
Организованная в ходе реализации проекта образовательная деятельность с детьми помогла им преодолеть многие коммуникативные трудности. Воспитанники научились выслушивать собеседника, не перебивая его. Сдерживая себя, ожидая возможности задать следующий вопрос, правильно выстраивать фразы в диалоге, совершенствовали грамматические навыки (склонение существительных, согласование прилагательных с существительными, употребление глаголов, причастий, наречий, деепричастий). Эффективным оказалось использование игрушечного микрофона. Задавая вопросы, дети вживались в роль журналиста, телеведущего, старались говорить громче, выразительнее, следили не только за своей речью, но и за речью собеседника, считались с его точкой зрения.
Проектная деятельность способствовала формированию у дошкольников правильного звукопроизношения. На занятиях педагог напоминал воспитанникам о том, что речь журналиста должна быть грамотной, четкой, важно правильно произносить все звуки.
Хочу пожелать воспитателям использовать в своей работе познавательно – исследовательскую деятельность на разные темы. Таким образом, дети получат не только всестороннее развитие, но, общаясь, будет проведена огромная работа в коммуникативном развитии. Такие новые формы работы способствуют также умению выступать публично.