Галденкова Анна
Воспитание ребенка с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Правильное воспитание слабовидящего ребенка имеет большое значение для его общего развития, помогает войти в детский коллектив, в том числе и в школьный, способствует успешности в обучений и имеет немаловажное значение для всей последующей жизни.
Роль зрительного анализатора в психическом развитии ребенка
велика и уникальна. Нарушение его деятельности вызывает у детей
Публикация «Воспитание ребенка с нарушением зрения» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Темочки
значительное затруднения в познании окружающего мира, ограничивает социальные контакты и возможности для занятий многими видами деятельности. У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Эти особенности проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной сферы, пространственной ориентации.
Формировании представлений и понятий, в способах практической
деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду.
Нарушение зрения в детском возрасте весьма разнообразны. Главная цель коррекционно-педагогической работы – подготовка ребенка с нарушением зрения к успешному обучению, активной самостоятельной жизни, адаптации в обществе. Для ее реализации необходимо создать специальные условия,
требованиям и рекомендациям гигиены, офтальмологии, дефектологии.
В работе с детьми с нарушением зрения должны соблюдаться
определенные условия проведения образовательной деятельности:
Освещенность рабочего места подбирается индивидуально в
соответствии с особенностями зрительной системы (снижение чувствительности к свету или ее повышение - светобоязнь).
Поза ребенка не должна оказывать негативного влияния на
его осанку.
Оптимальное расстояние от глаз наглядного материала 20-30см;
Недопущение зрительного утомления. Длительность зрительной работы не должна превышать 10-15 минут.
В перерывах для отдыха – визуальная фиксация удаленных
объектов или же адаптация к белому или зеленому фону средней яркости.
Важно ограничивать информационную емкость изображений
и сюжетных ситуаций с целью исключения избыточности, затрудняющей опознание. Имеют значение количество и плотность изображений, степень их расчлененности.
Учет педагогом индивидуального темпа зрительной работы ребёнка.
Увеличение времени экспозиции наглядных пособий (особенно когда объект воспринимается осязательно-зрительным путем).
Расположение иллюстрационного материала в вертикальной
плоскости перед взором ребенка.
Подключение руки для обведения формы или контура для
прослеживания, использование рельефных (выпуклых) контуров.
Включение в процесс зрительного восприятия слуховых, осязательных, обонятельных, вкусовых ощущений, что позволяет сформировать у детей стойкие, качественные представления о предметах и
явлениях окружающего мира.
Наибольшая нагрузка на зрение бывает во время организованной
образовательной деятельности. Начинать работу следует с правильной
посадки детей во время организованной образовательной деятельности:
При светобоязни нужно посадить ребенка так, чтобы не было прямого,
раздражающего попадания света в глаза.
Дети с низкой остротой зрения занимают места впереди.
При сходящемся косоглазии место ребенку — в центре.
При разной остроте зрения обоих глаз ребенка необходимо
посадить лучше видящим глазом к центру.
Демонстрация пособий и изображений проводится на расстоянии не более 1 метра.
При окклюзии сажаем ребёнка открытым глазом к центру доски.
Для детей с низкой остротой зрения необходима дополнительная освещенность рабочего места.
При расходящемся косоглазии, гиперметропии ребенка необходимо сажать на дальний план, при миопии – на передний.
Рабочая поверхность при расходящемся косоглазии должна
быть горизонтальной, а при сходящемся, миопии, глаукоме — вертикальной.
Расстояние от глаз ребенка до рабочей поверхности должно
быть не менее 30 см.
Темп занятий должен быть снижен.
Обязательно проводить специальную гимнастику для глаз,физкультминутки.
Использовать специальную наглядность.
Ограничивать непрерывную зрительную работу соответственно возрасту и зрительным возможностям.
Дошкольное специализированное учреждение работает по следующим направлениям:
Развитие зрительного восприятия у ребенка в обычных жизненных условиях. В условиях ДОУ создается определенная среда, при которой теряется сила генетических предпосылок восприятия. В итоге зрения в определенных жизненных условиях может начать восстанавливаться обычными динамическими темпами;
Развитие мелкой моторики и осязания. Важное чувство для ребенка с плохим зрением. При помощи действенных методик, которые включают в себя комплекс мероприятий, благодаря которым дети начинают воспринимать мир не только с помощью зрения, но и осязая его. В данном случае е ребенка формируется шанс в дальнейшей жизни вести полноценную деятельность, используя навыки осязания. Мелкая моторика направлена на развитие умственных способностей, что в значительной степени также позволяет определить дальнейшую жизнь ребенка;
Ориентация в пространстве. Специальные программы позволяют ребенку даже с плохим зрением ориентироваться в пространстве, и как следствие полноценно развиваться;
Бытовое и социальное ориентирование. Еще одно важное условие для детей с нарушением зрения. Дети привыкают к жизни в обществе, в итоге они умеют вести себя и чувствовать комфорт даже в социальной среде с детьми с хорошим зрением.