Кожемяк
Воспитание звуковой культуры речи 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает формирование правильного произношения звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка, в том числе свистящих и сонорных звуков, твердых и мягких (с, сь, з, зь, ц, ш, ж, ч, щ, л, ль, р, рь).
Публикация «Воспитание звуковой культуры речи 4–5 лет» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Дети средней группы знакомятся с терминами: уточняется термин «звук», с которым они познакомились в младшей группе, появляется термин «слово». С помощью игр и упражнений «Как слово звучит», «Найди первый звук» дети учатся находить слова, близкие и разные по звучанию, могу подобрать слова на заданный звук в слове, начинают понимать, что звуки в слове разные. Дети подбирают игрушки или предметы, в названиях которых есть определенный звук.
Дети пятого года жизни нужно научить понимать, что слова и звуки произносятся в определенной последовательности, т. е. показывать им «звуковую линейку», которая демонстрирует последовательность произнесения звуков (а…у…=ау)
Развитый речевой слух дает возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса, замедление и ускорение темпа речи взрослых и сверстников.
Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи. В инсценировках дети учатся говорить разными голосами и с разными интонациями (повествовательной, вопросительной, восклицательной). Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произнесения, как отдельных слов, так и предложений широко используют специальный материал - чистоговорки, потешки, считалки, небольшие стихотворения, которые дети произносят с разной силой голоса и в разном темпе. При отгадывании загадок дети могут определить, есть ли заданный звук в отгадке.
Дети среднего дошкольного возраста могут уже осознавать особенности своего произношения, поэтому уместны вопросы, выясняющие, правильно ли говорит ребенок. Отвечая на вопросы, дети задумываются над оформлением своих высказываний. Содержание работы по воспитанию разных аспектов звуковой культуры речи, ознакомление с особенностями звучащего слова, игры, занятия, упражнения подробно освещены в работах А. И. Максакова и Г. А. Тумаковой.