Лучший педагог года

Воспитание экологической культуры детей через музыкальную ритмическую деятельность

Екатерина Натарова
Воспитание экологической культуры детей через музыкальную ритмическую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы

Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Известно также, что истинная красота заложена в природе и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее, научится ценить ее. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для их эстетического воспитания.

Публикация «Воспитание экологической культуры детей через музыкальную ритмическую деятельность» размещена в разделах

Одним из важных средств воспитания эстетического восприятия окружающего мира является музыка.

Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего мира.

Работа по экологическому воспитанию ведется в течении всего года. На музыкальных занятиях экологическая тематика проходит через все вилы музыкальной деятельности :

1. Слушание: Ф. Лемарка «Пудель и птичка»; «Две гусеницы разговаривают» Д. Жученко; пьесу Б. Берлина «Сонный котенок»; «Гром и дождь» Т. Чудовой,

2. Пение: (р. н. п. «Петушок», «Лошадка» М Симоновского, «Пляска с листочками» А. Филиппенко, «Дождик» Н. Любарского Т. Морозовой «Разноцветная осень», «Воробушек», «Весна-красна», «Дождик», песни Варламова «Оленёнок», «Про жирафа», «Черепаха», «Лето», песни М. Парцхаладзе «Плаксы-сосульки», «Кто построил радугу», «Море-море», «Про кита»)

3. музыкальные игры : народные подвижные и хороводные игры «Васька-кот», «Ворон», «Репонька-репка».

4. Музыкально-дидактические игры : «Осьминожки», «Птица и птенчики», «В лесу».

5. Игра на муз. инструментах. (игры шумелки)

А теперь подробно хочу остановится на музыкально – ритмических движениях. Само по себе музыкальное движение имеет большое значение в воспитании дошкольников; оно вызывает положительные эмоции – ребенку радостно, и он готов воспринимать и усваивать все, что оно несет в себе. С игрой, движением ребенок быстро включается в любую деятельность, вникает в ее содержание, запоминает разные сведения, правила и легко их выполняет.

Эколого-ориентированное музыкальное движение детей дошкольного возраста может быть представлено в разных видах. Эти виды имеют свою классификацию:

1. Игры делятся на сюжетные, в которых дети отражают взаимосвязи в природе, обыгрывают природные персонажи и несюжетные, в которых дети отражают явления природы, свойства природных объектов.

2. Для этюдов, в которых дети раскрываются и пластически, и музыкально, предлагается более сложный по содержанию и разнообразный музыкальный материал. При этом от детей младшего возраста требуется простейшая имитация движений. В среднем возрасте повышаются требования к сходству с образом, к переживаниям его. В старшем возрасте требуются эмоциональные, выразительные движения, осознанное отношение к ним, формирование своего отношения к образу.

3. Упражнения подразделяются на игровые и танцевальные. Назначение упражнений заключается в развитии у детей актерского мастерства, совершенствовании движений.

4. Хоровод – это массовый танец, его рисунок – простой круг – олицетворяет движение Солнца вокруг Земли. Под пение танцующих в хороводе разыгрываются целые сценки, участники изображают животных и птиц, насекомых, растения.

Примерный подбор эколого-ориентированных движений в музыкальном занятии :

1. Игровое упражнение «Весенние ручейки»

Ф. Брейер, «Быстрый ручеёк»

Программное содержание. Почувствовать настроение музыки; услышать два составляющих её предложения и разную длину фраз во втором из них. Воплотить услышанное в равномерном легком беге «цепочкой» за ведущим, со сменой направления движения.

Описание движений. Дети встают «цепочкой».

Такты 1-8. Легко бегут за ведущим по окружности зала.

Такты 1-8 повторяются. Ведущий меняет направление движения на противоположное.

Такты 9-10. Меняется направление движения («Ручеёк огибает препятствия»).

Такты 11-12. Меняется направление движения.

Такты 13-16. Меняется направление движения.

Такты9-16. Движения повторяются.

Методические рекомендации. Первоначально «цепочку» ведет взрослый, обращая внимание детей на крутой поворот при смене направления движения. Затем ведущим «ручейка» может быть тот ребёнок, который хорошо слышит изменения в музыке.

2. Этюд «Весна» А. Вивальди, «Весна» из цикла «Времена года».

Программное содержание. Услышать в музыке радость пробуждения природы, звуки надвигающейся и проходящей грозы и вновь ликование и восторг. Воплотить услышанное в творческих выразительных движениях.

Описание движений. Можно предложить два образа: птицы (девочки) и дождь (мальчики). Каждая группа детей самостоятельно находит движения, соответствующие образу и характеру музыки. Девочки-«птицы» летают, танцуют, собираются стайками, щебечут, радуясь весне. Во время «грозы и дождя» — прячутся под воображаемую крышу (собираются в одном из углов зала). Мальчики-«дождинки» двигаются острым бегом врассыпную, прыгают на месте, кружась, и т. п.

Методические рекомендации. Педагог, наблюдая за творческими движениями детей, может предложить им двигаться в какой-то момент одинаково, повторяя придуманный кем-то из детей наиболее выразительный вариант движения.

3. Хоровод «Веснянка» (Использован материал пособия Бекиной С. И. «Музыка и движение», старший возраст)

Программное содержание. Передавать движением характер песни.

Украинская народная песня. Перевод с украинского Л. Пеньёвской

Обработка С. Полонского

1. Ой, бежит ручьем вода,

Нет на снега, нет ни льда

Припев: Ой, вода, ой, вода,

Нет ни снега, нет ни льда.

2. Прилетели журавли

И соловушки малы.

Припев: Журавли, журавли

И соловушки малы.

3. Мы весняночку поем,

Весну красную зовем.

Припев: Ой, поем, ой, поем,

Весну красную зовем.

Описание.

Вступление. Дети стоят двумя параллельными колоннами

Первый куплет. Каждый ведущий ведет свою колонну по полукругу от середины к боковым стенам, соединяют круг.

Припев. Положив руки на пояс, дети топают правой п левой ногой (по 2 раза, пятясь, расходятся к краям площадки. На повторение, те же поочередные притопы, и дети возвращаются на свои места.

Второй куплет. Дети бегут по кругу вправо, раскрыв руки в стороны, как крылья, изображая полет журавлей.

Припев. Движения повторяются.

Третий куплет. В середину круга выбегают заранее намеченные 5-6 плясунов, они, образуя свой круг, бегут в одну сторону, а оставшиеся во внешнем круге – в противоположную.

Припев. На первую половину припева дети хлопают в ладоши, на вторую – кружатся с поднятыми вверх и в стороны руками.

Исполняется любая плясовая украинская мелодия (например, гопак). Наружный круг раздвигается, а стоящие во внутреннем круге свободно пляшут, используя знакомые плясовые движения.

Методические указания. Для пляски можно использовать следующие движения: выставление ноги вперед на пятку, ковырялочка без подпрыгивания, выбрасывание ног и т. д.

4. Игра «Козел»Цель. Учить распределению внимания.

Ход игры. Дети делятся на две подгруппы. На первую часть музыки «Полька» И. Саца (к спектаклю «Синяя птица») одна подгруппа выполняет притоп одной ногой, показывая, как «козел стучит копытом». Другая подгруппа покачивает головой сверху вниз, изображая козла, который трясет бородой. Перед игрой всеми детьми повторяются слова, напоминающие им о характере образных движений.

Козел сердит, козел молчит,

Он копытами стучит,

Бородой своей трясет,

Никак капусту не найдет.

Чтобы дети сразу активно включились в игру, следует предварительно научить всех ритмично выполнять притопы и покачивания головой. Затем перейти к распределению действий, выполняемых подгруппами одновременно. Игра повторяется со сменой заданий у играющих.

5. Игровое упражнение «Лошадки» (Автор движений С. Руднева).

Дарондо, «Танец»

Программное содержание. Услышать и воспроизвести в движениях «лошадок» и «кучеров» меняющийся характер 3-х частного музыкального произведения : решительность и упорство в 1-й части и при её повторении («кучера» сдерживают напор рвущихся вперед «лошадей»); весёлая беззаботность — во 2-й части: («кучера» пустили «лошадей» вскачь).

Описание движений. Дети образуют пары, встав друг за другом и сцепив руки: стоящий впереди протягивает руки назад ладонями вверх, стоящий сзади «цепляется» своими пальцами за согнутые пальцы стоящего впереди партнера. Получается «упряжка»«лошадка» и «кучер». «Лошадь слегка натягивает поводья» : чуть подается вперед, а «кучер сдерживает лошадь» : чуть отклоняется назад. Соединенные руки параллельны полу.

1 часть. Такты 1-8. «Упряжки» движутся одна за другой высоким шагом. Головы «лошадей» упрямо наклонены вперед. «Кучера» сдерживают их движение. На 8-м такте дети опускают руки, прыжком на двух ногах поворачиваются кругом и снова берутся за руки, меняясь ролями.

Такты 9-16 (повторение со 2-й вольтой). Те же движения, но в обратном направлении. В конце ещё раз меняются ролями.

2-я часть. Такты 17-32. «Упряжки» движутся по кругу прямым галопом («кучера пустили лошадей вскачь»). В 24-м такте делают поворот, как в такте 8, и (такты 25-32) скачут в обратном направлении.

3-я часть. Движения, как в тактах 1-16.

Методические рекомендации. При разучивании упражнения лучше не менять роли, поворачиваясь прыжком в обратную сторону через каждые 8 тактов, поскольку необходимо, чтобы каждый ребёнок почувствовал разницу в движениях и мышечных состояниях «лошади» и «кучера» : устремление вперед и сдерживание этого напора (приходится упираться ногами и откидываться корпусом назад). Нужно специально учить детей сохранять равновесие, чтобы не упасть при прыжке с поворотом.

Такой нетрадиционный процесс в обучении экологическому воспитанию дошкольников средствами хореографического искусства дает возможность не только расширить кругозор, сформировать правильное отношение к природе, обществу, но и, в целом, зародить экологическую этику!Музыка помогает детям познать красоту природы, ощутить любовь ко всему живому. Услышать в музыке пение птиц, плеск волн, звон бубенцов под дугой, значит мысленно увидеть и лес, и речку, и цветы, ощутить дуновение ветерка, запахи земли.

Окружающий мир, воплощенный в музыке - это мир прекрасного, познав который, ребенок не будет губить, уничтожать этот мир.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность»Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Консультация музыкального руководителя «Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание» В начале хочется познакомить вас с высказыванием весликого педагога В. А. Сухомлинского: " Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего.

Личная концепция по проблеме «Воспитание экологической культуры у дошкольников» АЛГОРИТМ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА. [/h3] 1. Обоснование проблемы:В настоящее время как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания.

Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста»Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 8 «Солнышко» «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного.

Презентация «Воспитание экологической культуры дошкольников» (часть 2) Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию презентацию: "Воспитание экологической культуры дошкольников", в которой делюсь своим опытом,.

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.

Творческий отчёт «Воспитание Экологической культуры у детей дошкольного возраста» Экология_ это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный,яркий. Но любимый цвет экологов- зелёный.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры у дошкольников Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и звон серебристых колокольчиков в бездонном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание экологической культуры детей через музыкальную ритмическую деятельность
Опубликовано: 16 октября 2021 в 22:53
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание экологической культуры детей через музыкальную ритмическую деятельность» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Натарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД