Татьяна Рахманова
Воспитание экологической культуры детей 6–7 лет в процессе природоведческих экскурсий
▼ Скачать + Заказать документы
Непременным условием выживания в напряженной экологической обстановке является совершенствование экологического воспитания человека, его нравственных качеств. Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни:
в раннем детстве – формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы;
в школьные годы – способствовать пониманию целостной картины мира;
Публикация «Воспитание экологической культуры детей 6–7 лет в процессе природоведческих экскурсий» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
в периоды взросления и зрелости – развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности.
Первым звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство. Его эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания в ДОУ. Вторая сторона проблемы – это повышение уровня экологических знаний и культуры взрослых, воспитывающих детей. Деятельность людей продолжает вносить глубокие изменения в окружающую природу, поставив тем самым острую проблему выживания человеческого рода. Ученые считают, что непременным условием выживания является совершенствование самого человека, понятие его нравственных качеств на уровень, соответствующий масштабам и скорости перемен в современном мире. Сегодня от экологического невежества до преступления перед человечеством один шаг. И формируются эти экологические невежды уже в раннем детстве. С одной стороны, ребята-дошкольники с большим интересом относятся к растениям, животным, любят их, но с другой стороны – проявляют жестокость, равнодушие. А сегодня, когда родители в силу своей «вечной» занятости, уделяют общению с детьми мало времени - это равнодушие проявляется особо утрированно. Ведь зачастую родители сами показывают своему чаду свое, не всегда правильное отношение к окружающим людям, окружающей природе. Это приводит к тому, что дети наносят вред природе и никакие объяснения взрослых не помогают. Связано это также с незнанием дошкольниками правил взаимодействия с объектами природы. В дошкольном возрасте у детей не сформированы элементарные экологические знания. И поэтому, исходя из этих противоречий, появилась необходимость ввести элементарные экологические понятия в дошкольном детстве. И попутно должна решаться задача повышения экологической грамотности родителей.
Все вышесказанное свидетельствует об актуальности данной темы исследования.
Целью данного исследования является изучение особенностей воспитания экологической культуры детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий.
Объектом исследования является экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс воспитания экологической культуры у детей 6-7 лет.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
– изучить сущность экологической культуры;
– рассмотреть природоведческие экскурсии как средство воспитания у старших дошкольников экологической культуры в процессе;
– провести диагностику экологической культуры детей 6-7 лет;
– разработать серию природоведческих экскурсий, направленных на воспитание экологической культуры старших дошкольников.
Гипотеза: Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста будет эффективным при организации природоведческих экскурсий, если будет:
- организованно систематическое проведение экскурсий;
- включение ребенка во время экскурсий в природоохранную деятельность;
- организация педагогом совместной работы с детьми после экскурсии.
В процессе теоретического изучения данной проблемы исследования были сделаны следующие выводы:
Экологическая культура – это сложная категория, которая развивается на протяжении всей жизни человека; начало оно берет в дошкольном детстве, ее становление происходит при участии и под руководством взрослого.
Экологическая культура рассматривается как культура единение человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы.
Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды деятельности требованиям рационального природоиспользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения.
Экскурсии – один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом.
Природоведческая экскурсия решает задачи накопления представлений о разнообразии объектов живой природы и их характерных особенностях.
Преимущества природоведческих экскурсий в том, что в процессе их проведения дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Экскурсия помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое миропонимание.
Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера.
Констатирующий эксперимент проходил в МДОУ № 87 в подготовительной к школе группе. В экспериментальном исследовании участвовало 15 дошкольников.
Эксперимент был направлен на изучение уровня сформированности экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
В процессе констатирующего эксперимента мы пришли к выводу, что большинство дошкольников имеют средний уровень сформированности экологической культуры. В связи с этим возникла необходимость целенаправленной работы по приобщению детей 6-7 лет к природе.
Мы выделили следующие особенности проведения экскурсий с детьми старшего дошкольного возраста:
1. Длительность экскурсий для детей старшего дошкольного возраста не должны превышать 30-40 минут.
2. Место проведения экскурсии должно быть новым для дошкольников, так как новизна восприятия помогает лучше усвоить материал.
3. Руководитель должен заранее определить маршрут экскурсии, наметить интересные места остановки и объекты для показа. Для детей данного возраста это 3-6 объектов.
4. Необходимо концентрировать внимание детей на намеченный объект, не отвлекаясь на второстепенное и случайное, строго следуя маршруту и теме экскурсии.
5. Объяснения должны нести эмоциональный заряд и быть достаточно краткими, не переутомляющими экскурсантов.
6. Каждый объект для лучшего усвоения показываться на экскурсии 2-3 раза в разных вариантах.
7. Для эстетического восприятия окружающей природы экскурсию желательно сопровождать чтением отрывков из поэтических произведений, доступных данному возрасту, загадыванием загадок, приведением народных пословиц и поговорок.
8. Закрепление материалов экскурсий можно проводить на последующих экскурсиях, прогулках и различных играх.
Данные полученные в процессе контрольного эксперимента позволили утверждать об эффективности предложенной методики воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.