Дюкина Светлана Михайловна.
Игра в системе дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Главная задача дошкольного учреждения в области обучения состоит в том, чтобы начиная с раннего возраста, наряду с передачей детям знаний, умений и навыков формировать уровень мыслительных способностей, готовить ребёнка физически и психически к умственной работе. В решении данных задач существенную помощь оказывают игры.
Программа воспитания и обучения в детском саду во всех разделах рекомендует использовать разнообразные обучающие игры.
В моей группе в течении одного дня дети принимают участие в разнообразных играх : дидактических, пальчиковых, хороводных, играх-драматизациях, подвижных, сюжетно-ролевых.
Публикация «Игра в системе дошкольного образования» размещена в разделах
Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре.
Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развить его умственные способности. Включая дидактические игры в педагогический процесс, воспитатель отбирает те из них, которые доступны для детей его группы, соответствуют их возрастным возможностям.
Фото 1. Настольно-печатные игры.
Фото 2. Дидактические игры.
В процессе дидактических игр (парные картинки, разнообразные лото, домино, настольно-печатные игры и др.) дети приобретают или закрепляют знания о свойствах предметов (цвет, величина, пропорции, форма, строение и др., которые необходимы, чтобы изобразить эти предметы в рисунке, лепке, аппликации и др. Такие игры дети с удовольствием создают сами.
Художественно-дидактические игры влияют на развитие у детей мышления и образных представлений, ибо в них требуется выполнить логические операции анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения и т. п. В игровой деятельности интенсивно развиваются наблюдательность, зрительная память, глазомер, воображение; в художественно-дидактических играх дети также знакомятся с основами симметрии, конструкции, пропорциями, цветом и формой предметов, их пространственным расположением; эти игры, активизируя эмоциональную сферу детей, способствуют их общему развитию через развитие детского изобразительного творчества.
Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. У меня в группе дети разного возраста, поэтому для каждой подгруппы изготавливаю разные как по сложности, так и по содержанию, настольно-печатные развивающие игры. Используя в работе художественно-творческие игры, следует учитывать, что в них обязательно должны присутствовать два начала: учебно-познавательное и игровое, занимательное.
Я применяю такие разнообразные игры как разрезные картинки, лото, интеллектуальные игры и т. п. Они могут быть составлены с целью развития наблюдательности и зрительной памяти, чувства пропорций, цвета и формы, для освоения детьми композиционных закономерностей, изучения способов передачи движения в рисунке, для отработки технических навыков и др. Как известно, классифицировать игры можно, например, по наличию в них следующих признаков: элемент ожидания и неожиданности - у детей вызывает особый интерес появление, исчезновение, непредусмотренное действие в игре и т. д. ; элемент загадки - стимулирует творческую фантазию детей, создает проблемную ситуацию; элемент движения - смешивать, выкладывать, переставлять - эти и другие движения с дидактическими и художественными материалами увлекают детей; элемент соревнования - способствует повышению творческой активности детей (игры "Кто быстрее?", "Кто больше?" и т. п.); элемент поиска и находки - детям очень интересно находить что-то неизвестное, схожее по форме, цвету, величине, определять свойства этих предметов.
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, «Рука - это инструмент всех инструментов», заключал еще Аристотель. Эти выводы не случайны.
Мозг ребенка осваивает огромный объем информации. Если какая-либо его функция не будет развита своевременно, то в последующем наверстать упущенное будет невозможно. Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, особенно - от движений пальцев рук (то есть от мелкой моторики). Дети, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, силу и ловкость рук. На протяжении дошкольного возраста ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.
Поэтому в утреннее время провожу пальчиковые игры: «Свинка Ненила сыночка хвалила»; «Стучит бренчит по улице – Фома едет на курице. Тимошка на кошке – по кривой дорожке»; «Мои пальчики расскажут, что умеют – все покажут»; «На базаре спозаранок накупил баран баранок»; «Пирог»; «Пирожки»; «Идем в гости»; «Большая стирка».
Хороводные игры в детском саду просто необходимы. Несмотря на внешнюю простоту и основной игровой момент, значение хороводов сложно переоценить.
Они:
* развивают чувство ритма и музыкального слуха,
* способствуют совершенствованию двигательных навыков (от медленного шага до бега,
* облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их,
* учат детей действовать вместе, сотрудничать,
* помогают в организации детей,
* знакомят с древними традициями и обычаями.
Фото 3. Хороводные игры.
Хороводные игры в детском саду можно разделить по тематике. На самом деле, под любую тему можно подобрать игру или придумать ее. Достаточно правильно подобрать музыку, придумать смысл игры, а слова сами лягут на музыку или их подскажут дети.
(«Пузырь», «Тишина», «Подарки», «Флажок», «Дедушка водяной»).
Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Основными задачами, решаемыми в процессе подвижных игр являются:
- дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями;
- совершенствование имеющихся у детей навыков в основных движениях путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях;
- развитие двигательных качеств: ловкости, быстроты, выносливости;
- воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.
В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности. («Бездомный заяц»; «Совушка»; «Зайцы и волк»; «Кто скорее до флажка?»; «Птички и кошка»; «У медведя во бору»).
Театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».
Фото 4. Театрализованная деятельность.
Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, я решаю комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО :
Социально-коммуникативное развитие
• формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
• воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.)
воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;
• развитие эмоций;
Познавательное развитие
•наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре драматизации);
• обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;
• развитие памяти.
Речевое развитие
• содействие развитию монологической и диалогической речи;
• обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр. ;
• овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами);
Художественно-эстетическое развитие
• приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;
• развитие воображения;
• создание выразительного художественного образа;
• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие
• согласование действий и сопровождающей их речи;
• умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;
В моей группе дети от 3 до 5 лет и в вечернее время они любят «поиграть» в сказку «Заюшкина избушка».
Фото 5. Сюжетно-ролевая игра.
Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры:
эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Сюжетно-ролевая игра — занятие в значительной мере умственное. Дети используют память: они вспоминают о людях и событиях и затем воспроизводят их. Они апробируют идеи, планируют и реализуют свои планы, в процессе сюжетно-ролевой игры происходит развитие многих математических представлений. В игре ребенок сталкивается с различными группами и подгруппами материалов и вещей. Дети обучаются классифицировать предметы, используют понятия типа «больше - меньше», «шире - уже», «тяжелее - легче». Формируют представление о прошлом, настоящем и будущем. («Дочки-матери», «Больница», «Парикмахерская», «Водители», «Строители»).
Фото 6. Сюжетно-ролевая игра.
Воспитательные и образовательные возможности игровой деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей