Марина Дяговцева
Программа психологической помощи школьникам классов специального (коррекционного) обучения VII вида
▼ Скачать + Заказать документы
Программа психологической помощи школьникам классов специального (коррекционного) обучения VII вида (2-4 классы)
Разработано педагогом психологом Дяговцевой М. В. МКОУ «СОШ №6» г. Благодарного на основе программ Локаловой Н. П.
Публикация «Программа психологической помощи школьникам классов специального (коррекционного) обучения VII вида» размещена в разделах
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Психология школьников
- Работа психолога. Программы
- Темочки
«120 уроков психологического развития младших школьников»
(Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М. : «Ось-89», 2006 и кандидата психологических наук Н. П. Слободянник «Я учусь владеть собой» (формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста). – М. : «Айрис-пресс», 2004.
Пояснительная записка
К категории детей с трудностями обучения относятся дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы.
Выделяют два комплекса причин, обуславливающих возникновение отклонений в развитии, которые являются следствием различных вредных явлений на зародыш и развивающийся плод во внутриутробном периоде. Приобретённые детские аномалии возникают как следствие различных вредных влияний на организм ребенка при его рождении и в последующие периоды развития.
Причины возникновения у ребенка проблем могут быть связаны как с особенностями его психофизического развития, так и с педагогической, социальной запущенностью, несформированностью предпосылок к школьному обучению.
Проблема задержки психического развития и трудностей в обучении осознаётся как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем психологами и педагогами всего мира.
В последние годы в психологии и коррекционной педагогике выделена самостоятельная типологическая группа «дети с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития». Для определения этой типологической группы специалистами используются различные понятия: дети с пониженной обучаемостью, отстающие в учении (Н. А. Менчинская, З. И. Калмыкова, У. В. Ульенкова, нервно-ослабленные дети (А. И. Захаров, дети группы риска (Г. Ф. Кумарина).
В нормативно методической документации, по определению Г. Ф. Кумарина (1998) – это дети, которые не обнаруживают классических форм аномалии развития, имеют в силу различных причин биологического или социального свойства парциальные недостатки, обусловливающие трудности обучения и воспитания в обычных условиях и провоцирующие повышенный риск школьной дезадаптации.
Система коррекционно-развивающего обучения (КРО) - это форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе.
Коррекционная работа с детьми – это сложный вид деятельности взрослых в общеобразовательных учреждениях. Залог её успеха – в их профессиональном взаимодействии. Все программы коррекции включают в себя психологическую и педагогическую части. Психологическая часть развития и коррекции планируется и осуществляется практическим психологом.
Психологическая помощь- явление многоплановое и включает в себя: психодиагностику, психокоррекцию, психотерапию, психологическое консультирование и др.
Основные принципы психологической коррекции :
- единство коррекции и развития;
- единство возрастного и индивидуального развития;
- единство диагностики и коррекции;
- подход в коррекционной работе к каждому ребёнку как одарённому.
Идеи практической реализации принципов психологической коррекционной помощи проблемным детям :
- создание положительного эмоционального фона в процессе деятельности психолога и ребёнка;
- создание развивающей среды как фактора психического развития ребёнка;
- необходимость ранней коррекционно-педагогической помощи проблемным детям;
- ориентация на зону ближайшего развития;
- воспитание через коллектив, как основной фактор психического развития ребёнка.
Представленная модель психологической помощи детям с трудностями в обучении позволяет утверждать, что только целенаправленная и систематическая коррекционно-развивающая деятельность психологической службы может помочь детям, имеющим слабо выраженные отклонения в развитии.
Цель программы : сохранение психического и физического здоровья, социализация, нравственное становление личности детей классов коррекционно-развивающего обучения. А также последовательное и планомерное формирование у учащихся психологических когнитивно-личностных структур путем целенаправленного и всестороннего развития системы текущих процессов анализа и синтеза, которая создает основу для самостоятельной систематизации и структурирования приобретаемых школьниками учебных знаний.
Исходя из этого, можно выделить основные задачи:
- формировать умения осуществлять различные умственные действия;
- развивать самостоятельность детей, способность к рассуждению и самоконтролю;
- формировать позитивные личностные характеристики школьников путем целенаправленного развития их когнитивной сферы;
- нормализовать учебную деятельность;
- корректировать недостатки эмоционально-личностного и социального развития;
- помогать в социально-трудовой адаптации, т. е. формировать такие психологические качества и умения, которые помогают школьникам усваивать учебный программный материал на предметных уроках.
Содержанием данного курса является развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения); формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, т. е. таких психологических качеств и умений, без которых успешно учебная деятельность осуществляться не может (умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах; умение слушать и слышать учителя, т. е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований); формирование психологических новообразований младшего школьного возраста (внутреннего плана действия, т. е. умения выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами; произвольности в управлении не только двигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами - восприятием, вниманием, научиться произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче; рефлексии, т. е. умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки); формирование учебной мотивации; коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития; социально-трудовой адаптации. Таким образом, происходит интеллектуально-личностно-деятельностное развитие детей, что соответствует Федеральному Государственному Образовательному Стандарту начального общего образования.
Главная задача, решаемая в процессе развития восприятия, — научить школьников не только выделять и анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет, форма, но и научиться осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность.
При развитии внимания значение придается как формированию его устойчивости, так и распределению внимания, т. е. умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Основным направлением в развитии памяти школьников является формирование у них опосредованного запоминания, т. е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать определенные связи и отношения между каким-либо из них и некоторой системой условных знаков. Большое значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций. При развитии процессов воображения, являющегося важной составляющей уроков психологического развития, выполняются задания как на воссоздающее, так и на творческое воображение.
Программа направлена на развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер школьников и рассчитана на учащихся начальной школы в возрасте 7 – 10 лет.
Для определения содержания обучения детей с отклонениями в развитии необходимо понимание тех причин, которые лежат в основе неуспеваемости. Компенсация нарушений в познавательной и эмоционально-волевой сферах возможна при дифференцированном подходе к изучению, обучению и воспитанию детей.
Необходимым условием организационно-методологических подходов в работе школьного психолога по оказанию помощи детям с трудностями в обучении служит принцип единства диагностики и коррекции с опорой на психолого-педагогические и возрастные требования.
Реализация потенциальных возможностей детей с отклонениями в развитии зависит, с одной стороны, от общего социального благополучия, от внимания окружающих взрослых, а с другой – от организации педагогически целесообразного воздействия. Основой успешности применения разработанной модели психологической помощи детям с проблемами в обучении является психологическая дифференциация детей на группы по соотношению уровней познавательной и регуляторной сфере дефекта.
Развитие эмоциональной сферы ребёнка, испытывающего проблемы уже на начальном уровне обучения, является важной задачей.
Поскольку программа рассчитана на широкий диапазон сообщаемых детям универсальных учебных действий, предполагается материально-техническая база:
* инструменты: ножницы, линейки, карандаши (простой и цветные) и т. п.
* различные материалы: белая и цветная бумага, пластилин, глина, клей, фломастеры, краски и т. п.
Основной целью программы начальной школы в классах специального (коррекционного) обучения VII вида является оказание помощи детям в адаптации к школе. Данная цель требует решения ряда задач:
• развитие эмоциональной регуляции поведения детей;
• предупреждение и снижение тревожности и страхов;
• повышение уверенности в себе.
К концу обучения в начальной школе подразумевается сформированность определё нного уровня:
- знаний и представлений об окружающем мире;
- умственных операций, действий и навыков;
- речевого развития, предполагающего владение обширным словарём, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи;
- познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации;
- регуляции поведения.
Программа рассчитана на 1год занятий с детьми со 2-го класса специального (коррекционного) обучения VII вида.
Объём программы составляет 35 часов в год. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю. Материал рассчитан на 35 уроков по 45 минут. Занятия проводятся в классных комнатах или в кабинете психолога.
Занятия можно проводить в группах по 8-10 человек. Помещение для занятий должно быть достаточно большим, чтобы можно было не только поставить столы для всех учеников, но и проводить подвижные игры.
Результатом прохождения занятий по данной программе является повышение качества усвоения знаний учащимися при обучении всем школьным предметам, что особенно актуально в рамках введения ФГОС второго поколения.
Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с психологом во 2 классе
№ уроко Тема занятия (развиваемые психические процессы) Количество часов Форма работы
(методики и задания) Дата проведения
Раздел 1. Диагностика
1 Психодиагностика познавательной сферы 1 психодиагностика, групповая
2 Психодиагностика эмоционально-личностной сферы 1 психодиагностика, групповая
Раздел 2. Развитие познавательных способностей
1 Урок 31
Внимание (распределение) 1 групповая
Подсчитай правильно
Память слуховая Повтори цифры
Мышление наглядно-образное Найди путь
2 Урок 32
Пространственное представление 1 Групповая
Куда ускакал зайчик?
Мышление наглядно-образное Полянки
3 Урок 33
Произвольность 1 групповая
Летает – не летает
Пространственные представления Выполняй правильно
Память зрительная Запомни и нарисуй
4 Урок 34
Мышление (установление закономерностей) 1 групповая
Найди фигуры
Память вербальная Слова, начинающиеся с одной буквы
5 Урок 35
Пространственные представления 1 групповая
Выше, слева, правее, снизу
Соседнее, через одно
Память логическая Объедини слова
Психомоторика Сделаем бусы
Вырежи фигурки
6 Урок 36
Мышление наглядно-образное 1 групповая
Полянки
Внимание (устойчивость) Назови по порядку
Мышление (синтез) Что здесь изображено?
7 Урок 37
Мышление (установление закономерностей) 1 групповая
Найди фигуры
Мышление (анализ) Раздели на части
Психомоторика Кто точнее?
8 Урок 38
Восприятие зрительное 1 групповая
Назови буквы
Мышление (анализ) Какой? Какая? Какие?
Слуховые ощущения Шумящие коробочки
9 Урок 39
Внимание (распределение)
1 групповая
Вычёркивай буквы и слушай
Сколько Звуков?
Осязательные ощущения Разложи вслепую
10 Урок 40
Мышление (анализ и синтез) 1 групповая
Отгадай слова
Память зрительная Нарисуй по памяти
Внимание Запретный номер
11 Урок 41
Произвольность 1 групповая
Графический диктант
Мышление (нахождение общих признаков) Поиск общего
Психомоторика Попади в свой кружок
12 Урок 42
Пространственные представления 1 групповая
Найди пирамиду
Нарисуй кресло
Мышление наглядно-образное Полянки
Мышление (гибкость) Заселение дома
13 Урок 43
Мышление (установление закономерностей) 1 групповая
Найди фигуры
Память зрительная Точно такие
Мышление (анализ) Раскрашивание фигур
Заполни рисунок
14 Урок 44
Пространственные представления 1 групповая
Шарики в трубочке
Подбери заплатку
Память слуховая Повтори и добавь
Память зрительная Найди образец
15 Урок 45
Мышление (выделение существенного) 1 групповая
Выбери главное
Мышление (анализ)
Найди подходящий треугольник
Слуховые ощущения Шумящие коробочки
16 Урок 46
Мышление (анализ и синтез) 1 групповая
Отгадай слова
Пространственные представления Диктант пространственных действий
Воображение Волшебный лес
17 Урок 47
Ощущения осязательные 1 групповая
Шершавые дощечки
Мышление (установление закономерностей) Найди фигуры
Ощущения мышечные Рукопожатие
18 Урок 48
Слуховые ощущения 1 групповая
Шумящие коробочки
Внимание (устойчивость, переключение) Крестики, точки
Мышление наглядно-образное Раздели квадрат
19 Урок 49
Ощущения осязательные 1 групповая
Тяжелые коробочки
Память опосредованная
Подбери картинку
Ощущения зрительные Цветовая угадай-ка
20 Урок 50
Внимание (распределение) 1
Делаем вместе
Мышление (сравнение) Найди отличающиеся
Мышление (установление закономерностей) Найди девятый
21 Урок 51
Память опосредованная 1 групповая
Зашифруй предложение
Мышление наглядно-образное Ленточки
Восприятие слуховое Назови и проверь постукиванием
22 Урок 52
Память вербальная 1 групповая
Найди слова
Пространственные представления Что изменилось? Что не изменилось? Превращение фигур
23 Урок 53
Мышление (анализ) 1 групповая
Дорисуй рисунок
Мышление (синтез) Что здесь изображено?
Психомоторика Иголка и нитка
24 Урок 54
Мышление (анализ) 1 групповая
Найди футболистов в одинаковой форме
Мышление наглядно-образное Цирк
Раздели квадрат
Ощущения осязательные Шершавые дощечки
25 Урок 55
Память опосредованная 1 групповая
Зашифруй предложение
Ощущения зрительные Цветовая угадай-ка
Произвольность Зеваки
26 Урок 56
Мышление (сравнение) 1 групповая
Найди одинаковые
Память зрительная Одинаковое, разное
Мышление (установление закономерностей) Точно такие
Найди девятый
Ощущения мышечные Рукопожатие
27 Урок 57
Мышление (обобщение) 1 групповая
Четвёртый лишний
Мышление (установление закономерностей) Найди фигуры
Ощущения осязательные Тяжелые коробочки
28 Урок 58
Внутренний план действий 1 групповая
Совмести фигуры
Память опосредованная Запомни фигуры
Произвольность Замри!
29 Урок 59
Внимание (распределение) 1 групповая
Вычёркивай буквы и слушай
Мышление абстрагирование Посмотри вокруг
Пространственные представления Где находится чайник?
30 Урок 60
Мышление (сравнение) 1 групповая
Найди отличающиеся
Мышление (установление закономерностей) Найди девятый
Восприятие зрительное Загадочные контуры
Раздел 3. Формирование эмоционально-волевой регуляции
25 «Ярмарка достоинств» 1 повышение самооценки, групповая
26 «Культура поведения» 1 психопрофилактика, групповая
27 «Нужна ли агрессия» 1 психопрофилактика, групповая
28 «Саморегуляция» 1 психопрофилактика, групповая
29 «Предложи помощь другу» 1 профилактика межличностных отношений в классном коллективе, групповая
30 «Волшебство слов (этикет)» 1 профилактика межличностных отношений в классном коллективе, групповая
31 «Что мешает жить дружно» 1 профилактика межличностных отношений в классном коллективе, групповая
32 «Уверенное и неуверенное поведение» 1 повышение самооценки, профилактика школьной тревожности, групповая
33 «Предотвращение конфликтов» 1 профилактика конфликтного поведения, групповая
34 «Учимся слышать друг друга» 1 профилактика конфликтного поведения, групповая
35 «Поймай меня» 1 групповая
Раздел 4. Проверка эффективности работы по программе
34 Психодиагностика познавательной сферы 1 психодиагностика, групповая
35 Психодиагностика эмоционально-личностной сферы 1 психодиагностика, групповая
Итого 35
Заместитель директора по УВР
Цимлянская Е. П___
Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с психолого в 3 классе
№ уроко Тема занятия (развиваемые психические процессы) Количество часов Форма работы
(методики и задания) Дата проведения
Раздел 1. Диагностика
1 Психодиагностика познавательной сферы 1 психодиагностика, групповая
2 Психодиагностика эмоционально-личностной сферы 1 психодиагностика, групповая
Раздел 2. Развитие познавательных способностей
1 Урок 61
Память (опосредованная) 1 групповая
Запомни фигуры
Мышление логическое Логический квадрат
Произвольность движений Обводи точно
2 Урок 62
Мышление (обобщение) 1 групповая
Четвёртый лишний
Память опосредованная Письмо инопланетянина
Мышление (установление закономерностей) Найди девятый
3 Урок 63
Внутренний план действий 1 групповая
Поверни квадрат
Мышление (установление закономерностей) Найди девятый
Внимание (устойчивость) Пишущая машинка
4 Урок 64
Мышление (ассоциативное) 1 групповая
Свяжи слова
Мышление (обобщение) Найди четвёртый лишний
Воображение Закончи рисунок
5 Урок 65
Внутренний план действий 1 групповая
Муха
Произвольность движений Беги осторожно
6 Урок 66
Память зрительная 1 групповая
Запомни сочетание фигур
Мышление вербально-смысловое Раздели на группы
Пространственные представления Фигуры и значки
7 Урок 67
Мышление словесно-логическое 1 групповая
Выбери главное
Внутренний план действий Совмести фигуры
Произвольность движений (помехоустойчивость) Знай свой темп
8 Урок 68
Мышление (аналогии) 1 групповая
Назови четвёртое слово
Внутренний план действий Какой? Какая? Какие?
Произвольность движений Запретное движение
9 Урок 69
Мышление (сравнение) 1 групповая
Одинаковое, разное
Произвольность (помехоустойчивость интеллектуальных процессов) Не путай цвета
Воображение Что это?
10 Урок 70
Память (опосредованная вербальная) 1 групповая
Объедини по смыслу
Мышление (установление закономерностей) Найди фигуры
11 Урок 71
Пространственные представления 1 групповая
Учись уменьшать и увеличивать
Мышление вербально-смысловое Объедини пословицы
Память (непосредственная зрительная) Запомни и нарисуй
12 Урок 72
Внутренний план действий 1 групповая
Поверни квадрат
Мышление (сравнение) Найди одинаковые
13 Урок 73
Мышление (логическое) 1 групповая
Логический квадрат
Внимание (устойчивость) Назови по порядку
Чувство времени Дружный хлопок
14 Урок 74
Мышление (синтез) 1 групповая
Составь слова
Внимание (переключение) Отыщи числа
15 Урок 75
Воображение 1 групповая
Волшебники
Пространственные представления Где какая полоса?
Кольца
Мышление (абстрактно-логическое) Говорим по-марсиански
16 Урок 76
Мышление (логическое) 1 групповая
Поезд
Произвольность (помехоустойчивость интеллектуальных процессов) Не путай цвета
17 Урок 77
Мышление (установление закономерностей) 1 групповая
Найди девятый
Мышление (сравнение) Найди одинаковые
Внутренний план действий Архитектор
18 Урок 78
Внутренний план действий 1 групповая
Совмести фигуры
Чувство времени За одну минутку
Память опосредованная Письмо инопланетянина
19 Урок 79
Память опосредованная
вербальная 1 групповая
Объедини по смыслу
Внутренний план действий Поверни квадрат
20 Урок 80
Память (непосредственная слуховая) 1
Раскрась фигуру
Произвольность движений (преодоление гиперактивности) Флажок
21 Урок 81
Внутренний план действий 1 групповая
Муха
Мышление (синтез) Что здесь изображено?
22 Урок 82
Внимание (переключение) 1 групповая
Отыщи числа
Мышление (наглядно-образное) Преврати в квадрат
Произвольность движений Запретное движение
23 Урок 83
Мышление вербально-смысловое 1 групповая
Подбери слово
Пространственные представления Найди недостающий квадрат
Воображение Закончи рисунок
24 Урок 84
Мышление вербально-понятийное 1 групповая
Пятый лишний
Мышление вербально-смысловое Объясни значение
Слуховое восприятие Назови и проверь постукиванием
25 Урок 85
Внутренний план действий 1 групповая
Этажи
Мышление (установление закономерности) Найди девятый
Память (непосредственная) Какой цвет?
26 Урок 86
Мышление вербально-понятийное 1 групповая
Расположи слова
Внимание (устойчивость) Стенографы
27 Урок 87
Мышление вербально-понятийное 1 групповая
Расположи слова
Память (опосредованная) Запомни слова
Чувство времени Дружный хлопок
28 Урок 88
Память (логическая) 1 групповая
Найди правило и запомни
Произвольность (помехоустойчивость интеллектуальных процессов) Найди смысл
29 Урок 89
Мышление (понятийное) 1 групповая
Вордбол
Воображение Составь воображения
Пространственные представления Развёртка
30 Урок 90
Мышление (установление закономерностей) 1 групповая
Найди фигуры
Мышление (вербально-понятийное) Расположи слова
Произвольность движений Замри
Раздел 3. Формирование эмоционально-волевой регуляции
25 «Ярмарка достоинств» 1 повышение самооценки, групповая
26 «Культура поведения» 1 психопрофилактика, групповая
27 «Нужна ли агрессия» 1 психопрофилактика, групповая
28 «Саморегуляция» 1 психопрофилактика, групповая
29 «Предложи помощь другу» 1 профилактика межличностных отношений в классном коллективе, групповая
30 «Волшебство слов (этикет)» 1 профилактика межличностных отношений в классном коллективе, групповая
31 «Что мешает жить дружно» 1 профилактика межличностных отношений в классном коллективе, групповая
32 «Уверенное и неуверенное поведение» 1 повышение самооценки, профилактика школьной тревожности, групповая
33 «Предотвращение конфликтов» 1 профилактика конфликтного поведения, групповая
34 «Учимся слышать друг друга» 1 профилактика конфликтного поведения, групповая
35 «Поймай меня» 1 групповая
Раздел 4. Проверка эффективности работы по программе
34 Психодиагностика познавательной сферы 1 психодиагностика, групповая
35 Психодиагностика эмоционально-личностной сферы 1 психодиагностика, групповая
Итого 35
1. Локалова Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников. Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М. : «Ось-89», 2006.
2. Языканова Е. В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс/ сост. – М. : Издательство «Экзамен», 2011.
3. Завьялова Т. П., Стародубцева И. В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. – М. : АРКТИ, - 2008.