МААМ-картинки

Программа психологической помощи школьникам классов специального (коррекционного) обучения VII вида

Марина Дяговцева
Программа психологической помощи школьникам классов специального (коррекционного) обучения VII вида
▼ Скачать + Заказать документы

Программа психологической помощи школьникам классов специального (коррекционного) обучения VII вида (2-4 классы)

Разработано педагогом психологом Дяговцевой М. В. МКОУ «СОШ №6» г. Благодарного на основе программ Локаловой Н. П.

Публикация «Программа психологической помощи школьникам классов специального (коррекционного) обучения VII вида» размещена в разделах

«120 уроков психологического развития младших школьников»

(Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М. : «Ось-89», 2006 и кандидата психологических наук Н. П. Слободянник «Я учусь владеть собой» (формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста). – М. : «Айрис-пресс», 2004.

Пояснительная записка

К категории детей с трудностями обучения относятся дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы.

Выделяют два комплекса причин, обуславливающих возникновение отклонений в развитии, которые являются следствием различных вредных явлений на зародыш и развивающийся плод во внутриутробном периоде. Приобретённые детские аномалии возникают как следствие различных вредных влияний на организм ребенка при его рождении и в последующие периоды развития.

Причины возникновения у ребенка проблем могут быть связаны как с особенностями его психофизического развития, так и с педагогической, социальной запущенностью, несформированностью предпосылок к школьному обучению.

Проблема задержки психического развития и трудностей в обучении осознаётся как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем психологами и педагогами всего мира.

В последние годы в психологии и коррекционной педагогике выделена самостоятельная типологическая группа «дети с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития». Для определения этой типологической группы специалистами используются различные понятия: дети с пониженной обучаемостью, отстающие в учении (Н. А. Менчинская, З. И. Калмыкова, У. В. Ульенкова, нервно-ослабленные дети (А. И. Захаров, дети группы риска (Г. Ф. Кумарина).

В нормативно методической документации, по определению Г. Ф. Кумарина (1998) – это дети, которые не обнаруживают классических форм аномалии развития, имеют в силу различных причин биологического или социального свойства парциальные недостатки, обусловливающие трудности обучения и воспитания в обычных условиях и провоцирующие повышенный риск школьной дезадаптации.

Система коррекционно-развивающего обучения (КРО) - это форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе.

Коррекционная работа с детьми – это сложный вид деятельности взрослых в общеобразовательных учреждениях. Залог её успеха – в их профессиональном взаимодействии. Все программы коррекции включают в себя психологическую и педагогическую части. Психологическая часть развития и коррекции планируется и осуществляется практическим психологом.

Психологическая помощь- явление многоплановое и включает в себя: психодиагностику, психокоррекцию, психотерапию, психологическое консультирование и др.

Основные принципы психологической коррекции :

- единство коррекции и развития;

- единство возрастного и индивидуального развития;

- единство диагностики и коррекции;

- подход в коррекционной работе к каждому ребёнку как одарённому.

Идеи практической реализации принципов психологической коррекционной помощи проблемным детям :

- создание положительного эмоционального фона в процессе деятельности психолога и ребёнка;

- создание развивающей среды как фактора психического развития ребёнка;

- необходимость ранней коррекционно-педагогической помощи проблемным детям;

- ориентация на зону ближайшего развития;

- воспитание через коллектив, как основной фактор психического развития ребёнка.

Представленная модель психологической помощи детям с трудностями в обучении позволяет утверждать, что только целенаправленная и систематическая коррекционно-развивающая деятельность психологической службы может помочь детям, имеющим слабо выраженные отклонения в развитии.

Цель программы : сохранение психического и физического здоровья, социализация, нравственное становление личности детей классов коррекционно-развивающего обучения. А также последовательное и планомерное формирование у учащихся психологических когнитивно-личностных структур путем целенаправленного и всестороннего развития системы текущих процессов анализа и синтеза, которая создает основу для самостоятельной систематизации и структурирования приобретаемых школьниками учебных знаний.

Исходя из этого, можно выделить основные задачи:

- формировать умения осуществлять различные умственные действия;

- развивать самостоятельность детей, способность к рассуждению и самоконтролю;

- формировать позитивные личностные характеристики школьников путем целенаправленного развития их когнитивной сферы;

- нормализовать учебную деятельность;

- корректировать недостатки эмоционально-личностного и социального развития;

- помогать в социально-трудовой адаптации, т. е. формировать такие психологические качества и умения, которые помогают школьникам усваивать учебный программный материал на предметных уроках.

Содержанием данного курса является развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения); формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, т. е. таких психологических качеств и умений, без которых успешно учебная деятельность осуществляться не может (умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах; умение слушать и слышать учителя, т. е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований); формирование психологических новообразований младшего школьного возраста (внутреннего плана действия, т. е. умения выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами; произвольности в управлении не только двигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами - восприятием, вниманием, научиться произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче; рефлексии, т. е. умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки); формирование учебной мотивации; коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития; социально-трудовой адаптации. Таким образом, происходит интеллектуально-личностно-деятельностное развитие детей, что соответствует Федеральному Государственному Образовательному Стандарту начального общего образования.

Главная задача, решаемая в процессе развития восприятия, — научить школьников не только выделять и анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет, форма, но и научиться осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность.

При развитии внимания значение придается как формированию его устойчивости, так и распределению внимания, т. е. умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Основным направлением в развитии памяти школьников является формирование у них опосредованного запоминания, т. е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать определенные связи и отношения между каким-либо из них и некоторой системой условных знаков. Большое значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций. При развитии процессов воображения, являющегося важной составляющей уроков психологического развития, выполняются задания как на воссоздающее, так и на творческое воображение.

Программа направлена на развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер школьников и рассчитана на учащихся начальной школы в возрасте 7 – 10 лет.

Для определения содержания обучения детей с отклонениями в развитии необходимо понимание тех причин, которые лежат в основе неуспеваемости. Компенсация нарушений в познавательной и эмоционально-волевой сферах возможна при дифференцированном подходе к изучению, обучению и воспитанию детей.

Необходимым условием организационно-методологических подходов в работе школьного психолога по оказанию помощи детям с трудностями в обучении служит принцип единства диагностики и коррекции с опорой на психолого-педагогические и возрастные требования.

Реализация потенциальных возможностей детей с отклонениями в развитии зависит, с одной стороны, от общего социального благополучия, от внимания окружающих взрослых, а с другой – от организации педагогически целесообразного воздействия. Основой успешности применения разработанной модели психологической помощи детям с проблемами в обучении является психологическая дифференциация детей на группы по соотношению уровней познавательной и регуляторной сфере дефекта.

Развитие эмоциональной сферы ребёнка, испытывающего проблемы уже на начальном уровне обучения, является важной задачей.

Поскольку программа рассчитана на широкий диапазон сообщаемых детям универсальных учебных действий, предполагается материально-техническая база:

* инструменты: ножницы, линейки, карандаши (простой и цветные) и т. п.

* различные материалы: белая и цветная бумага, пластилин, глина, клей, фломастеры, краски и т. п.

Основной целью программы начальной школы в классах специального (коррекционного) обучения VII вида является оказание помощи детям в адаптации к школе. Данная цель требует решения ряда задач:

• развитие эмоциональной регуляции поведения детей;

• предупреждение и снижение тревожности и страхов;

• повышение уверенности в себе.

К концу обучения в начальной школе подразумевается сформированность определё нного уровня:

- знаний и представлений об окружающем мире;

- умственных операций, действий и навыков;

- речевого развития, предполагающего владение обширным словарём, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи;

- познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации;

- регуляции поведения.

Программа рассчитана на 1год занятий с детьми со 2-го класса специального (коррекционного) обучения VII вида.

Объём программы составляет 35 часов в год. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю. Материал рассчитан на 35 уроков по 45 минут. Занятия проводятся в классных комнатах или в кабинете психолога.

Занятия можно проводить в группах по 8-10 человек. Помещение для занятий должно быть достаточно большим, чтобы можно было не только поставить столы для всех учеников, но и проводить подвижные игры.

Результатом прохождения занятий по данной программе является повышение качества усвоения знаний учащимися при обучении всем школьным предметам, что особенно актуально в рамках введения ФГОС второго поколения.

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с психологом во 2 классе

№ уроко Тема занятия (развиваемые психические процессы) Количество часов Форма работы

(методики и задания) Дата проведения

Раздел 1. Диагностика

1 Психодиагностика познавательной сферы 1 психодиагностика, групповая

2 Психодиагностика эмоционально-личностной сферы 1 психодиагностика, групповая

Раздел 2. Развитие познавательных способностей

1 Урок 31

Внимание (распределение) 1 групповая

Подсчитай правильно

Память слуховая Повтори цифры

Мышление наглядно-образное Найди путь

2 Урок 32

Пространственное представление 1 Групповая

Куда ускакал зайчик?

Мышление наглядно-образное Полянки

3 Урок 33

Произвольность 1 групповая

Летает – не летает

Пространственные представления Выполняй правильно

Память зрительная Запомни и нарисуй

4 Урок 34

Мышление (установление закономерностей) 1 групповая

Найди фигуры

Память вербальная Слова, начинающиеся с одной буквы

5 Урок 35

Пространственные представления 1 групповая

Выше, слева, правее, снизу

Соседнее, через одно

Память логическая Объедини слова

Психомоторика Сделаем бусы

Вырежи фигурки

6 Урок 36

Мышление наглядно-образное 1 групповая

Полянки

Внимание (устойчивость) Назови по порядку

Мышление (синтез) Что здесь изображено?

7 Урок 37

Мышление (установление закономерностей) 1 групповая

Найди фигуры

Мышление (анализ) Раздели на части

Психомоторика Кто точнее?

8 Урок 38

Восприятие зрительное 1 групповая

Назови буквы

Мышление (анализ) Какой? Какая? Какие?

Слуховые ощущения Шумящие коробочки

9 Урок 39

Внимание (распределение)

1 групповая

Вычёркивай буквы и слушай

Сколько Звуков?

Осязательные ощущения Разложи вслепую

10 Урок 40

Мышление (анализ и синтез) 1 групповая

Отгадай слова

Память зрительная Нарисуй по памяти

Внимание Запретный номер

11 Урок 41

Произвольность 1 групповая

Графический диктант

Мышление (нахождение общих признаков) Поиск общего

Психомоторика Попади в свой кружок

12 Урок 42

Пространственные представления 1 групповая

Найди пирамиду

Нарисуй кресло

Мышление наглядно-образное Полянки

Мышление (гибкость) Заселение дома

13 Урок 43

Мышление (установление закономерностей) 1 групповая

Найди фигуры

Память зрительная Точно такие

Мышление (анализ) Раскрашивание фигур

Заполни рисунок

14 Урок 44

Пространственные представления 1 групповая

Шарики в трубочке

Подбери заплатку

Память слуховая Повтори и добавь

Память зрительная Найди образец

15 Урок 45

Мышление (выделение существенного) 1 групповая

Выбери главное

Мышление (анализ)

Найди подходящий треугольник

Слуховые ощущения Шумящие коробочки

16 Урок 46

Мышление (анализ и синтез) 1 групповая

Отгадай слова

Пространственные представления Диктант пространственных действий

Воображение Волшебный лес

17 Урок 47

Ощущения осязательные 1 групповая

Шершавые дощечки

Мышление (установление закономерностей) Найди фигуры

Ощущения мышечные Рукопожатие

18 Урок 48

Слуховые ощущения 1 групповая

Шумящие коробочки

Внимание (устойчивость, переключение) Крестики, точки

Мышление наглядно-образное Раздели квадрат

19 Урок 49

Ощущения осязательные 1 групповая

Тяжелые коробочки

Память опосредованная

Подбери картинку

Ощущения зрительные Цветовая угадай-ка

20 Урок 50

Внимание (распределение) 1

Делаем вместе

Мышление (сравнение) Найди отличающиеся

Мышление (установление закономерностей) Найди девятый

21 Урок 51

Память опосредованная 1 групповая

Зашифруй предложение

Мышление наглядно-образное Ленточки

Восприятие слуховое Назови и проверь постукиванием

22 Урок 52

Память вербальная 1 групповая

Найди слова

Пространственные представления Что изменилось? Что не изменилось? Превращение фигур

23 Урок 53

Мышление (анализ) 1 групповая

Дорисуй рисунок

Мышление (синтез) Что здесь изображено?

Психомоторика Иголка и нитка

24 Урок 54

Мышление (анализ) 1 групповая

Найди футболистов в одинаковой форме

Мышление наглядно-образное Цирк

Раздели квадрат

Ощущения осязательные Шершавые дощечки

25 Урок 55

Память опосредованная 1 групповая

Зашифруй предложение

Ощущения зрительные Цветовая угадай-ка

Произвольность Зеваки

26 Урок 56

Мышление (сравнение) 1 групповая

Найди одинаковые

Память зрительная Одинаковое, разное

Мышление (установление закономерностей) Точно такие

Найди девятый

Ощущения мышечные Рукопожатие

27 Урок 57

Мышление (обобщение) 1 групповая

Четвёртый лишний

Мышление (установление закономерностей) Найди фигуры

Ощущения осязательные Тяжелые коробочки

28 Урок 58

Внутренний план действий 1 групповая

Совмести фигуры

Память опосредованная Запомни фигуры

Произвольность Замри!

29 Урок 59

Внимание (распределение) 1 групповая

Вычёркивай буквы и слушай

Мышление абстрагирование Посмотри вокруг

Пространственные представления Где находится чайник?

30 Урок 60

Мышление (сравнение) 1 групповая

Найди отличающиеся

Мышление (установление закономерностей) Найди девятый

Восприятие зрительное Загадочные контуры

Раздел 3. Формирование эмоционально-волевой регуляции

25 «Ярмарка достоинств» 1 повышение самооценки, групповая

26 «Культура поведения» 1 психопрофилактика, групповая

27 «Нужна ли агрессия» 1 психопрофилактика, групповая

28 «Саморегуляция» 1 психопрофилактика, групповая

29 «Предложи помощь другу» 1 профилактика межличностных отношений в классном коллективе, групповая

30 «Волшебство слов (этикет)» 1 профилактика межличностных отношений в классном коллективе, групповая

31 «Что мешает жить дружно» 1 профилактика межличностных отношений в классном коллективе, групповая

32 «Уверенное и неуверенное поведение» 1 повышение самооценки, профилактика школьной тревожности, групповая

33 «Предотвращение конфликтов» 1 профилактика конфликтного поведения, групповая

34 «Учимся слышать друг друга» 1 профилактика конфликтного поведения, групповая

35 «Поймай меня» 1 групповая

Раздел 4. Проверка эффективности работы по программе

34 Психодиагностика познавательной сферы 1 психодиагностика, групповая

35 Психодиагностика эмоционально-личностной сферы 1 психодиагностика, групповая

Итого 35

Заместитель директора по УВР

Цимлянская Е. П___

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с психолого в 3 классе

№ уроко Тема занятия (развиваемые психические процессы) Количество часов Форма работы

(методики и задания) Дата проведения

Раздел 1. Диагностика

1 Психодиагностика познавательной сферы 1 психодиагностика, групповая

2 Психодиагностика эмоционально-личностной сферы 1 психодиагностика, групповая

Раздел 2. Развитие познавательных способностей

1 Урок 61

Память (опосредованная) 1 групповая

Запомни фигуры

Мышление логическое Логический квадрат

Произвольность движений Обводи точно

2 Урок 62

Мышление (обобщение) 1 групповая

Четвёртый лишний

Память опосредованная Письмо инопланетянина

Мышление (установление закономерностей) Найди девятый

3 Урок 63

Внутренний план действий 1 групповая

Поверни квадрат

Мышление (установление закономерностей) Найди девятый

Внимание (устойчивость) Пишущая машинка

4 Урок 64

Мышление (ассоциативное) 1 групповая

Свяжи слова

Мышление (обобщение) Найди четвёртый лишний

Воображение Закончи рисунок

5 Урок 65

Внутренний план действий 1 групповая

Муха

Произвольность движений Беги осторожно

6 Урок 66

Память зрительная 1 групповая

Запомни сочетание фигур

Мышление вербально-смысловое Раздели на группы

Пространственные представления Фигуры и значки

7 Урок 67

Мышление словесно-логическое 1 групповая

Выбери главное

Внутренний план действий Совмести фигуры

Произвольность движений (помехоустойчивость) Знай свой темп

8 Урок 68

Мышление (аналогии) 1 групповая

Назови четвёртое слово

Внутренний план действий Какой? Какая? Какие?

Произвольность движений Запретное движение

9 Урок 69

Мышление (сравнение) 1 групповая

Одинаковое, разное

Произвольность (помехоустойчивость интеллектуальных процессов) Не путай цвета

Воображение Что это?

10 Урок 70

Память (опосредованная вербальная) 1 групповая

Объедини по смыслу

Мышление (установление закономерностей) Найди фигуры

11 Урок 71

Пространственные представления 1 групповая

Учись уменьшать и увеличивать

Мышление вербально-смысловое Объедини пословицы

Память (непосредственная зрительная) Запомни и нарисуй

12 Урок 72

Внутренний план действий 1 групповая

Поверни квадрат

Мышление (сравнение) Найди одинаковые

13 Урок 73

Мышление (логическое) 1 групповая

Логический квадрат

Внимание (устойчивость) Назови по порядку

Чувство времени Дружный хлопок

14 Урок 74

Мышление (синтез) 1 групповая

Составь слова

Внимание (переключение) Отыщи числа

15 Урок 75

Воображение 1 групповая

Волшебники

Пространственные представления Где какая полоса?

Кольца

Мышление (абстрактно-логическое) Говорим по-марсиански

16 Урок 76

Мышление (логическое) 1 групповая

Поезд

Произвольность (помехоустойчивость интеллектуальных процессов) Не путай цвета

17 Урок 77

Мышление (установление закономерностей) 1 групповая

Найди девятый

Мышление (сравнение) Найди одинаковые

Внутренний план действий Архитектор

18 Урок 78

Внутренний план действий 1 групповая

Совмести фигуры

Чувство времени За одну минутку

Память опосредованная Письмо инопланетянина

19 Урок 79

Память опосредованная

вербальная 1 групповая

Объедини по смыслу

Внутренний план действий Поверни квадрат

20 Урок 80

Память (непосредственная слуховая) 1

Раскрась фигуру

Произвольность движений (преодоление гиперактивности) Флажок

21 Урок 81

Внутренний план действий 1 групповая

Муха

Мышление (синтез) Что здесь изображено?

22 Урок 82

Внимание (переключение) 1 групповая

Отыщи числа

Мышление (наглядно-образное) Преврати в квадрат

Произвольность движений Запретное движение

23 Урок 83

Мышление вербально-смысловое 1 групповая

Подбери слово

Пространственные представления Найди недостающий квадрат

Воображение Закончи рисунок

24 Урок 84

Мышление вербально-понятийное 1 групповая

Пятый лишний

Мышление вербально-смысловое Объясни значение

Слуховое восприятие Назови и проверь постукиванием

25 Урок 85

Внутренний план действий 1 групповая

Этажи

Мышление (установление закономерности) Найди девятый

Память (непосредственная) Какой цвет?

26 Урок 86

Мышление вербально-понятийное 1 групповая

Расположи слова

Внимание (устойчивость) Стенографы

27 Урок 87

Мышление вербально-понятийное 1 групповая

Расположи слова

Память (опосредованная) Запомни слова

Чувство времени Дружный хлопок

28 Урок 88

Память (логическая) 1 групповая

Найди правило и запомни

Произвольность (помехоустойчивость интеллектуальных процессов) Найди смысл

29 Урок 89

Мышление (понятийное) 1 групповая

Вордбол

Воображение Составь воображения

Пространственные представления Развёртка

30 Урок 90

Мышление (установление закономерностей) 1 групповая

Найди фигуры

Мышление (вербально-понятийное) Расположи слова

Произвольность движений Замри

Раздел 3. Формирование эмоционально-волевой регуляции

25 «Ярмарка достоинств» 1 повышение самооценки, групповая

26 «Культура поведения» 1 психопрофилактика, групповая

27 «Нужна ли агрессия» 1 психопрофилактика, групповая

28 «Саморегуляция» 1 психопрофилактика, групповая

29 «Предложи помощь другу» 1 профилактика межличностных отношений в классном коллективе, групповая

30 «Волшебство слов (этикет)» 1 профилактика межличностных отношений в классном коллективе, групповая

31 «Что мешает жить дружно» 1 профилактика межличностных отношений в классном коллективе, групповая

32 «Уверенное и неуверенное поведение» 1 повышение самооценки, профилактика школьной тревожности, групповая

33 «Предотвращение конфликтов» 1 профилактика конфликтного поведения, групповая

34 «Учимся слышать друг друга» 1 профилактика конфликтного поведения, групповая

35 «Поймай меня» 1 групповая

Раздел 4. Проверка эффективности работы по программе

34 Психодиагностика познавательной сферы 1 психодиагностика, групповая

35 Психодиагностика эмоционально-личностной сферы 1 психодиагностика, групповая

Итого 35

1. Локалова Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников. Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М. : «Ось-89», 2006.

2. Языканова Е. В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс/ сост. – М. : Издательство «Экзамен», 2011.

3. Завьялова Т. П., Стародубцева И. В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. – М. : АРКТИ, - 2008.

Публикации по теме:

Игровая программа «Искусствоведы» для начальных классов, посвященная неделе искусства Игровая программа «Искусствоведы». Для начальных классов, посвященная неделе искусства. Ответственная: Трусова Е. А. Ведущая: Приветствую.

Игры и упражнения как средство психологической помощи дошкольникам на музыкальных занятиях. В помощь музыкальным руководителям Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче.

Логопедическое занятие для учащихся 3–4 классов «Образование слов при помощи суффиксов. Экскурсия по селу Верхопенье» Образование слов при помощи суффиксов. Экскурсия по селу Верхопенье Яушева Римма Николаевна, учитель – логопед МБОУ «Верхопенская средняя.

Программа по декоративно-прикладному искусству «Народные промыслы» для учащихся 1–3 классов Перспективный план работы по декоративно – прикладному искусству в 1 классе Задачи: - Развивать у детей интерес к народной игрушке, умение.

Программа по краеведению для учащихся 5 классов Содержание программы Краеведение как предмет изучения в школе. Первый блок. Географическое/историческое краеведение. Карта Липецкой области.

Программа по краеведению для учащихся 8 классов Содержание программ Краеведение как предмет изучения в школе. Первый блок. Географическое краеведение. Заказники Липецкой области (Липецкий,.

Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству «Палитра» для учащихся 1–4 классов ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма «Палитра» разработана для занятий с во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального.

Пропедевтика обучения математике в специальной (коррекционной) школе V вида Понятие «пропедевтика в образовании» имеет глубокие исторические корни. Слово «пропедевтика» (propaideia) греческого происхождения, состоит.

Урок обучения грамоте в 1 классе школы VIII вида «Звук [Ч] и буква Ч, ч» ОГКОУ «Фурмановская школа VIII вида» Открытый урок обучения грамоте Тема: «Звук и буква «Чч». Чтение слов и предложений». Подготовила.

Здоровьесберегающие технологии. Песочная терапия. Программа коррекционного развития «Играем с песком»Здоровьесберегающие технологии. Песочная терапия. Программа коррекционного развития «Играем с песком» Песочная терапия. "Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!" Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Ребенок сам тянется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа психологической помощи школьникам классов специального (коррекционного) обучения VII вида
Опубликовано: 25 марта 2016 в 21:40
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа психологической помощи школьникам классов специального (коррекционного) обучения VII вида» (включая файлы) размещена пользователем Марина Дяговцева (УИ 577378) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД