Лучший педагог года

Воспитание в детях нравственных чувств и коммуникативных умений посредством театральных подмостков

Ольга Шамрай
Воспитание в детях нравственных чувств и коммуникативных умений посредством театральных подмостков
▼ Скачать + Заказать документы

Шамрай Ольга Валерьевна, старший воспитатель

Наблюдение за детьми в группе подтверждает, что далеко не всегда отношения детей друг с другом складываются благополучно. Одни чувствуют себя хозяевами; другие оказались в подчинении у первых; третьи остались вообще вне игры, дети не принимают их (причем к некоторым из таких детей они относятся крайне негативно, других вообще не замечают); четвертые, хотя и держатся уверенно, при отсутствии каких-либо ссор и обид сами отходят от сверстников, предпочитая игру в одиночестве. Таков далеко не полный перечень проблем в отношениях между детьми, свидетельствующий о том, что одна и та же среда неодинакова для разных детей, у каждого из них уже имеется опыт эмоциональных отношений с близкими взрослыми, не всегда, к сожалению, положительный, а также свой опыт деятельности со взрослыми и сверстниками. Изучение динамики психологического конфликта показало, что независимо от особенностей такого конфликта ребенок не в состоянии разрешить его самостоятельно, не может полноценно развиваться как личность. Такие дети требуют к себе особого, индивидуального подхода, нуждаются в помощи взрослого по налаживанию полноценных отношений со сверстниками.

Публикация «Воспитание в детях нравственных чувств и коммуникативных умений посредством театральных подмостков» размещена в разделах

Мы сделали вывод, что актуальной проблемой на сегодняшний день в воспитании детей является обучение их умению эффективно общаться, снижение агрессивных тенденций в поведении, снятие защитных реакций, обособленности, включение в жизнь группы, накопление опыта положительного взаимодействия. От того, как будут складываться дружеские взаимоотношения между детьми, во многом зависят и положение ребёнка в детском коллективе, и успешность или не успешность его социализации.

Нет необходимости кого-то убеждать в важности воспитания в детях доброты. Доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. В последние годы мир вокруг нас, и современное искусство, и компьютерные игры — все заряжено агрессией, поэтому неудивительно, что детям в такой реальности неуютно и они равнодушны к чужому страданию и чужому горю.

Каким мы представляем себе доброго человека? – любящим помогать другим, умеющим сочувствовать, сопереживать и т. д. Как ребенок может научиться положительным моделям поведения? Так же, как и всему остальному - в основном подражая тому, что он видит вокруг. Поэтому мы и решили, что театральная деятельность может стать эффективным средством в решении этих проблем. Театр позволит ранимым и неуверенным в себе детям стать смелее, решительнее, поможет занять более активную жизненную позицию, поспособствует успешному общению в жизни. Занятия театрализованной деятельностью не только вводят детей в мир прекрасного, но и пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное - раскрепощают его творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.

Таким образом, театрализация создает максимально благоприятные условия для развития коммуникативной активности у детей дошкольного возраста и закладывает основу для формирования необходимых коммуникативных способностей.

Решение данной проблемы очень тесно связано и с общей направленностью нравственного воспитания. На практике мы убедились, что благодатной почвой для формирования нравственных отношений являются знания об окружающей нас природе, об отношении человека к объектам окружающего нас живого мира. На наш взгляд, явно прослеживается тесная связь нравственного и экологического воспитания. Так, тема данного исследования оказалась логично связана с приоритетным направлением в работе нашего детского сада - формированием экологической культуры дошкольников.

Как отмечают педагоги, представления детей о природе часто поверхностны и отрывочны - они явно не способствуют осознанной природоохранной деятельности. Театральная постановка сама подсказывает, какой же вопрос или задание дать детям. Так, говоря о природе, мы объясняем процесс развития предмета или явления способом выполнения этюдных упражнений. Возьмем, к примеру, семя подсолнуха. Мы, вместе с детьми проживаем его динамику в пантомимике: семя - росток - цветущее растение - семечки – масло, халва и т. д. Не менее важно изучить путь от конечного результата к началу (то есть от масла в данном случае до семечка). Для нас это кажется ясным, а детям помогает подойти к пониманию того, что все в природе взаимосвязано.

Все вокруг нас приспосабливается: заяц к зиме меняет цвет, лисий хвост помогает заметать следы. Это понимание взаимозависимостей мы переносим в сказки, помогая любимым героям в их бедах (колобку лучше поменять цвет на зеленый, тогда он не будет виден на траве, курочке Рябе лучше нести только простые яйца, чтобы не утруждать и не огорчать бабушку и дедушку).

Коммуникативные навыки необходимы и на развивающих занятиях по подготовке к школе. Ведь любое занятие строится на общение взрослого с ребенком или ребенка с ребенком. И для эффективного получения новых знаний и умений, ребенку также необходимо прежде приобрести элементарные навыки общения. Не находя контактов со сверстниками или взрослыми, ребенок теряет темпы развития интеллектуальной сферы. Например, излишне упрямясь, или чрезмерно тревожась. Поэтому, первая задача воспитателей – помочь ребенку адаптироваться в социуме.

Важным условием успешного поведения дошкольников является соответствующая воспитанность их эмоциональной сферы, которая проявляется в том, умеет ли ребенок сопереживать другим людям, чувствовать чужую боль или радость; находить общий язык и взаимодействовать с окружающими; добиваться успеха, сообразуя свои интересы с интересами и потребностями других и т. д.

Безусловно, к успешному результату приводит не всякое общение с ребенком, а только организованное в соответствии с нравственными принципами. Оно должно сопровождаться, с одной стороны, воспитанием внимания к другим людям, а с другой – сообщением ему нужных знаний по культуре человеческого общения.

В течение трех лет, начиная со II младшей группы, мы углубленно занимаемся театрализованной деятельностью в кружке «Волшебные маски». Театрализация позволяет ненавязчиво донести до детей очень многие вещи, которые иначе не усваиваются или усваиваются с огромным трудом. Мы используем разные виды театральных кукол на занятиях, в повседневном общении.

В системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. По многим причинам дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно правильно направить мысли и чувства малышей в нужное русло.

Выбор произведений обуславливается их содержанием, которое позволяет формировать у ребенка представления о нравственных качествах, связанных с умением оказать помощь, поддержку нуждающемуся, посочувствовать другу и просто тому, кто в нем испытывает потребность. При их чтении на конкретных примерах мы разбираем, что хорошо, а что плохо, обсуждаем поступки героев, мотивы, побуждающие к тому или иному действию, результат совершенного действия.

Проигрывая определенный сценарий (стишок, короткую сказку, дети по несколько раз меняются ролями. Им удается побыть и волком, и зайчиком, попробовать себя в роли бабочки, или утенка. У ребенка появляется возможность многократного перевоплощения. Дети это делают с большим удовольствием и непосредственностью. Глядя друг на друга, в спокойной атмосфере удается расшевелить самого скованного, зажатого ребенка. У агрессивных детей есть возможность почувствовать себя беззащитной жертвой или, в социально приемлемой форме выплеснуть агрессию.

Дети учатся владеть собой, вести себя правильно, так как поступают его любимые герои. И это помогает ему избавиться от затруднений и легко находить общий язык с другими. В игровых сюжетных ситуациях (этюдах) разнохарактерные персонажи взаимодействуют друг с другом, а в качестве средств передачи их взаимоотношений, переживаний используются жесты, выразительная пластика тела. В подобных заданиях дети осваивают различные модели общения; это помогает им в повседневной жизни быть контактными, восприимчивыми к эмоциональным проявлениям окружающих людей.

Театр помогает формировать у детей умения принимать самого себя и других людей, адекватно осознавая свои и чужие недостатки; помогает осознать свои чувства, причины поведения.

Дети учатся умению взаимодействовать с другими детьми, играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди, договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе театрализованной игры.

В младшей группе мы ставили музыкальную сказку “Чья мама лучше?” Автор

М. Картушина. В этой сказке система вопросов строилась так, чтобы подвести детей к пониманию образа жизни, основанного на коллективных взаимоотношениях, в частности, взаимопомощи, дружбе, заботливости и т. д. При умении делать что-либо, вносить вклад в общее дело, показали детям нравственный смысл умения дружить на примере персонажей сказки. Каждый свою работу делал, маме помогал. Когда одному из героев кажется, что он лучше всех, неизбежно возникает разлад и конец дружбе. На вопрос: "Чья же мама лучше?", дети отвечали: “Все мамы хороши и не надо ссориться, надо помогать друг другу. Сказка закончилась, потому что все звери подружились". Выводы беседы были направлены на то, чтобы акцентировать внимание ребят на взаимоотношениях в группе детского сада.

В средней группе мы с детьми подготовили к показу музыкальную сказку – басню А. Крылова “Стрекоза и Муравей”. Она вызвала эмоциональные переживания у детей в связи с поступком Стрекозы. Когда мы разбирали это произведение, то помимо вопросов, раскрывающих смысл поступков персонажей сказки - басни, была дана установка на то, чтобы каждый ребенок поставил себя на место того персонажа, на который хотелось бы походить. Поначалу девочки не хотели быть медведями, всем хотелось быть бабочками, мотивируя это тем, что медведь некрасивый, косолапый, а бабочки – красивые. В дальнейшем суждения изменились. Попав в трудную ситуацию, когда стало холодно, звери дружно и слаженно построили красивый дом, а Стрекоза лентяйничала, веселилась. Детям стало понятно из сюжета произведения, что друзья познаются в беде, в преодолении общих трудностей. Вместе с героями сказки, постигая простые истины, дети понимают, что дружат «не для выгоды, а потому что любят друг друга», что красивыми нас делают не разноцветные крылья, а благородные и отважные поступки.

Перевоплощаясь в сказочных героев, следуя за ними, ребята получают знания о мире, о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях, учатся разрешать сложные ситуации, верить в силу любви и добра. Герои сказок помогают усвоить непреложные законы жизни, утверждающие, что каждый поступок приводит к тому или иному следствию: за добро воздается добром, за зло – злом; чтобы чего-то достичь, необходимо хорошо потрудиться; относиться к другим следует так, как хотел бы, чтобы относились к тебе другие; помогать другим нужно бескорыстно, и тогда в трудную минуту тебе тоже помогут; любое дело легче делать сообща; надо уметь помнить и ценить доброе отношение к себе.

Как показала практика, очень важна диагностика коммуникативных отношений у дошкольников на ранних этапах его развития. Только в это время можно произвести коррекцию отношений, совершенствование у детей способов построения взаимоотношений со сверстниками, сочетаемое с переориентацией сложившегося мнения сверстников; дальнейшая организация взаимодействия поможет вернуть веру в себя, радостное настроение, увеличить инициативу к завязыванию контактов. Поэтому актуальной задачей на данном этапе становится отбор диагностических методик, разработка показателей, объективно отражающих результаты работы, динамику изменений в группе. Мы остановились пока на методах социометрии, дополняя их постоянными наблюдениями за взаимоотношениями детей в группе.

В заключение хотелось бы отметить следующее. Общение положительно влияет на детские отношения, если оно насыщается социально значимой мотивацией, выражающейся в стремлении развить общую игру, сохранить общность детей в игровом объединении, и если предметом осознания ребенка в игре выступает другой ребенок - партнер по игре. Именно этому и посвящено наше исследование в рамках экспериментальной педагогической площадки.

Публикации по теме:

Формирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачествомФормирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачеством Казачество – это часть народной культуры, в которой складывались особые, вековые, связующие нити: слова, предметы быта, элементы обрядности.

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Формирование знаний и умений у обучающихся 2 класса по нумерации чисел посредством разноуровневых заданий Формирование знаний и умений у второклассников по нумерации чисел посредством разноуровневых заданий. Терещук Марина Алексеевна «Формирование.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игрРазвитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Подготовила: воспитатель.

Воспитание нравственных идеалов посредством знакомства с народными и православными традициямиВоспитание нравственных идеалов посредством знакомства с народными и православными традициями Воспитание нравственных идеалов через знакомство с народными и православными традициями. Актуальность. Дети получают крайне разное по своему.

Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления с окружающим миром природы Патриотическое воспитание-это основа формирования личности. Патриотическое воспитание, есть результат длительного воспитательного процесса.

Педсовет «Воспитание патриотических чувств к родному городу посредством художественно-творческой деятельности» Возраст: 5-6 лет. Образовательная область: "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие". Тема: "Воспитание патриотических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание в детях нравственных чувств и коммуникативных умений посредством театральных подмостков
Опубликовано: 10 февраля 2020 в 12:00
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание в детях нравственных чувств и коммуникативных умений посредством театральных подмостков» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Шамрай в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД