Федорова Ирина
Воспитание у младших дошкольников навыков безопасного поведения на воде
▼ Скачать + Заказать документы
Что может быть лучше летнего отдыха на берегу водоема? Все мы с нетерпение ждем теплого лета, отдыха у моря или речки. Однако любой водоем представляет повышенную опасность, а дети, не имеющие жизненного опыта, часто неосторожны, они не страшатся опасности, несмотря на предупреждения. Правильно действовать в непредвиденной ситуации можно научиться только имея какой-то опыт. Дети младшего возраста такого опыта не имеют. Поэтому задача взрослых - поделиться с детьми этим опытом. В данной ситуации умение хорошо плавать – одна из важнейших гарантий безопасного отдыха на воде, но не все дети младшего дошкольного возраста умеют хорошо держаться на воде. Моя задача - научить детей правильно вести себя у воды, даже не умея плавать.
Публикация «Воспитание у младших дошкольников навыков безопасного поведения на воде» размещена в разделах
- Безопасность на воде. Правила поведения на водоемах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Правила поведения на воде. Конспекты занятий, беседы
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Ежегодно в мире гибнет на воде от 150 до 200 тысяч человек, в основном – дети. По данным МЧС, за 2019 год на водных объектах РФ погибло более 1000 человек, из этого числа – 72 ребенка.
Основными причинами гибели на воде можно назвать:
– неумение плавать,
– оставление детей без присмотра,
– купание в необорудованном и запрещенном месте,
– несоблюдение температурного режима,
– игнорирование правил безопасного поведения у воды.
А ведь зачастую трагедию можно предотвратить, если соблюдать простые правила безопасности на воде, которые необходимо изучать и постоянно повторять как детям, так и взрослым. Задача взрослых – родителей и воспитателей – обучать детей основам безопасности жизнедеятельности.
Целенаправленная работа, организованная в нашем детском саду по обучению детей навыкам плавания, воспитанию и привитию навыков культуры безопасного поведения на воде, является наилучшим способом снижения количества несчастных случаев среди наших воспитанников и выпускников.
Занятия в бассейне проводятся с воспитанниками ДОО со второй младшей группы. Весь процесс обучения условно делится на четыре этапа. Каждому этапу соответствует свой возраст.
Начиная со второй младшей группы, я знакомлю детей с простыми (основными) правилами поведения в бассейне: входить в воду по разрешению, не наталкиваться друг на друга, не кричать, выходить из воды по команде инструктора. Объясняю детям, что в помещении бассейна нельзя бегать. На первом занятии провожу экскурсию для знакомства с помещением бассейна. Ознакомление, разучивание правил безопасного поведения в бассейне проходит на всем первом этапе.
Мы живем в крупном мегаполисе, где много открытых водоемов, бассейнов, аквапарков. Многие дети с родителями часто выезжают на отдых.
Актуальность темы “Безопасность детей на воде” направлена на обучение правилам поведения и снижение количества несчастных случаев. Все, чему научится ребенок в дошкольном возрасте, откладывается на всю жизнь. Если ребенка в игровой форме познакомить с правилами поведения в бассейне, на пляже, обучить его навыкам плавания, он запомнит это и сможет применить это в реальной жизни. Не все родители подходят к этой проблеме достаточно серьезно. Одни педагоги не смогут без помощи родителей добиться устойчивых навыков у детей. Именно поэтому вся эта работа проводится совместно. Мною был подготовлен проект для младших дошкольников.
Здравствуй лето, здравствуй море.
Участники проекта:
дети второй младшей группы № 7, воспитатели групп, родители.
Актуальность:
тема «Безопасность детей на воде» направлена на обучение правилам поведения на воде и снижение количества несчастных случаев. Всё, чему научается ребёнок в дошкольном детстве, запоминается ярко и откладывается на всю жизнь. Если ребёнка в игровой форме познакомить с правилами поведения на воде и на пляже, обучить его навыкам плавания и оказания первой помощи пострадавшим на воде, он это запомнит и сможет применить в реальной жизни. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно.
Цель проекта:
Сформировать у детей представление о правильном, безопасном поведении на воде. Вооружить знаниями, умениями и навыками, необходимыми во время летнего отдыха у водоема и для действия в экстремальных ситуациях.
Задачи проекта:
Образовательные задачи: дать понятие детям, что вода бывает другом, а бывает и врагом; сформировать у ребенка понятия «опасность-безопасность»; объяснить детям, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать определённые правила безопасности.
Развивающие: формировать умение реально оценивать возможную опасность; помочь детям запомнить правила безопасности на воде; развивать творческие способности дошкольников.
Воспитательные: воспитывать у детей культуру поведения во время отдыха у водоёма, проводить профилактику несчастных случаев на воде; воспитывать чувство осторожности и самосохранения; создать условия для формирования таких личностных качеств как: ответственность, уважение к себе и окружающим, коммуникативность
Практические: прививать практические навыки поведения детей при купании в открытых водоёмах; учить элементарным действиям при возникновении несчастного случая на воде.
Методы и приёмы работы
Наглядные методы: представление о теме безопасности на воде и обсуждаемых ситуациях картотеки «Безопасность на воде», фотографий и зарисовок водоемов и пляжей на них, знака «купаться запрещено», картинок для составления рассказов «Правила поведения на воде» иллюстративного материала с заданием, подборки мультфильмов по теме «Безопасность на воде для детей», памятки для родителей «На пляж с ребенком», плакатов с правилами поведение у воды (бассейн, открытые водоемы).
Словесные методы: объяснения, рассказ, беседы, сравнения и замечания, вопросы и ответы, анализ, разучивание стихотворений. Для поддержания интереса детей используются образные выражения и сравнения, которые облегчают понимание сущности задания или проблемной ситуации.
Практические методы: занятия беседы; игровые ситуации, чтение художественной литературы и просмотр мультфильмов; выполнение заданий, составление творческих рассказов; спортивные развлечения, продуктивная деятельность.
Проблемные ситуации:
Как избежать опасных ситуаций на водоемах и как с ними справиться? Как оказать помощь при несчастных и опасных случаях на водоемах?
Обсуждаемые вопросы:
Какие основные правила поведения на воде в летний период? Какие основные правила пользования водными объектами для купания? Какие основные действия в экстремальной ситуации и по оказанию помощи при несчастном случае на воде? Что сделать, чтобы не попасть в беду?
Основные принципы:
принцип доступности содержания детям; принцип возрастной адресованности; принцип преемственности взаимодействий с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
Формулировка проблемы: «Необходимость правил безопасности на воде, почему возникают несчастные случаи на воде, и по чьей вине?» Изучение методического материала Игровая ситуация: «У водоёма» Постановка задачи: познакомить детей с правилами безопасности на воде
Основной этап:
Планирование деятельности. Сбор информации: подбор видеороликов, литературы, стихов, подбор иллюстраций, подготовка заданий. Подготовка и проведение бесед, занятий, развлечений. Моделирование ситуаций (инсценировки, игры); Практическая помощь в составлении рассказов и выполнении заданий; Проведение консультаций с родителями; памятки для родителей «На пляж с ребенком»; Оформление выставки рисунков и творческих работ.
Заключительный этап:
Спортивное развлечение «У водоёма»; Информационный блок для детей и родителей «Азбука безопасного поведения на воде», «Безопасность детей на воде в стихах», «На пляж с ребенком»; Проведение развлечения для детей с использованием различных смоделированных ситуаций;
Предполагаемый результат: Взаимодействие ДОУ и родителей в деле обеспечения безопасности детей на летнем отдыхе у воды. Воспитание у детей ответственности и осторожности при посещении водоемов. Появление у детей навыков поведения в экстремальных ситуациях, оказания посильной помощи при несчастном случае на воде.
Практическая значимость проекта: В результате реализации проекта дети и родители будут знать правила безопасного поведения на воде. Будет выработана система взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в деле обеспечения безопасности детей на водоемах. Снизится риск несчастных случаев с детьми на летнем отдыхе у водоема.
Результатами своей работы считаю, что:
– дети используют полученные знания в игровой деятельности и стали более внимательными и наблюдательными на водных объектах;
– запомнили предупреждающие знаки;
– родители вспомнили правила безопасного поведения на водных объектах.
Все это вселяет надежду на то, что семьи наших воспитанников обезопасят себя во время отдыха у воды.
Будьте здоровы и соблюдайте правила безопасности на воде!