Татьяна Врублевская
Исправление горлового произношения звука «р» у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Звук [р].
Артикуляция: губы растянуты, зубы приоткрыты, кончик языка приподнят к верхнему нёбу и вибрирует. При произношении звука участвуют голосовые связки. Звук [р] - самый звонкий в русском языке. Недостатки в произношении звука [р] называются ротацизмом.
Бывают следующие недостатки:
1. Замена звука [р] звуком [л] (кончик языка прижат к верхним зубам).
2. Смягчение звука [р].
3. Замена звука [р] звуком [д] (нет вибрации).
4. Замена [р] звуком [ч].
5. Рокочущее [р].
Публикация «Исправление горлового произношения звука „р“ у детей» размещена в разделах
6. Горловое [р]. Это самый тяжёлый недостаток.
Если ребенок произносит горловой звук [р], то постановку лучше начать от звука [р] проторного, т. е. без вибрации. В норме все дети проходят через [р] проторное.
Указание к вызыванию и постановке
Если нет звука [р], надо проверить звук [с]. Самое главное – какая воздушная струя при [с] - сильная или слабая. Если слабая, то работаем над воздушной струёй.
Постановка [р] - проторного
«Улыбнись, покажи зубки, приоткрой рот, подними широкий язык за верхние зубы, но не прижимай его там и позвени как комарик». Перед этим надо посмотреть как ребенок произносит [з], как делает упражнение «Грибок». Проторное [р] мы вводим в слоги, слова, фразы. Одновременно вырабатываем вибрацию кончика языка. Когда ребёнок произносит [р] - проторное, важно, чтобы ребёнок удерживал язык в правильном положении и следил за правильной струёй воздуха (можно держать перед ртом узкую бумажную полоску, которая должна отклоняться вперед). Звук должен быть легким, без напряжения, чтобы ребёнок его не выделял, усиливая голос, тогда проторное [р] будет хорошим.
Когда добьёмся хорошего [р], то мы говорим ребё нку: «Слышишь как у тебя комарик звенит, видишь, что делает твой язычок, он поднимается наверх и там неподвижно стоит. Теперь посмотри, что делает мой язык, когда я буду заводить моторчик».
Логопед проводит сравнение артикуляции [р] - нормального со звуком [р] - проторным (изолированным, который произносит ребёнок. «Когда я говорю [р], губы улыбаются; зубы видны, рот приоткрыт, язык поднят наверх и вибрирует»
Но есть и различие. У логопеда язык вибрирует, дрожит, а у ребёнка нет.
1 занятие
Логопед Ребёнок
Р З
РА ЗА
РЫ ЗЫ Вибрацию можно вырабатывать от [р] - проторного, от «ж» (есть струя, от [д].
Следим, чтобы: 1. язык был поднят за верхние зубы, а не высовывался
2. нижняя челюсть была неподвижна
3. звук [д] носил характер чёткого удара
4. при произнесении [д] кончик языка не загибался внутрь
5. сначала звук [д] произносится медленно, только постепенно убыстряется темп.
6. хорошая воздушная струя
7. когда приступаем к выработке вибрации от звука [д], то надо следить, чтобы ребёнок произносил звук [д], а не просто давал голос. Для этого надо провести несколько раз под языком пальцем и отнять его, чтобы услышать, что в это время говори ребёнок.
Артикуляционная гимнастика:
1. Широкий язык – «накажем непослушный язык», «сделать язык широкий, как блин на сковородке».
2. Поднять язык наверх. «Вкусное варенье», «Грибок», «Барабанщик», «Чьи зубы чище», «Маляр», «Пощелкать язычком»
- выработать подъём языка наверх и чёткое произношение [д].
3. Струя – «Загони мяч в ворота», «Фокус».
Автоматизация звука [р].
Автоматизация проводится также, как и для других звуков – в слогах, словах и фразах.
Игра: «Самолёт»
Рисуем самолёт и говорим, какой звук от мотора : «р-р-р». Наш самолет летит в города. Вот город «А» и получается «ррра». Потом город «Ы» : «ррры».
Указания к автоматизации
Иногда вызывает трудности автоматизация сочетаний тра, дра. Между этими звуками вставляется звук близкий к «ы», «а».
а а При этом надо следить, чтобы автоматизация начиналась с [р]-проторного и язык находился в
тр ы др ы одном положении за верхними зубами.
о о
у у
ФРАЗЫ для автоматизации звука [р].
В окне рама
Ранние розы красивы
У рубашки рукава
Рома подарил брату игрушечную ракету
У Ромы ранена река
Красная ручка на столе
Карась – маленькая рыбка
Рая раскрыла рот
В пруду – раки
В лесу протекает ручей
На рынке продают морковь
Из раны течет кровь
У барана большие рога
За сараем глубокий ров
На небе разноцветная радуга
Радио говорит громко
На крыше красная труба
В парке растет трава
В печке жарко горят дрова
Дядя Рома купил трубку
По городу едет трамвай
Круг круглый
Под аркой идет трамвай
Кран громко булькает
Мама купила помидоры, сахар и сыр
Мухомор растёт в траве
Костёр разожгли на поляне В лесу узкая тропка
За углом новое метро
На крыльце стоит ведро
Они хорошие друзья
Рома пьёт из кружки воду
Красная морковь очень вкусная
На горе Арарат растёт крупный виноград
Розе купили пирамидку
Рая барабанит на барабане
Арбуз очень вкусный
За городом крутые горы
Груши и арбуз лежат на столе
В графине чистая вода
Мурка громко мурлыкает
Кровать стоит у стены
У лодки красивый парус
В огороде красная смородина
Тетради и перья лежат в портфеле
У пионеров горн и барабан
У мамы густые брови
В парке есть карусель
Около забора лежит топор
Светофор показывает красный свет
У Ромы в руках красный шар
У катера работает мотор
На ковре крупные круги