Наталья Емельянова
Воспитание самостоятельности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Самостоятельность – важнейшее качество личности. Успешность её формирования на самых ранних этапах развития во многом определяет направленность личности. Как же определить истинный смысл первичных стремлений ребёнка к самостоятельным действиям? Моё наблюдение за ребёнком показало, что его стремление не имеет формы общей и стойкой тенденции, не охватывает большей части его действий, а ограничено и сводится лишь к одиночным самостоятельно исполняемым действиям, скорее всего это мнимая самостоятельность, которая, на поверку, оказывается лишь умением совершать хорошо заученные и закреплённые действия. Например, малыш хочет лишь самостоятельно застёгивать пуговицы на одежде. О том, чтобы одеть себя, и слышать не хочет.
Публикация «Воспитание самостоятельности у дошкольников» размещена в разделах
Истинная самостоятельность в раннем возрасте может иметь непривычную на первый взгляд характеристику. Один из первых и главных её признаков – безудержная инициативность в намерениях. Эта черта возникает первой в процессе становления детской самостоятельности и носит характер устойчивой тенденции, постепенно распространяющейся на всё большее число предметных действий малыша. Успех этого этапа во многом зависит от взрослого. Ведь инициатива ребёнка намного опережает его возможности самостоятельно её реализовать.
Второй типичный признак истинной самостоятельности выглядит как увлечённость одним делом в течении длительного времени, как настойчивое желание получить не любой, а именно задуманный результат. Ребёнок становится усидчивым и настойчивым, неуспешные действия не разрушают его намерений, не приводят к отказу от задуманного, а заставляют его усилить внимание и сосредоточиться на своих действиях. На этом этапе взрослый также внимательно присматривается к ребёнку, к его предметным действиям, обретающим новое, самостоятельное свойство -, самостоятельность, действование без опоры или с частичной опорой на помощь старшего. Этот этап в развитии детской самостоятельности длится около полугода. За это время ребёнок становится более самостоятельным не только в замыслах, но и в конкретном их исполнении, более независимым от взрослого в исполнении своих планов.
Третий признак в развитии самостоятельности – способность к самоконтролю и самостоятельной оценке результата своей деятельности и себя как деятеля. Смысл моих воспитательных воздействий на этом этапе – дать возможность ребёнку испытать чувство удовлетворения от самостоятельно задуманного и осуществлённого дела. Вот почему я более внимательно присматриваюсь к действиям своих воспитанников, не пропускаю успешных предметных действий и выделяю их как безусловно значимые, приятные и интересные для окружающих. Именно таким образом прививаю детям вкус к самостоятельно осуществляемым предметным действиям. Не понуканием и понуждением, не упрёками и обидными сравнениями, а уважительным, радостным переживанием успеха в самостоятельно реализованной предметной деятельности. Таким образом, самостоятельность, развитая в одной сфере, не обеспечивает автоматически самостоятельности в других, однако создаёт благоприятные условия для расширения на все большие области жизни ребёнка. Поэтому ещё раз подчёркивая то, что роль взрослого в процессе развития детской самостоятельности, так как его участие в предметных действиях детей вплоть до появления у них самооценки в предметной деятельность и должно быть существенным.