Губкина Марина
Консультация для родителей «Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Что дети должны научиться делать самостоятельно
Дети младшего возраста должны уметь :
• Мыть руки, засучивая рукава;
• Мыть лицо, не разбрызгивая воду;
• Правильно пользоваться мылом;
• Не мочить одежду;
• Сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.
Одеваться и раздеваться в определенной последовательности:
• Одежду снимать, одевать, складывать, вешать, вывертывать на лицевую сторону, пуговицы расстегивать, застегивать, завязывать шнурки на ботинках;
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Темочки
• Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому;
• Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом;
• Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом;
• Правильно пользоваться ложкой, вилкой (к концу 4 го года жизни, салфеткой;
• Убирать игрушки, книжки, строительные материалы на определенное место.
Условия, необходимые для развития самостоятельности ребенка в самообслуживании.
В одевании:
• Вешалка для верхней одежды, соответствующая росту ребенка;
• Индивидуальная полка или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков);
• Постоянное место для хранения ночной рубашки, пижамы;
• Удобная для одевания одежда (легко застегивающиеся пуговицы; шнурки для обуви с твердыми наконечниками; достаточно свободные резинки на юбках, трусах, колготах, шортах; соответствующий голове ребенка размер ворота; удобные застежки на платьях, кофточках).
В умывании:
• Устойчивая подставка под ноги (расстояние от неё до края раковины должно быть примерно 55 см, а до крана – 65-70 см, т. е. равняться расстоянию от пола до согнутых в локте руки ребенка);
• Постоянное и удобное место для зубной пасты, щетки, стаканчика или подставки для нее ( при покупке данных вещей нужно позаботиться об их внешней привлекательности: яркая окраска, красивая этикетка, оригинальная форма);
• Отдельная мыльница с туалетным мылом, разрезанным на 2-4 части;
• Удобное место для полотенца (детское полотенце не должно соприкасаться с полотенцами других членов семьи. Если в семье несколько детей, потребуются разные по цвету или орнаменту полотенца. Удобный для ребенка размер полотенца - 40-50 см в ширину, 50-70 см в длину.).
При приеме пищи:
• Стул в соответствии со столом (расстояние от сидения до крышки стола должно равняться 18-19 см. Под ноги нужно сделать подставку, расстояние от нее до сидения стула - 25-28 см);
• Небольшого размера столовый прибор: тарелка, чашка, вилка, ложка;
• На доступном для ребенка расстоянии хлебница с хлебом, нарезанным мелкими ломтиками, салфетница.
Художественные произведения для детей, которые используются для воспитания у них самостоятельности в самообслуживании.
«Маша - растеряша» Л. Воронковой,
«Лекарство» В. Осеевой,
«Мойдодыр» К. Чуковского,
«Девочка чумазая» А. Барто,
«Что взяла, клади на место», «Топотушки» З. Александровой,
«Письмо ко всем детям по одному очень важному делу» Ю. Тувима,
«Я сама» И Муравейка,
«Кто скорей допьет» С. Капутикян.
Народные песенки, потешки: «Водичка, водичка умой мое личико», «Травка-муравка», «Ночь пришла, темноту принесла».
Что взяла, клади на место.
Это Оленьке известно:
Что взяла, клади на место!
Только девочка мала:
Забывает, где взяла.
На кроватку ставит кружку,
На паркет кладет подушку,
Прячет ботики в буфет.
Все на месте или нет?
Если мама промолчала,
Надо делать все сначала:
На буфет нести подушку,
На паркет поставить кружку,
Сунуть ботики в кровать.
Кажется, не так опять?
Оля смотрит виновато:
Нет, стояло все не там…
Помогите ей, ребята,
Все расставить по местам.
З. Александрова
Я сама
- Давай будем одеваться…
- Я сама! Я сама!
- Пойдем, будем умываться…
- Я сама! Я сама!
-Ну идем хоть причешу я…
- Я сама! Я сама!
- Ну давай хоть накормлю я…
- Я сама! Я сама!
И. Муравейка
Письмо ко всем детям
по одному очень важному делу
Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо:
Я прошу вас, мойте чаще
Ваши руки и лицо.
Все равно какой водою:
Кипяченой, ключевой,
Из реки, иль из колодца,
Или просто ключевой!
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем –
Перед каждою едою,
После сна и перед сном!
Тритесь губкой и мочалкой!
Потерпите – не беда!
И чернила и варенье
Смоют мыло и вода.
Дорогие мои дети!
Очень, очень вас прошу:
Мойтесь чище, мойтесь чаще –
Я грязнуль не выношу.
Не подам руки грязнулям,
Не поеду в гости к ним!
Сам я моюсь очень часто.
До свиданья! Ваш Тувим.
Ю. Тувим
Педагогическая ситуация
«Илюша (3 года) с усердием натягивает колготы. Трудное занятие! Наконец-то, после долгих усилий, колготы почти надеты, но… наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, эту «бесцеремонную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготки. Малыш поднимает крик:
- Сам! Сам! Сам!
- Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «Сам».
Примерные вопросы:
1. Правильно ли поступила мать? Обоснуйте ваше мнение.
2. Как вы думаете, почему она так поступила?
3. Как расценивать детское «я сам» в воспитании ребенка?
4. Какие самостоятельные трудовые действия доступны младшему дошкольнику?
5. Что ваш ребенок делает сам?
Педагогическая ситуация
«Алеше четвертый год, но он по сравнению с детьми его возраста совершенно беспомощен, протестом встречает любое предложение проявить самостоятельность.
Снять пальто или варежки не может, застегнуть пуговицу и развязать шнурок не хочет, за столом сидит в ожидании, когда его накормят. Если ему напоминают, что надо есть самому, как все, мальчик опускает голову, на глазах слезы и жалобно заявляет: «Не хочу, не умею».
Зато дома со взрослыми у Алеши властный, требовательный тон, на глазах всегда дежурные слезы. И взрослые спешат предупредить их, его жалеют: «Он такой беспомощный!», «Он еще очень маленький», «Нервный ребенок, требуется осторожность». Это часто произносится в присутствии мальчика».
Примерные вопросы:
1. Чем обусловлена беспомощность Алеши? Проанализируйте линию поведения взрослых и дайте ей оценку.
2. Можно ли такими методами воспитать у ребенка самостоятельность?