Ткачева Татьяна
Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников и их значение в подготовке к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд. В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации Российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Публикация «Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников и их значение в подготовке к обучению в школе» размещена в разделах
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
2 слайд. В период завершения этапа дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:
- проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок способен к волевым усилиям;
- пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- способен к принятию собственных решений.
Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению.
Среди качеств будущего школьника, исследователи особо выделяют самостоятельность ребёнка, т. к. она способствует развитию его личности в целом. В последнее время утвердился «гуманистический» подход к развитию ребенка : за ним признали право быть личностью. А самостоятельность - верная спутница личностного развития.
3 слайд. Что же такое самостоятельность?
Самостоятельность – это способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений.
По мнению педагогов и психологов, истоки самостоятельности зарождаются уже в раннем возрасте, на стыке первого и второго годов жизни ребенка. Именно здесь берут начало пути формирования самостоятельных действий и умений, постепенно усложняющихся в игре и занятиях, в восприятии окружающего и в общении. С помощью взрослого самостоятельные умения ребенка закрепляются, проявляются в разнообразных видах деятельности, постепенно приобретая статус свойства личности.
Самостоятельность - это психическое состояние личности, включающее в себя:
- способность ставить перед собой задачу;
- способность удерживать в памяти конечную цель действия и организовывать свои действия в русле её достижения;
- способность совершать в той или иной степени сложности действия без посторонней помощи, соотносить полученный результат с исходным намерением.
Многочисленные исследования советских педагогов и психологов, посвященные проблеме самостоятельности детей дошкольного возраста позволяют уточнить некоторые признаки самостоятельности ребенка.
4 слайд.
1. Самостоятельность ребенка не имеет ничего общего со стихийным его поведением. За самостоятельностью ребенка (любого возраста) всегда стоит руководящая роль и требования взрослого.
5 слайд. 2. Уровень самостоятельности детей повышается с их развитием, с возрастающими у них возможностями выполнять все более сложные физические и умственные действия.
6 слайд.
В развитии самостоятельности могут быть намечены три ступени.
7 слайд.
Первая ступень — когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, без побуждений и помощи со стороны взрослого (сам убирает после игры строительный материал; сам идет мыть руки, когда его зовут к столу; сам говорит «пожалуйста» и «спасибо», когда просит о чем-то или благодарит за помощь).
Вторая ступень—ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. Например, научившись убирать свою комнату, девочка без подсказки взрослых сама подмела комнату у бабушки, убрала посуду в незнакомый шкаф. Без просьбы мамы сама принесла из комнаты в кухню стул и предложила присесть соседке, которая зашла к маме. В детском саду ее учили предлагать стул гостям.
На третьей ступени возможен уже более далекий перенос. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях.
Таким образом, самостоятельность есть всегда продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка. И чем лучше, глубже, осмысленнее освоил ребенок правила поведения, тем шире у него возможности инициативно и самостоятельно применять их в новых, разнообразных условиях жизни.
По мнению психологов и педагогов, самостоятельность как интегративное качество личности включает в себя знания, нравственно-волевые качества и чувства. На каждом возрастном этапе самостоятельность имеет свои особенности. В старшем дошкольном возрасте она проявляется в личной мотивации деятельности, самоорганизованности, инициативности, навыках самоконтроля и самооценки действий и поведения.
В процессе обычной повседневной деятельности в детском саду происходит формирование коммуникативной самостоятельности, которая является естественным дополнением, как к совместным играм (дидактическим, подвижным, сюжетно-ролевым, театрализованным, так и ко всевозможным мероприятиям.
Таким образом, выстраивая работу по формированию самостоятельности у воспитанников, педагогам каждой возрастной группы нужно ориентироваться на их интересы, учитывать индивидуальные и возрастные особенности. В основе этой работы должны быть единые принципы и цели воспитания:
8 слайд.
Развитие Черт характера : дисциплинированности, самообладания, терпения, трудолюбия, честности;
Умения принимать решения, отбирать и накапливать для этого необходимую информацию;
Устойчивого целостного мировоззрения;
Навыков повседневной жизни (знать правила личной безопасности, обладать навыками бытового самообслуживания, бережно относиться к вещам и т. д.);
Навыков общения (устанавливать и поддерживать контакты с другими детьми и взрослыми, решать конфликтные ситуации).
Уникальная природа ребёнка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Включаясь в разные виды деятельности, ребёнок стремится познать, преобразовать мир самостоятельно за счёт возникающих инициатив.
9 слайд.
Моя коллега, выступающая передо мной, подробно рассказала, что такое инициатива и как ее развивать. Хочется добавить, что инициативы бывают ответственные и безответственные.
Безответственная инициатива – когда человек может сделать предложение или начать дело, не продумывая, кто и как это будет доделывать и довершать. Есть ли ресурсы, рентабельность начинания, каковы ближайшие и отдаленные последствия.
Ответственная инициатива - инициатива человека, у которого есть цели, есть свой максимум жизни, есть свое направление, продумано, кто и как будет доделывать и довершать дело. Есть ли ресурсы, рентабельность начинания, каковы ближайшие и отдаленные последствия.
Если мы хотим, чтобы наши дети верили в себя, развивались и экспериментировали, мы должны подкреплять инициативу, даже когда она сопровождается ошибками. А самостоятельная деятельность как раз и способствует развитию детской инициативности.
10 - 14 слайд. Развивающая стена имеет большое значение для развития самостоятельности и инициативности дошкольников. Вашему вниманию представлены функционирующие развивающие стены, оформленные в группах детского сада № 17 «Звёздочка».
Они выполняют функцию путеводителя по образовательным маршрутам, которые ребенок выбирает самостоятельно. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду и оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности, что эффективно и целесообразно для дошкольников при подготовке их к обучению в школе. При систематической организации самостоятельной детской деятельности на развивающей стене я думаю, вы увидите положительную динамику развития самостоятельности у своих воспитанников. Кроме того, изменится тип взаимодействия с вашими детьми, способы их мотивации.
15 слайд. Спасибо за внимание!